Урок — экскурсия на тему: Согласные звуки [ з ], [ з ], буквы З,з. (1 класс) Обучение грамоте (литературное чтение).


Обучение грамоте
Тема. Согласные звуки [ з ], [ з' ], буквы З, з.
Цели: познакомить учащихся со звуками [ з ], [ з' ], буквами З, з;
учить читать слоги и слова с буквой з;
продолжить работу над звуковым анализом слов;
развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление , познавательную
активность учащихся;
прививать интерес к чтению;
воспитывать любовь к животным.

. Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы сейчас трудиться,
Чтоб чему - то научиться!
Актуализация знаний учащихся.
-- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся на
экскурсию в парк!
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят.
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры, За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём?
И смотреть зверей идём? ( ЗООПАРК )

-- Кто из вас был в зоопарке?
-- А хотите побывать ещё раз?
-- Приглашаю вас на воображаемую экскурсию в зоопарк.
-- Приятной прогулки!
Cообщение темы и цели урока.
--Кто это к нам летит? (комар) ( звучит писк комара )
Как поют комарики? ( з-з-з-з )
Большой комар поёт Маленький комарик поёт
твёрдо – мягко –
з-з-з-з-з-з зь-зь-зь-зь-зь-зь-- Итак, ребята, сегодня во время экскурсии мы познакомимся
с разными зверями и с новыми звуками [з] и [з'], а также
буквой З, которой обозначается этот звук, научимся читать
слоги и слова с этой буквой, будем продолжать развивать
речь.
Определение места звука [з] в словах.
-- Пролетая мимо нас, комарик обронил картинки. Посмотрите
на эти картинки и назовите, что на них нарисовано.
Коза, зуб, зонт, роза, звезда, змея.
-- Определите место звука [з] в этих словах.
V. Работа по теме урока.
1) -- А вот и первый обитатель зоопарка. Кто это?
Это что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. ( ЗАЯЦ )
-- Где слышим звук [з] в слове заяц?
-- Он твёрдый или мягкий?
-- У зайчика есть задание для вас, ребята.
«Доскажи словечко»
• Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… ( зарядку )
• Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
-- Спать ложитесь, поздно! –
Потому что мать -- луна,
А дочурки… ( звёзды )
• Я сижу едва не плача,
Очень трудная… ( задача )
• Крыша в шапке меховой,
Белый дом под головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… ( зима )
• В коридоре топот ног,
То зовёт нас всех… ( звонок )

2) --А вот ещё один житель нашего зоопарка.
Идёт – идёт, бородой трясёт,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
дай-ка вкусной мне-е-е-е… ( КОЗА )

-- Козочка хочет с вами поиграть и предлагает игру
«Поймай звук».
-- Хлопни в ладоши, если услышишь звук [з] .
Зуб, роза, суп, замок, коса, зонт . -- Молодцы, вы очень дружно справились с этим заданием.
Пришло время отдохнуть глазкам.
VI. Физминутка для глаз.
VII. Знакомство с буквой З.
1) -- На письме звуки [з] и [з'], обозначаются буквами З,з.
-- На что похожа буква З?
-- Определите её место в алфавите.
-- Упражнение «Кто самый внимательный?»
-- Чтение слогов.
-- Упражнение «Найди мягкий звук [з'].
2) Работа в печатной тетради. Письмо букв З з.
3) Работа с раздаточным материалом.
«Соедини правильно написанную букву».
VIII. Упражнения на развитие познавательных способностей.
-- Ребята, а кто это на нас так внимательно смотрит?
Вы её узнали?
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка От хвоста до головы. ( ЗЕБРА )

-- А вы знаете, что…
На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми. Но на
самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как
отпечатки пальцев у человека. Какого цвета зебра: чёрная в белую полоску или белая в чёрную полоску? Учёные доказали,
что зебра чёрная в белую полоску. Такая окраска помогает
зебре спасаться от хищников, мух цеце. Стадо зебр
воспринимается как мелькание чёрных и белых пятен.
Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся
рядом с другими животными, например, жирафами, которые
способны раньше заметить приближающихся хищников.
Упражнение «Рифмовка».
Упражнение «Один-много».
Упражнение «Буква потерялась».
IX. Сравнение твёрдых и мягких согласных звуков.
ЗОНТ ЗЕБРА
Составление звуковых схем.

X. Работа с учебником. Азбука, с. 91.
Чтение текста учителем.
-- О ком этот текст?
-- Подберите другой заголовок к тексту. ( «Звери в зоопарке»,
«Животные в зоопарке», «Поездка в зоопарк» ).
-- Кто живёт в зоопарке?
-- Где находится лев?
-- Кого дети узнали сразу?
-- Что делал слон?
-- Кто особенно заинтересовал детей?
-- Что крикнула Зина?
-- Прочитайте восклицательное предложение.

XII. Физкультминутка.
XIII. Закрепление знаний. Определение слогов с твёрдыми и
мягкими согласным звуками.
Разучился он летать,
Может плавать и нырять.
Ходит в стае среди льдин
Птица важная… ( ПИНГВИН )
-- Где живут пингвины?
Пингвин – это единственная птица, которая может плавать,
но не умеет летать, прямоходячая птица. Они не любят
одиночества, всегда держатся группами. Какие они забавные!
-- Да их тут целая семейка!
Работа с электронным приложением.

XIV. Итог урока.
Слоги и ребусы из презентации.