Презентация на классный час Народы Крыма — Армяне


НАРОДЫ КРЫМА. Армяне. КРАТКАЯ СПАРВКА. Первые связи армян с Крымом известны со времён царя Тиграна Великого и Матриада Понтийского. Это 1-2 века до н.э. Позднее, в 5-6 веках н.э византийские императоры армянского происхождения размещали военные армянские отряды на дальних окраинах своей империи, в том числе и в Крыму В 11 веке после вторжения в Армению турок сельджуков в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юга – восточном Крыму: В Кафе (Феодосии), Судаке, а позднее – в основанном крымскими татарами городе Кырым (Старый Крым). Армянских купцов привлекало море, возможности прибыльной торговли, да и армяне - ремесленникинаходили здесь хороший сбыт своих товаров. Трудолюбивые и уживчивые, армяне быстро приноравливались к чужим обычаям, налаживали дружбу со всеми соседями, поэтому число их поселений быстро разрасталось. Они способствовали расцвету и развитию Кафы. Их вклад в казну города был во много раз больше, чем налоги других национальных общин, да и население этого приморского города в то время на 70% состояло из армян. Как и другие народы Крыма, армяне настрадались и в годы войны, и в годы депортации. Но народ не постарел душой. Он молод и прекрасен. ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ. В силу исторически сложившихся обстоятельств, в особенности вследствие опустошительных периодических нашествий извне, значительная часть армянского народа вынуждена была в различные периоды времени покинуть свою родину и искать пристанище в чужих краях, некоторые из которых впоследствии стали для армянских переселенцев второй родиной. Именно таким являлся средневековый Крым, где в течении нескольких столетий имелись многочисленные армянские колонии с внушительным числом населения. Исторические памятники свидетельствуют о наличии в Крыму уже в 11-13 веках постоянного армянского населения. Особенно мнголюдными становятся армянские поселения Крыма в 14 веке, что было связано с многочисленными нашест виями, а также с падением в конце этого столетия Кимисийского армянского царства С начала 14в., армянские поселенцы разворачивают в Крыму активную строительную деятельность. Согласно памятной записи одной армянской рукописи Крыма начала 14в. уже в то время существовал близ Кафы армянский монастырь Гамчак, при котором была построена купольная церковь в Кафе имелись армянские школы, десятки церквей, банки, торговые дома, караван-сараи, ремесленные цеха. Город был одним из духовных центров крымских армян, столь известным и важным, что в 1438г. Кафским армянам было предложено послать своих представителей на Флорентийский вселенский собор. ВЫСЕЛЕНИЕ ИЗ КРЫМА.В период борьбы с Турцией за Крым русское правительство решило лишить хана одной из основных статей его дохода, заставить пользоваться жалованием русского двора и вообще его благодеяниями. Так как промышленность, торговля, садоводство и земледелие находились в руках христиан-греков и армян, то решено было выселить их из Крыма.Первым свое согласие на переселение дала верхушка колонии – представители духовной знати и зажиточной части купечества. Она надеялась, что на новых местах, получив обещанные русским правительством привилегии, для нее откроются широкие возможности для торгово-промысловой деятельности, а следовательно нового обогащения. Восстановление колонииПосле переселения в Азовскую губернию средневековая армянская колония в Крыму перестала существовать. Экономика полуострова в основных своих отраслях – торговля, ремесленное производство, земледелие – после ухода греков и армян пришла в упадок.В феврале 1798 г., был принят манифест о заселении Крыма иностранными колонистами, дающий всем желающим право без различия звания и вероисповедания, по своему выбору обосноваться в любом месте, за исключением Севастополя как военной гавани. Манифест освобождал иностранцев от рекрутской повинности, и многие армяне в конце 18 и начале 19 в. стали приобретаться в КРЫМ, заложив основу новой армянской колонии на полуострове.Армянское население в основном размещалось в Симферополе, Феодосии, Карасубазаре, Старом Крыму, Евпатории, Ялте, а также в местностях губернии. Общественная жизньОбщественная жизнь крымских армян особенно оживилась в конце 19 и начале 20 в. В числе многих общественных организаций особенно заметна деятельность церковных попечительств, существовавших почти во всех армянских поселениях. Состоятельные армяне и церковь старались «поднять» нацию на уровень современной цивилизации, а также осуществить благотворительные мероприятия. Источником денежных и материальных средств попечительств были субсидии церкви, завещания, приношения.Поддерживая тесные связи, крымские армяне постоянно были в курсе всех важных событий, относящихся к Армении и армянскому народу. Они делили невзгоды, выпавшие на долю своих соотечественников на родине, старались облегчить их участь. КУЛЬТУРА. Культурное развитие крымских армян в 19-н.20 в. Отразилось в создании школ, училища, типографии, в издании журналов, книг. В 1816г. в Карасубазаре по инициативе Манвела Гюмушханеци открылась первая армянская приходская школа в Крыму. Несколькими годами позже, наряду с Карасубазарской, приходские школы начали функционировать также в армянских поселениях Старого Крыма, Феодосии, Евпатории, Симферополя. Среди армянских школ Крыма по своему значению и постановки учебно-педагогическом работы особняком стояло Халибовское училище, основателем которого был Г. Айвазовский. Учебный план свидетельствовал о том, что Г. Айвазовский создал учебное заведение скорее национально – светского, чем религиозного уклона, заведения, в котором учащиеся получали бы знания, соответствовавшие гимназическому курсу. В учебную программу училища входили армянские, русский, французский, турецкий языки, закон Божий, арифметика, история, география, рисования, физика, химия, физкультура, чистописания. В училище бесплатно обучались также дети неимущих армян, составлявшие 35-40 процентов учащихся. Преподаватели в училище были в основном с высшим образованием Из среды крымских армян в 19 в. Вышел целый ряд выдающихся деятелей культуры, творчество которых имело определённое общественно - художественное значение. В плеяду известных деятелей армянской культуры навсегда вошли имена крымских армян: великого мариниста И.К. Айвазовского и его последователя Э. Махтесяна, композиторов Х. Кара – Мурзы, А. Кахцацяна, знаменитого скрипача и музыковеда О. Налбандяна. Праздники Навасард (новый год) Обычай праздновать первый день года – 1января возник в Армении ещё до Рождества Христова. Первый месяц древнеармянского календаря назывался навасард (нав-новый, сарда-год). По григорианскому же календарю Навасард совпадает с августамСуществовало поверие: как встретишь новый год, таким будет и весь год. И, естественно, этот праздник отмечался очень торжественно. Столы украшались первыми плодами, пышные празднества сопровождались народными песнями и плясками. После принятия христианства праздник нового года был перенесён с месяца Навасард на идущее следом за десятое ноября воскресенье, на время окончания трудового цикла земледельцев. Навасард стал символом собранного в садах и полях урожая.