Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (система Л.В.Занкова)


МБОУ Бутурлинская СОШ имени В. И. Казакова

Принято Утверждаю.
Педагогическим советом школы. Директор школы
Протокол №_1 от_28.08.2013г. __________А.Н. Федоров
Приказ № 272_от28.09.13
Рабочая программа
по системе Л.В.Занкова
по окружающему миру
Класс 2 «А»
Учитель: Шилина С.А.
Категория __высшая___
Стаж работы__24г.______

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
___________/__Крупнова В.Ф__/ ___________/__Козлова И.М__/
Протокол №__1_от13.09.2013_
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по окружающему миру 2011 года, разработанной Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковым.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Собственная деятельность может вызвать эмоционально- ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя воспитательные возможности курса.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно- следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре; способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
Содержание выстроено таким образом, чтобы активизировать учебно- исследовательскую деятельность школьников, включая их в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания»
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014 учебный год, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала
Количество часов
Практические работы
Экскурсии

Общий взгляд на Землю

Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий


Как изучают окружающий мир

Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств;
определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром;
измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.


Космос и Земля
13ч
Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой

Взаимодействие сил природы
21 ч
Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера
К водоему: налюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа
17ч
Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.
В природу. В зоопарк.

Резерв
4 часа



Итого
68 часов









Содержание программы (68 часов)
Общий взгляд на Землю (5 часов)
Человек и природа
Материки и океаны Земли.
Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.

Как изучают окружающий мир (8 часов)
Человек и общество
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.
Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Человек и природа
Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное; их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Космос и Земля (13 часов)
Человек и природа
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.
Взаимодействие сил природы (21 час)
Человек и природа
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные: пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере: снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.
Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Взаимодействие сил природы (21 часа)
Человек и природа
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилища, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед (свойства воды). Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза, смена времени суток, смена времён года. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (17 часов)
Человек и природа
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.
Сохранение редких растений, животных. Красная книга.
Грибы съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Красота и разнообразие природы России.

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы по окружающему миру
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; понимание причин успеха в учебе;
оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию окружающего мира;
ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
самооценки на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о красоте природы России и родного края
на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:
контролировать и оценивать свои действии при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе результатов решения практических задач делать
теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, и приведенными в учебной литературе;
строить сообщения в устной форме;
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
смысловому восприятию познавательного текста;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям при указании и без указания количества групп);
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
умению договариваться, приходить к общему решению
(при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);
использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
соблюдать технику безопасности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, и явления живой и неживой природы;
характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
ориентироваться на местности относительно своего тела;
знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;
объяснять причины круговорота воды в природе;
определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:
определять причины смены на Земле дня и ночи, смены
времен года;
показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество
Обучающийся научится:
понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:
использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками программы курса «Окружающий мир» для второго класса. Система оценивания выстраивается в зависимости от этапа обучения: используется диагностическое и срезовое оценивание.
Контрольные и проверочные работы проводятся один раз в четверть. В программе запланировано большое количество практических работ, в ходе которых учащиеся должны демонстрировать приобретенные умения и знания: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Система контрольных, проверочных и практических работ


Вид работы
Тема

Проверочная работа.
Общий взгляд на Землю.

Практическая работа.
Органы чувств.

Практическая работа.
Приборы.

Практическая работа.
Как найти Полярную звезду.

Практическая работа.
Ориентирование.

Практическая работа.
Компас.

Контрольная работа.
За 1-ое полугодие.

Практическая работа.
Свойства жидкой воды.

Практическая работа.
Вода в твердом состоянии.

Практическая работа.
Вода - растворитель.

Практическая работа.
Фильтрование.

Проверочная работа.
Взаимодействие сил природы.

Практическая работа.
Хвойные и цветковые растения.

Практическая работа.
Дикорастущие и культурные растения.

Исследовательская работа.
Условия, необходимые растениям для роста и развития.

Контрольная работа.
За год.



Календарно - тематическое планирование
уроков окружающего мира по учебнику «Окружающий мир»
авт. Дмитриева Н. Я, Казаков А. Н.
2 класс (68 часов)
№ п.п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся


План
Факт




I четверть

Общий взгляд на Землю (5ч.)



3.09.13

Что вы уже знаете об окружающем мире и нашей планете?

Работать с физической картой полушарий и глобусом. Объяснять связь прошлого с настоящим.


.
7.09

Россия - родина космонавтики.

Работать с научно- познавательным текстом. Выделять главное знание в тексте (проводится в течение года).


10.09

Материки и части света.

Взглянуть на Землю из космоса. Работать с контурной картой.


14.09

Мировой океан.

Познакомиться с океанами Земли. Исследовать Северный Ледовитый океан. Работать с контурной картой.


17.09

Проверочная работа. Обобщающие задания.

Работать с контурной картой.

Как изучают окружающий мир? (8 часов)


21.09

Экскурсия в природу.

Проанализировать, какую информацию об окружающем мире помогают получить органы чувств, книги. Работать с вопросами и рисунками в учебнике.


24.09

Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус. Практическая работа.

Провести исследование: органы чувств и информация, которую они сообщают. Работать группами.


28.09

Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств?

Провести опыт по определению свойств объектов с помощью осязания.


1.10

Книги. Наблюдения, рассуждения, выводы. Их роль в по-знянии окружающего мира.

Самостоятельнаяри бота (задание в рабочей тетради). Учиться наблюдать, рассуждать, делать предположения, пользоваться языком науки.


5.10

Приборы помогают изучать окружающий мир. Практическая работа.

Определять расстояния с помощью зрения. Определять температуру воды с помощью осязания. Узнать об изобретении приборов. Термометр.


8.10

Средства информации. Мы - исследователи.

Изучать источники информации: книги, фильмы, Интернет, картины. Эксперимент.


12.10

Тела и вещества. Свойства веществ. Демонстрация опытов.

Познакомиться с твердым, жидким и газообразным состояниями тел и веществ, с молекулами и атомами. Схема состава веществ. Пронаблюдать, как вещества отзываются на увеличение или уменьшение тепла. Практическое применение полученных знаний.


15.10

Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Познакомиться с наукой экологией. Определить роль экологии в защите окружающей природы.

Космос и Земля (13 часов)


19.10

Космос. Солнце - звезда.

Обобщить знания о космосе. Провести наблюдения за Солнцем. Обсудить практическое применение человеком полученных знаний о Солнце. Ориентирование по Солнцу в пространстве и времени (солнечные часы).


22.10

Строение Солнечной системы.

Повторить названия планет, их расположение в Солнечной системе.


26.10

Звезды и созвездия.
Практическая работа «Как найти Полярную звезду».

Характеризовать значение для человека изучения звезд и созвездий. Уметь ориентироваться по Полярной звезде.


5.11

Луна - спутник Земли. Затмение Луны и Солнца.

Наблюдать за Луной в течение; месяца. Зарисовать фазы Луны. Понятия «месяц», «неделя».


9.11

Наш общий дом. Время. Календарь.

Самостоятельная работа.
Уметь ориентироваться во времени. Год, месяц, неделя,сутки.


12.11

Горизонт.

Познакомиться с понятием «горизонт».


16.11

Форма Земли. Горизонт.

Работать с глобусом. Доказать, что Земля имеет форму шара. Проанализировать текст «Россия - родина космонавтики».


19.11

Планета Земля. Ее строение.

Познакомиться с внутренним строением Земли, с понятиями:литосфера, гидросфера, атмосфера, географическая оболочка.


23.11

Ориентирование. Стороны горизонта. Практическая работа «Ориентирование».

Уметь определять свое положение на местности; ориентироваться на карте. Характеризовать промежуточные географические направления.


26.11

Народные приметы ориентирования. Компас. Практическая работа.

Познакомиться с народными приметами ориентирования, устройством компаса. Учиться ориентироваться по компасу.


30.11

Глобус и географическая карта.

Работать с понятиями: глобус, географическая карта, экватор, полюса, полушария, ось, полярные круги, тропики, материки, океаны. Ориентироваться на глобусе и в карте.


3.12

Рельеф и ландшафт.

Моделировать ландшафт и рельеф Земли. Объяснять азбуку географии. Характеризовать формы рельефа: горы, равнины, овраги холмы.


7.12

Рельеф и ландшафт родного края. Экскурсия в природу.

Познакомиться с формами ре 1ьефа и ландшафтом родного края.

Взаимодействие сил природы (21 час)


10.12

Тепловые пояса Земли.

Работать с контурной и физической картами полушарий. Путешествие с Северного полюса на Южный полюс. Выполнить творческую работу.


14.12

Времена года.

Изучить смену времен года в Северном и Южном полушариях. Работать с теллурием или глобусом и источником света. Наклон земной оси и особенности сезонов в жарком, умеренном и холодном поясах.


17.12

Суша под Солнцем.

Рассмотреть изменение поверхности Земли (рельефа) под воздействием Солнца. Провести опыт с нагреванием воды и металлического ковшика, камня. Объяснить практическое применение полученных знаний.


21.12

Внутренние силы Земли. Стихийные бедствия.

Познакомиться с землетрясениями и вулканами, с изменением рельефа Земли под их воздействием. Тихий океан и его вулканы. Работать с физической и контурной картами.


24.12

Контрольная работа за первое полугодие.

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.


28.12

Свойства жидкой воды. Практическая работа.

Характеризовать свойства жидкой воды.


14.01.14

Тепло и вода. Экология океанов.

Определять и сравнивать время, в течение которого нагревается и остывает вода и металлическая пластина(камень). Познакомиться с течением Гольфстрим, с Атлантическим океаном и их влиянием на климат Земли. Работать с физической и контурной картами.


18.01

Три состояния воды. Водяной пар.

Демонстрация опыта. Наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое. Изучить свойства газообразной воды.


21.01

Вода в твердом состоянии. Практическая работа.

Изучить свойства льда. Определить, что такое снег. Значение льда и снега в природе.


25.01

Вода - растворитель.
Практическая
работа.

Исследовать свойство воды растворять жидкие и твердые вещества.


28.01

Фильтрование. Практическая работа.

Провести очистку воды от примесей.


4.02

Подземные воды.

Познакомиться с особенностями грунтовых вод, родниками. Минеральные источники. Гейзеры.


7.02

Обобщающий урок.

Обобщить знания о воде - уникальном веществе в природе.


11.02

Атмосфера.

Изучить состав воздуха и его значение.


15.02

Свойства воздуха.

Характеризовать упругость, сжимаемость. Применение полученных знаний.


18.02

Ветры.

Проследить образование ветра. Грозные ветры.


22.02

Круговорот воды в природе.

Проследить взаимодействие компонентов неживой природы, осуществляющих круговорот (Солнце, вода, воздух). Участие живых организмов в круговороте воды.


25.02

Работа воды и ветра. Экскурсия в природу.

Характеризовать Солнце и его роль в изменении рельефа. Изменение рельефа Земли под влиянием воды и ветра.


1.03

Охрана воды и воздуха. Проблемы экологии.

Познакомиться с экологическими проблемами родного края.


4.03

Природные явления и стихийные бедствия в вашей местности.

Изучить правила поведения в чрезвычайных ситуациях.


11.03

Проверочная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

Живая природа (17 часов)


15.03

Жизнь - особенность нашей планеты.

Характеризовать условия жизни на Земле.


18.03

Растения.

Изучить освоение царством растений суши Земли. Водоросли, мхи, лишайники, папоротники.


22.03

Хвойные и цветковые растения. Практическая работа.

Найти различия между хвойными и цветковыми растениями. Многообразие растений.


1.04

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа.

Сравнить культурные растения с дикорастущими представителями. Разнообразие культурных растений.


5.04

Условия, необходимые растениям для роста и развития. Исследовательская работа.

Длительные наблюдения. Учиться оформлять наблюдения, делать выводы.


8.04

Растения,которые мы едим.

Фрукты и овощи. Определение корня (корнеплода) и плода. Определить части растений, которые едят.


12.04

Растения - путешественники, или Экскурсия в ботанический сад.

Подготовить сообщения. Обсудить результаты задания.


15.04

Грибы.

Познакомиться с царством грибов; грибами съедобными и ядовитыми.


19.04

Грибы.

Изучить правила сбора грибов.


22.04

Животные. Группы животных.

Объяснить связь неживой и живой природы, растений и животных.


26.04

Группы животных.

Познакомиться с группами животных.


29.04

Группы животных.

Сравнение, анализ. Выделить существенные признаки каждой группы.


3.05

Размножение животных.

Познакомиться с особенностями размножения разных групп животных: количество отложенных яиц, охрана гнезда,забота о детенышах.


6.05

Среда обитания. Питание животных.

Объяснить приспособленность животных к среде обитания. Внешнее строение: форма тела, ноги, клюв, хвост, глаза, уши. Хищники, травоядные, зерноядные, насекомоядные, всеядные животные. Цепи питания.


10.05

Дикие и домашние животные.

Выведение разных пород. Значение селекционной работы. Подготовить сообщения о породах собак, кошек и других животных.


13.05

Бактерии. Гигиена.

Познакомиться с царством бактерий, микроорганизмов.


17.05

Годовая контрольная работа.

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.


20.05

Резервные уроки




24.05






27.05






31.05










Программа реализуется по следующимучебным пособиям и учебно-методическим средствам:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров», 2009.
Трофимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров», 2009.
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

- ИКТ
-Компьютер
-Проектор
-Интерактивная доска.


15