ОТКРЫТЫЙ УРОК МОНГОЛО – ТАТАРЫ

ОТКРЫТЫЙ УРОК
МОНГОЛО – ТАТАРЫ ИКОМПЬЮТЕР

Эпиграф, написанный на доске
Нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, своего народа.
Цели урока
Повторение пройденного материала по теме «Русь во времена монголо – татарского нашествия», практическое знание карты. Демонстрация межпредметной связи, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся. Развитие у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов. Проверка у учащихся умения работать в некоторых прикладных программах операционной системы Windows, знание файловых операций.
Оборудование
Персональные компьютеры, мультимедийный видеопроектор, видеомагнитофон, раздаточный материал к карте, именной кроссворд, алгоритм в виде блок – схемы.

ХОД УРОКА
Учитель информатики. Сегодня вы присутствуете на интегрированном уроке информатики и истории. Цель урока – продемонстрировать, каким образом можно применить приобретённые на уроках информатики умения и навыки для проверки ваших знаний по истории. На уроке мы будем проверять ваши знания разными методами, чтобы продемонстрировать возможности информатики для охвата большого объёма материала. Вы будете работать в графическом редакторе, с тестом, исследовать информацию, представленную в виде алгоритма.
Учитель истории. Говорят, нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлеты, и падения, и триумфы, и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: «Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что бесчестие и позор?».
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на собственном опыте, на своих ошибках. И наша история должна учить всех нас. В этом заключается, на наш взгляд, её главное предназначение. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
Сегодня на уроке мы подведём итог изученной темы «Русь во времена монголо – татарского ига». Цель урока: проверить ваши знания, полученные по данной теме. Это знание основных событий, исторических личностей, сыгравших решающую роль в этот период, практическое знание карты.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, как начиналось в 1237 году монголо – татарское нашествие на Русь.
Учитель информатики включает первый видеосюжет демонстрирующий захват русских княжеств монголо – татарским войском.
Учитель информатики. Ребята, сейчас вы будете выполнять за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Paint необходимо открыть файл Карта.GIF, где находится заготовка (рис.2), по следующему пути:
ПускПрограммыСтандартныеPaint.
ФайлОткрытьКарта.GIF
Вам необходимо вспомнить, в каком порядке завоёвывались русские княжества монголо – татарами. На рис. 1 цветной палитрой указан порядок окраски последовательности завоеваний. Вам также нужно будет надписать названия завоёванных княжеств.
Учащиеся пересаживаются за РМУ (рабочее место учащегося) парами и в течение семи минут выполняют задание. Выполнившие работу раньше остальных получают раздаточный материал с именным кроссвордом для заполнения (индивидуально) (рис. 4).
По истечении времени картинки учеников сравниваются с правильно окрашенной картой, высвеченной с РМП (рабочее место преподавателя) на экран видеопроекта (рис. 3). Анализ работы по карте проводит учитель истории.
Учитель информатики. Знание основных событий и фактов вам поможет проверить тест, который можно запустить с рабочего стола – файл Тест.exe.
На экранах высвечиваются оценки, полученные учащимися в результате тестирования.
Учащиеся пересаживаются за парты.
Учитель истории. Русские земли во 2-ой четверти XIII века попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, которая осуществлялась в различных формах и поддерживалась с помощью постоянного террора. Внимание на экран.
Включается второй видеосюжет.
Сведения о событиях тех лет дошли до нас в летописях, в народном фольклоре, а вам дается возможность определить, является ли каждое событие, включённое в блок – схему, истинным или ложным. Вспомним свойства информации.
Ученики (перечисляют).
Достоверность, истинность, понятность, ясность, актуальность, ценность.
Блок – схема имеет две ветви (варианта), на работу отводится 5 минут. Следуя по блок – схеме, ребята должны прийти к правильной дате. Далее учащиеся проводят взаимопроверку.
Анализ выполненного задания проводит учитель истории по изображению блок – схемы, высвеченной на экране видеопроектора.



15