Технологическая карта «Литературное чтение» (обучение грамоте) в 1-ом классе на тему «Звуки /К/, /К// и буквы К к.»


Бирюкова Е.Ф.,
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа №28 имени Г.Ф.Кирдищева»
Г.Петропавловск-Камчатский.
Технологическая карта «Литературное чтение» (обучение грамоте) в 1-ом классе на тему «Звуки /К/, /К// и буквы К к.»
Тип урока:  Урок изучения нового материала
Авторы УМК:  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.
Цели урока:  Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта   буква.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):  Метапредметные цели:
познавательные УУД – развитие познавательного интереса в исследовании родного языка, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.
личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.
Предметные цели – познакомить со звуками /К/, /К// и буквами К, к, ; слышать и различать новые звуки в словах; выделение нового звука в процессе слогозвукового анализа слов; чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами; характеристика выделенного звука, сравнение их по твердости и мягкости; Оборудование:  В.Г.Горецкий, учебник «Азбука». – М.: Просвещение», 2012г.; тетради для печатания; карточки для составления схемы слов.
Образовательные ресурсы:  Электронное приложение к учебнику «Русская азбука»
 

Этапы урока Содержание урока Основной вид деятельности учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент Звуки /К/, /К// и буквы К к.
Д:
(тема урока закрыта, после определения темы урока отрывается слово ЗВУКИ, остальное закрыто. Все открывается постепенно)\Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики!
Мозговой штурм:
- Как называется край, в котором вы живете? (Камчатский)
- Какое животное носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
- Чем стала угощать лиса журавля в сказке «Лиса и Журавль»? (Каша)
- Как зовут мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай)
- Как называется цветок, растущий на лугу, похожий на колокол? (Колокольчик)
ЛУУД - вызвать желание у детей работать,
настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места.
ПУУД - общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); перерабатывать ранее полученную информацию.
II. Мотивация к учебной деятельности.
III. Постановка темы и целей урока Д: н о у с
ы а и
- на какие 2 группы можно разделить эти буквы?
- назовите буквы, которые обозначают гласные звуки?
- назовите буквы, которые обозначают согласные звуки?
- как отличить гласные звуки от согласных?
(сигнальные карточки)

- Вспомните какой звук чаще всего встречался в словах отгадках?
- Кто догадался какая сегодня тема урока.

Буква
- Каждый для себя поставьте цель. (слова вокруг вопроса открываются постепенно)


Чтение
Печатание
Д:


Создание проблемной ситуации, высказывание предположений
Постановка темы и целей урока
Умение давать полные ответы познавательные УУД –
развитие познавательного интереса к родному языку
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли; слушать и понимать речь других.
IV.
Средства достижения планируемого результата
- Возьмите лесенку достижений, значком отметьте, на какой лесенке знаний вы находитесь сейчас?

- Желаю вам достигнуть поставленных целей. Что необходимо для этого? (слушать внимательно, дружно работать)
- С помощь, каких средств будете достигать поставленных целей? (тетрадей, учебника, таблиц)

- Чтобы вам было легче и все получилось, вспомним алгоритм:
* звук мы слышим
* звук мы произносим
* обозначаем звук карточкой (зел, синей,красн).
* звук обозначаем буквой.
* читаем с буквой слоги.
* читаем с буквой слова и предложения познавательные УУД – развитие познавательного интереса к родному языку,; осознанное построение речевого высказывания;
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности уч-ся.
V. Проблемно-диалогическая технология. Открытие новых знаний.
-Какое животное самое большое на Земле?
Это синий кит. Его длина 30 метров, а вес – 150 тонн. От головы до хвоста этого гиганта можно выстроить шесть легковых автомобилей. А если представить себе огромные весы, то синего кита не могут перетянуть и 30 автобусов! Синий кит питается планктоном – крошечными растениями и животными,
плавающими в верхних слоях океана. Он совершенно безобиден и не опасен для человека.
- Напомните тему нашего урока.
- Чтобы убедиться посмотрим, что записано на доске.
И .


- Прочитаем. Что это?
- докажите, что это предложение.
- назовите первое слово в предложении.
- выделите первый звук в слове КОТ.
- какой это звук гласный или согласный?
- почему вы так думаете?
- что вы еще можете сказать об этом звуке? Давайте произнесем еще раз?
В теме урока вместо звука ставится синяя карточка.
-назовите второе слово в предложении. (КИТ).
- выделите первый звук в слове КИТ.
- какой это звук гласный или согласный?
- почему вы так думаете?
- Давайте произнесем еще раз?
- что вы еще можете сказать об этом звуке?
В теме урока вместо звука ставится зеленая карточка.
Напомните тему урока. Какой цели достигли на данном этапе урока?
(познакомились с новыми звуками)
- Кто ставил такую цель, достигли вы ее или нет?
- Повторите еще раз что узнали про эти звуки?
- какая была следующая цель урока? (узнать какой буквой обозначается)
- где мы это можем узнать? (в учебнике.)
- откройте учебник на стр.
- Может кто то знает как называется эта буква? (Ка)
- А где вы видели эту букву? Для чего нам нужна эта буква?
- сравните заглавную и строчную.
- Для чего нам нужна заглавная буква К?
- На что похожа буква К?
- найдем место нашей букве в алфавите.( соседи)

В теме урока вместо пустого квадрата появляются буквы Кк.
ФИЗМИНУТКА.

Учитель называет слова. Если есть мягкий звук / К// – встают девочки. Если твердый /К/ – встают мальчики.
Книга, кино, колос, кенгуру, носки, конь, слон, килька, карусель, окунь, спасибо, кеды, карта, мальчики, каблуки.
Печатание буквы Кк
- Назовите тему урока. Кто ставил цель научиться печатать букву К?
- Достигли вы поставленной цели? Молодцы.
Исследование свойств
Высказывание предположений
Обобщение
Обобщение
ПУУД: общеучебные Постановка учебной проблемы; умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков.
Познавательные УУД:
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия
познавательные УУД – отвечать на простые вопросы учителя;
логические (синтез как сост. целого из частей).
регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия
познавательные УУД – отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, алфавите.
ЛУУД – установка на здоровый образ жизни
ПУУД – общеучебные (знаково-символическое моделирование)
V I. Этап применения знаний и способа действия.
* Чтение слогов:
Д: КАН КУН КИН КОС КУС КОН КИС
КОН КЫН КАС КИС КЫС


- прочитать мягкие слияния.
- почему согласный звук в этих слогах мягкий?
- позовите кошку к себе. (кис-кис-кис)
* Работа в «Азбуке»
- найти в стихотворении буквы и посчитать их.
- прочитать слова с буквой Ка.
ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для глаз

Д: Коса у Кати.
Коси, коса, у Сани.
- что записано? Почему?
- сколько предложений?
- прочитаем 1 предложение. Что значит слово КОСА?
- прочитаем 2 предложение. Что значит слово здесь?
- чем отличаются эти 2 слова? (имеют разное значение)
- как мы называем эти слова? (многозначные)
- Какую цель достигли на этом этапе? (научились читать слова и предложения с изученными буквами)
* Учитель читает, а дети запоминают слова с буквой К.
Киска весело живет, громко песенки поет.
Кузнец стоит как буква К.
Сноп летит до потолка

- назовите слова с буквой К, которые вы запомнили.
Чтение слогов с изученными буквами.
Чтение предложений с изученными буквами.
Обобщение
Познавательные УУД
использование знаково-символических средств, в том числе модели.
РУУД: учитывать правило в планировании и контроле способа решения
ПУУД: общеучебные(построение схемы)
ПУУД: подводящий диалог.
логические (выдвижение гипотез)
ПУУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); расширение словарного запаса
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Регулятивные УУД: коррекция (внесение необходимых дополнений)
V II. Этап формирования самооценки и оценки на уроке.
- Сейчас будете работать в парах и сделаем звуковой анализ слов. Но прежде, чем приступить к работе напомните
Правило работы в парах.
1) Не говорить всем сразу
2) Перед работой надо договориться кто, что будет делать.
3) Не спорить зря, а доказывать и объяснять.
4) Стараться понять друг друга.
1 гр – клоун 2 гр– крыша 3 гр– киска
По одному человеку у доски.
Памятка звукобуквенного анализа:
- произносим слово;
- определяем количество звуков;
- обозначаем звуки карточками;
- делим на слоги;
- ставим ударение.
- ставим ударение

Проверка у доски, кто выполнил правильно, кто ошибся.
- Назовите тему урока.
- Что мы узнали об этом звуке?
- Какую цель ставил каждый из вас?
- Достигли ли вы этой цели?
- Что помогло для достижения этой цели? (одноклассники, учебники)
- Вернитесь на лесенку достижений и отметьте где вы сейчас находитесь на данном этапе урока?
- Что надо делать, чтобы все получалось?
Самооценка. коммуникативные УУД – участвовать в паре, умение договориться и строить простые речевые высказывания
Регулятивные УУД – контролировать и оценивать свои действия; оценивание качества уровня усвоения; коррекция.
ПУУД: общеучебные(построение схемы, знаково-символическое моделирование)
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Познавательные УУД:
Общенаучные – умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД – умение выражать свои мысли
Регулятивные УУД – волевая саморегуляция.
IX. Итог урока. Рефлексия - Ну, а наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими - покажите зелёный квадратик
Если у вас не всё получалось, но вы старались - покажите синий квадратик
Если было очень трудно и вам нужна помощь – красный квадратик
- Вы все были МОЛОДЦЫ. Похлопали себе за работу.
Рефлексируют свою деятельность. регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия и действия класса;
оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)