Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Система Занкова



Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3а класса ГБОУ СОШ №979 разработана на основе примерной образовательной программы по окружающему миру, основной образовательной программы гимназии, требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы по окружающему миру под редакцией Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, а также, как предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания».(Л.В.Занков.) В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
Особенностью содержания курса 3-го класса является то, что с этого года обучения в равной мере представлены два раздела программы: «Человек и природа», «Человек и общество». Основное содержание учебника 3 класса- изучение разных природных условий на Земле(природные зоны и сообщества), жизни людей, их занятий в этих условиях в период от зарождения человечества до начала Нового времени.
Основная цель изучения курса: ознакомить учащихся с окружающим миром, каким он существует сегодня, и на основе этого развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру, экологическую грамотность и духовно-нравственную культуру. Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. В системе развивающего обучения Л.В. Занкова курс окружающего мира (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков) является интегрированным. В нём для изучения и исследования детям предлагаются явления как природной, так и социальной жизни в тесной взаимосвязи.
Одной из задач развивающего обучения по системе Л.В. Занкова является создание целостной картины мира в сознании ребёнка. Современный учащийся младших классов благодаря развитию СМИ и информационных технологий знает о разнообразных фактах и явлениях, происходящих вдали от его дома, значительно больше, чем о том, что его непосредственно окружает. Знания эти раздроблены и не систематизированы. Кроме того, окружающий мир не только является объектом познания, но и таит в себе определённые опасности. Чтобы обеспечить осознание ребёнком образных отношений между объектами и явлениями окружающего мира, необходимо установить межпредметные связи. Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, т.е. реализовать одно из требований стандарта начального образования: «Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Способность человека защитить себя формируется на основе двух аспектов системы знаний об опасности, риске и овладении навыками и средствами защиты. Эти знания, умения и навыки необходимы для обеспечения собственной безопасности и правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, т.е для формирования новой компетенции учащихся. Практическая направленность курса позволяет детям осознать собственный жизненный опыт и найти ответ на вопросы: «Как строить отношения «человек – природа» и «человек – общество»? – на основе сохранения экологического пространства, вживания в экосистему, а не её разрушения; на основе формирования толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к положению и мнению многих людей.
Таким образом, интегрированный курс «Окружающий мир», погружая в разнообразную природу и общественную среду, пробуждает в детях интерес к своей Земле и родному краю, к окружающим людям, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Срок реализации программы -2015-2016 учебный год.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены ниже программой.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета (далее система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечение в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения программы курса «окружающий мир» для 3-го класса
Система оценивания выстраивается в зависимости от этапа обучения: используется диагностическое и срезовое оценивание.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Общая характеристика учебного предмета.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» -формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные школьниками на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природного и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, истории, литературы и других дисциплин. В рамках предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «правила безопасной жизни».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе , историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу третьего класса

К окончанию третьего класса обучающие должны уметь и сформировать:
Личностные универсальные учебные действия
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию окружающего мира;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром;
Регулятивные универсальные учебные действия
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-об- разным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая
неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
использовать естественно- научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
Человек и общество
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).



Материально-техническое обеспечение учебного предмета


Литература
Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс-Самара: Издательский дом «Фёдоров»:издательство «Учебная литература»,2015
Наглядные пособия
Таблицы по основным темам курса «Окружающий мир». 3 класс.
Карты: «Климатические пояса и области мира», «Природные зоны мира», «Физическая карта мира».
Технические средства обучения
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Аудиторный шкаф для хранения таблиц и наглядных пособий.


Учебно-тематический план

Раздел
Тема
Количество часов
В том числе, контр. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

I
Природные условия Земли
8
0






Фаза постановки и решения системы учебных задач

II
Человек в далеком прошлом
14
1

III
Земли восточных славян
15
1

IV
Образование Древнерусского государства
7
0

V
Объединение русских земель вокруг Москвы
12
1

VI
Какая она, Азия?
11
0

VII
Россия в VII веке
5
1

Рефлексивная фаза

VIII
Итоговое повторение
2
0






Резерв









Итого

68
4


Содержание рабочей программы

п/п
Тема урока(тип урока)
Основное содержание темы, термины и понятия
Вид контроля, измерители
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия






Предметные
Личностные
Метапредметные
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД



Природные условия земли (8ч)

1
1
Приглашение к путешествию (постановочный, вводный)
Географическая карта, компас, стороны света, ориентирование, пространство, время, природные условия, тепловые пояса
Творческая работа
Научится ориентироваться в учебнике: различать элементы книги; делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы; понимать систему знаков, условных обозначений; объяснять понятия «стороны света», «времена года», «дни недели», «год»
Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания, больше узнать
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике
Задавать вопросы, дополнять ответы других, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

2
2
Что такое погода (постановка учебной задачи)
Погода, температура, влажность воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, прогноз погоды, метеорология, показатели погоды
Устный опрос
Научится проводить наблюдения за погодой и природой родного края; выделять основные показатели погоды и фиксировать их с помощью знаков; использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе; выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края
Понимание необходимости научного прогресса и процесса обучению всему новому
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Вести диалог, слушать собеседника

3
3
Народные приметы погоды (решение учебной задачи)
Народные приметы, Гидрометцентр, разнообразие погодных условий на Земле
Творческая работа
Научится определять признаки хорошей и плохой погоды; устанавливать связи между изменениями в живой природе и погодными условиями; составлять устную характеристику погоды
Проявление ценностного отношения к труду, осознание важности всех профессий
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Строить небольшие сообщения в устной форме
Формулировать и удерживать учебную задачу
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

4
4
Климат. Климатические пояса (освоение нового материала)
Климат, основные климатические пояса при сопоставлении с тепловыми поясами; экваториальный, тропический, умеренный, полярный (арктический и антарктический) пояса; показатели климата; причины образования климатов
Устный опрос
Научится использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе; сравнивать явления и понятия (климат и погода), показатели погоды с показателями климата, карты климатических поясов с картой тепловых поясов; различать характерные признаки сезонов года; объяснять причины неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре
Осознание себя жителем планеты Земля
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Узнавать, определять и называть объекты по их описанию, воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений в соответствии с учебной задачей
Работать по предложенному плану, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Формулировать собственные мнение и позицию

5
5
Почва. Состав почвы (освоение нового материала)
Почва, состав почвы
Устный опрос
Познакомится с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта.
Научится проводить опыт по определению состава и свойств почвы; планировать свою деятельность, наблюдать за ходом работы и фиксировать результаты
Проявление положительного отношения к процессу познания
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Пользоваться таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Доносить свою позицию до собеседника

6
6
Образование почв. Плодородие(решение учебных задач)
Почва, состав почвы, плодородная почва, перегной, разнообразие почв, охрана почв
Устный опрос
Научиться определять понятие «плодородие», устанавливать связь между неживой природой и живыми организмами, сравнивать различные типы почв с использованием текста и рисунков в учебнике; представлять последовательность круговорота веществ в природе
Проявление познавательной активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Устанавливать соответствие результата с поставленной целью
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей

7
7
Защита почв (решение учебной задачи)
Почва, овраг, глинисто-каменистая почва пустыни, чернозем степи, дерново-подзолистая почва леса, охрана почв
Исследовательская работа
Научится оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов; осуществлять поиск иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях
Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Учитывать другие мнение и позицию

8
8
Природные зоны суши Земли (решение учебной задачи)
Климат, почва, растения, животные, природная зона. тундра, лес, степь, арктическая пустыня, полупустыня
Устный опрос
Научится устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой; объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон; проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять синтез как составление целого из частей
Соотносить правильность выполнения с конечным результатом
Проявлять активность во взаимодействии

Человек в далёком прошлом (13ч)

9
1
Где зародилось человечество? Географическое положение Африки (постановка учебной задачи)
Жаркий пояс, Африка, географическое положение, Нил, вулкан Килиманджаро, Нигер и Конго, озеро Виктория, Танганьика, Ньяса
Устный опрос
Познакомится с особенностями рельефа Африки.
Научится определять географическое положение материка с помощью физической карты, использование условных обозначений на карте, находить на физической карте географические объекты, наносить их на контурную карту
Осознание своей значимости для народа, страны, науки и человечества
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Работать в группе, готовить сообщения и выступать перед классом

10
2
Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес. Животные экваториального леса (решение учебной задачи)
Экваториальный лес, климат, географическое положение, карта природных зон Африки, животные и растительность Африки
Творческая работа
Научится работать с климатической картой, картой природных зон, определять по карте границы климатических поясов и природных зон, соотносить местоположение климатических поясов с природными зонами, составлять на основе текста описание природной зоны по плану
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Задавать вопросы, дополнять ответы других

11
3
Африканская степь саванна (решение учебной задачи)
Африканская степь – саванна, баобаб
Устный опрос
Получит представление о растительном и животном мире природных зон Африки,
Научится выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей, осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
Проявление интереса к исследовательской деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире
Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей

12
4
Пустыни (изучение нового материала)
Пустыня, лиана, арбуз, оазис, Сахара
Устный опрос
Научится отличать пустыню от других климатических поясов, называть обитателей пустыни
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме
Выполнять учебные действия в устной речи
Дополнять ответы других

13
5
Средиземноморская природная зона (решение учебной задачи)
Природные зоны, средиземноморская природная зона, Сочи, Кавказское побережье Черного моря
Устный опрос
Научится определять и показывать на карте средиземноморскую зону
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
Проявлять активность во взаимодействии

14
6
Родина человечества. Как появился человек? Жизнь древних людей (решение учебной задачи)
Человечество, человек, древние люди, родовое общество, одомашнивание животных, земледелие, версии о происхождении человека, племя, освоение огня
Творческая работа
Познакомится с различными теориями появления человека на Земле.
Научится объяснять причины возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества, сравнивать условия жизни в различных природных зонах Африки; устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека
Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Задавать вопросы, дополнять ответы других

15
7
Самые древние государства (освоение нового материала)
Древние государства (Египет, Шумер, Вавилония, Индия, Китай), наскальные рисунки, клинопись
Устный опрос
Получит представление о государстве, его функциях.
Научится устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Строить понятные для партнёра высказывания, учитывать другое мнение

16
8
Античность (решение учебной задачи)
Античность, Древняя Греция, Платон, Аристотель, Афины, демократия, Александр Македонский, Древний Рим, Тибр, Ромул
Устный опрос
Познакомится с понятием «античность».
Научится ориентироваться в самых значимых исторических событиях Древней Греции и Рима, анализировать географические преимущества государства
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно-образным материалами
Учитывать другое мнение и позицию

17
9
Расширение знаний о мире. Лента времени. Материки и части света (решение учебной задачи)
Лента времени, древнейший мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время, материки, континенты, части света
Устный опрос
Получит представление о ленте времени, делении истории человечества на крупные периоды.
Научится различать прошлое, настоящее и будущее, материки и части света; соотносить изученные исторические события с датами
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять синтез как составление целого из частей
Принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач

18
10
Что там, за горизонтом? (решение учебной задачи)
Питей, отлив, прилив, Норвегия, варвары, Исландия
Устный опрос
Научится находить место изученных событий на ленте времени, отслеживать по тексту и карте в учебнике маршрут путешественника Питея, выделять качества личности, необходимые путешественнику того времени
Осознание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
Выбирать действие в соответствии с поставленной целью
Аргументировать свою позицию, учитывать другое мнение и позицию

19
11
Александр Македонский идёт на восток. Китай открывает путь на запад (освоение нового материала)
Македония, Александр Македонский, Китай, шелк, бумага, фарфор, компас
Устный опрос
Научится соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату – с веком, отслеживать по тексту и карте в учебнике маршрут А.Македонского, сравнивать историческую карту местности с географической
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи
Составлять план и последовательность действий
Учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре)

20
12
Первые шаги в изучении природы (решение учебной задачи)
Горизонт, шарообразность Земли, Аристотель, Фернан Магеллан
Устный опрос
Научится понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения, объяснять значение технических изобретений Архимеда для современной жизни, выявлять значение и использование других изобретений, сделанных в Древних государствах
Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Принимать и сохранять учебную задачу
Проявлять активность в совместной работе, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

21
13
Духовная жизнь древнего человека (решение учебной задачи, обобщение и систематизация знаний)
Язычество, боги Древней Греции, жрецы, искусство, театр, форум
Устный опрос
Получит представление о значении язычества и искусства в жизни древнего человека.
Научится выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей, строить сообщение в устной и письменной форме
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Строить понятные для партнёра высказывания

Земли восточных славян (15ч)

22
1
Географическое положение Европы (постановка учебной задачи)
Европа, Азия, граница Европы и Азии, Уральский горный хребет
Устный опрос
Научится читать условные обозначения; находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение; называть и находить на карте материки и части света
Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

23
2
Первые люди на нашей Земле (решение учебной задачи)
Причерноморье, индоевропейские племена, санскрит
Практическая работа
Научится понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины
Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей

24
3
Восточно-Европейская равнина (изучение нового материала)
Физическая карта, Восточно-Европейская равнина, рельеф, климат, река
Устный опрос
Научится определять местоположение Восточно-Европейской равнины, климатические пояса и природные зоны, находить крупные реки, наиболее крупные географические объекты в пределах равнины, выявлять особенности рельефа
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи
Формулировать и удерживать учебную задачу
Строить понятные для партнёра высказывания

25
4
Степи. Растительный мир (решение учебной задачи)
Степь, растительность, многолетние, раннецветущие, засухоустойчивые растения, географическое положение зоны степей
Устный опрос
Научится понимать особенности природных условий степной зоны; выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи; приводить примеры растений степи
Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире
Ориентироваться на карте полушарий, находить и правильно показывать изучаемые объекты
Задавать вопросы, дополнять ответы других

26
5
Степи. Животный мир степей (решение учебной задачи)
Степь, волк, зимующие и перелетные птицы
Устный опрос
Научится устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой; приводить примеры животных степной зоны; определять приспособленность животных к жизни в степи
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Собирать информацию из разных источников
Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Согласованно работать в паре

27
6
Люди в степи (решение учебной задачи)
Степь, кочевые племена, особенности жизни людей в степях
Устный опрос
Научится устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями; осознавать и оценивать последствия к которым приводит влияние человека на природные сообщества
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Обрабатывать и анализировать информацию
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Аргументировать свою позицию

28
7
Лесостепь. Лесная зона (освоение нового материала)
Ландшафт, рельеф, водоёмы, лесостепь, лесная зона
Устный опрос
Научится различать природные условия основных и переходных природных зон; выделять существенные признаки лесостепной зоны; сравнивать изучаемые природные зоны
Соблюдение экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Строить небольшие сообщения в устной форме
Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Договариваться, приходить к общему решению

29
8
Лесная зона. Смешанные леса. Растительный и животный мир лесов (решение учебной задачи)
Смешанный лес, растения и животные смешанного леса, орешник, раннецветущие растения, ива, липа, ветреница; кабан, лось, медведь, лиса, сова, сойка, бобры
Устный опрос
Научится классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса; выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон; называть наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов
Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Выполнять различные действия в разных формах
Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, строить сообщение в соответствии с учебной задачей

30
9
Сезонные изменения в лесу (решение учебной задачи)
Времена года, перелётные птицы, спячка, травоядные животные
Творческая работа
Получит представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Научится составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки; сравнивать причины раннего цветения растений в лесу и степи
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Выбирать адекватные речевые средства

31
10
Экскурсия в природу (решение учебной задачи)
Дикие животные, смешанный лес, животные смешанного леса, перелетные птицы, зимовка
Практическая работа
Научится вести наблюдения в природе; фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире; выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края
Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков
Принимать и сохранять учебную задачу
Проявлять активность в совместной работе

32
11
Контрольная работа (обобщение и систематизация знаний)
Контрольная работа, самостоятельное выполнение заданий, самопроверка, самооценка
Контрольная работа
Научится выполнять задания контрольной работы, осуществлять самопроверку
Оценивание собственной учебной деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением признаков
Выстраивать алгоритм решения и последовательность исполнения поставленных задач при выполнении работы
Договариваться, приходить к общему решению

33
12
Как жили наши далёкие предки (постановка учебной задачи)
Славяне, удмурты, марийцы, Днепр, собирательство, охота, ловля рыбы, Черное море
Устный опрос
Научится устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян); сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Формулировать собственные мнение и позицию

34
13
Расселение славян. Создание макета посёлка в лесу (изучение нового материала)
Русь, Днепр, торговля, расселение
Устный опрос
Научится понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины; устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в различных природных зонах
Оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Учитывать другое мнение и позицию

35
14
Путь «из варяг в греки» (решение учебной задачи)
Исток, русло, устье, приток, левый и правый берег, Днепр, Киев, топонимика, путь «из варяг в греки», лента времени, историческая карта
Устный опрос
Научится соотносить текстовое описание пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике; определять понятия «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки»
Проявление мотивации к учебной деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи и расширения знаний по данной теме
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач, формулировать собственные мнение и позицию

36
15
Обожествление природы (решение учебной задачи)
Боги древних славян: Род, Перун, Сварог, Велес, Мокошь; пращур
Устный опрос
Научится устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта; понимать понятие «язычество»; проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени
Осуществление самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Строить небольшие сообщения в устной форме
Выстраивать четкий алгоритм выполнения практической работы
Договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе)

Образование Древнерусского государства (7ч)

37
1
Первые русские князья (постановка учебной задачи)
Киевское княжество, князья Игорь, Олег, Святослав, Рюрик, княгиня Ольга; Древнерусское государство, страна
Устный опрос
Получит представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях.
Научится осознавать понятие «государство»; определять признаки и значение государства; соотносить историческую карту с физической и картой природных зон
Проявление самостоятельной и личной ответственности за свои поступки
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Добывать новые знания из других источников самостоятельно, с помощью учителя, ориентироваться в понятиях
Выстраивать логическую цепь рассуждений и действий
Формулировать собственные мнение и позицию

38
2
Принятие Русью христианства (изучение нового материала)
Язычество, религия; мировые религии: христианство, буддизм, ислам
Устный опрос
Получит представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире.
Научится понимать значение понятия христианства для Руси; соотносить историческое событие (крещение) с датой, веком
Проявление познавательной активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире
Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
Формулировать собственные мнение и позицию

39
3
Расцвет Древнерусского государства (решение учебной задачи)
Подвиг Кожемяки, Владимир, Ярослав Мудрый, печенеги
Устный опрос
Получит представление о выдающихся российских государственных деятелях (князьях Владимире, Ярославе Мудром).
Научится понимать значение сильного государства; выделять существенные характеристики Древнерусского государства
Соблюдение экологической культуры
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей

40
4
Древнерусская культура (решение учебной задачи)
Строительство, кокошник, устное народное творчество, былины, «Слово о полку Игореве», летописи, азбука, Владимир Мономах
Творческая работа
Научится сравнивать крестьянский дом и боярский двор по рисунку; определять устное народное творчество как источник информации об истории Древней Руси; понимать изречения в летописях и сборниках того времени
Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Воспринимать смысл познавательных текстов в соответствии с учебной задачей
Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с одноклассниками
Доносить свою позицию до других

41
5
Ослабление Древнерусского государства (освоение нового материала)
Древнерусское государство, дробление государства, раздоры, междоусобные войны
Устный опрос
Научится устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствия; определять понятие «натуральное хозяйство»
Соблюдение экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением признаков
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Строить свою мысль четко и ясно, излагая гипотезы и предположения по теме

42
6
Ордынское нашествие (освоение нового материала)
Орда, нашествие, Чингисхан, хан Батый, Евпатий Коловрат, иго, дань
Устный опрос
Научится соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность исторических событий России; называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый)
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Высказывать свое предположение на основе иллюстраций, своих знаний
Принимать и сохранять учебную задачу
Формулировать собственные мнение и позицию

43
7
Угроза с Запада. Ледовое побоище (освоение нового материала)
Швеция, Александр Невский, Чудское озеро, Нева, лента времени, карта Древнерусского государства
Устный опрос
Научится соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность событий в России, строить сообщения об исторических деятелях (А.Невский); приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства
Проявление интереса к истории своего народа, родной страны
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи
Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей

Объединение русских земель вокруг Москвы (12ч)

44
1
Залесская земля (постановка учебной задачи)
Лес, степь, природная зона
Устный опрос
Научится определять последовательность важных событий в истории России, определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства; местонахождения Залеской земли на физической карте; сравнивать условия жизни человека в лесу и степи
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач

45
2
Что такое природное сообщество? Законы лесной жизни (решение учебной задачи)
Экологические проблемы, природное сообщество
Творческая работа
Познакомится с понятием «природное сообщество».
Научится определять понятие «природное сообщество», осваивать доступные способы изучения природы; соблюдать элементарные правила поведения в природе и социальной среде
Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Задавать вопросы, обращаться за помощью

46
3
Экологические проблемы леса. Законы лесной жизни (решение учебной задачи)
Природное сообщество, лес, луг, поле, водоём, река, озеро, болото
Устный опрос
Научится использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу; выявлять положительное и отрицательное влияния человека на природу; определять значение леса для древнерусского и современного человека
Соблюдение экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, строить сообщение в соответствии с учебной задачей

47
4
Природное сообщество луг (решение учебной задачи)
Луг, пищевая цепь, крот, ядовитые растения
Устный опрос
Научится использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи растений и животных луга; выявлять положительное и отрицательное влияния человека на природное сообщество луг; приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений
Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
Формулировать собственные мнение и позицию, учитывать другое мнение и позицию одноклассников

48
5
Природное сообщество озеро. Правило поведения на воде (постановка учебной задачи)
Озеро, пруд, запруда, правила поведения на воде
Устный опрос
Научится находить на карте и называть названия крупных озер России; использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро; выявлять положительное и отрицательное влияния человека на природное сообщество озеро; приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания
Проявление познавательной активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться знаками, символами, таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

49
6
Природное сообщество поле (решение учебной задачи)
Поле, деревянная соха, плуг, снегозадержание
Устный опрос
Научится находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения; исследовать связи между человеком и природой, растениями и животными; различать природные сообщества поле и луг; сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы
Применение правил делового сотрудничества
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме
Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач

50
7
Возвышение Москвы (изучение нового материала)
Возвышение, Москва, князь Данила, Иван Калита, Золотая Орда
Устный опрос
Научится определять последовательность исторических событий; находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы; определять преимущества географического положения Москвы
Проявление терпимости и доброжелательности в споре
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Перерабатывать полученную информацию, воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе)

51
8
Куликовская битва (изучение нового материала)
Дмитрий Донской, Куликово поле, Куликовская битва, лента времени
Устный опрос
Научится составлять портрет исторического деятеля Дмитрия Донского; приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность; составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию
Проявление интереса к новому учебному материалу и истории своей страны. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию в соответствии с задачей
Работать по предложенному плану
Проявлять активность во взаимодействии

52
9
Стояние на реке Угре (изучение нового материала)
Московское княжество, Русь, монгольское иго, хан Ахмат
Устный опрос
Научится анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте; определять последовательность важных исторических событий в России; называть причины победы русских войск над захватчиками
Осознание гражданской идентичности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Ориентироваться на позицию партнёра в общении

53
10
Создание Московского государства. «Грозный царь» (изучение нового материала)
Московское государство, «Русская правда», Иван III, Софья Палеолог, Иван Грозный
Устный опрос
Научится отражать важнейшие события истории на ленте времени; ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени; составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного; оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа, роль личности в истории
Соблюдение экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи

54
11
Развитие русской культуры. Зодчество (решение учебной задачи)
Зодчество, Московский Кремль, Золотое кольцо России, Кострома, Суздаль, Сергиев Посад, Владимир
Творческая работа
Научится понимать особую роль России в мировой истории; находить на карте и фиксировать на контурной карте эти города; обсуждать одежду разных слоев населения по рисунку
Выражение положительного отношения к процессу познания
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять поиск материала в дополнительных изданиях
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Учитывать другое мнение

55
12
Книжная мудрость и искусство (решение учебной задачи)
«Домострой», «Троица», Андрей Рублев, Царь-пушка, Московский Кремль, «Апостол», «Азбука»
Устный опрос
Научится анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России; сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток
Осознание ответственности за свои поступки
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире
Выполнять учебные действия в устной речи
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей

Какая она, Азия? (6ч)

56
1
Русские первопроходцы (постановка учебной задачи)
Исследователь, первопроходец, путь «из варяг в греки», Баренцево море, Карское море, маршрут новгородцев, путь паломников в Палестину, Афанасий Никитин, Ермак
Устный опрос
Научится находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А.Никитин, Ермак), географические объекты; составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Строить небольшие сообщения в устной форме
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

57
2
Географическое положение Азии. Природные условия Сибири (решение учебной задачи)
Азия, физическая карта мира, рельеф, горы, плоскогорья, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан
Устный опрос
Научится определять географическое положение Азии; разделять материк на две части света: Европу и Азию; называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница; выделять природные особенности Сибири
Проявление готовности и способности к саморазвитию
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков
Формулировать и удерживать учебную задачу
Договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе), ориентироваться на позицию партнёра в общении

58
3
Тайга (изучение нового материала)
Смешанный лес, тайга, животные тайги
Устный опрос
Научится использовать карты природных зон для составления характеристики тайги; сравнивать изучаемые природные зоны России; приводить примеры животных и растений зоны тайги
Проявление интереса к новому учебному материалу
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков
Принимать и сохранять учебную задачу
Проявлять активность в совместной работе

59
4
Экологические проблемы тайги (решение учебной задачи)
Тайга, таежный пожар
Устный опрос
Научится составлять в классе правила поведения в лесу, обсуждать меры предотвращения пожаров в тайге
Проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Пользоваться таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Формулировать собственные мнение и позицию

60
5
Природное сообщество болото (решение учебной задачи)
РасРРРраооооРастительный и животный мир болота, меры безопасного прохождения по болоту
Устный опрос
Научится определять по карте местоположения болот, объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества; приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества
Применение правил делового сотрудничества
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей

61
6
Природа Индии «Хождение за три моря» (решение учебной задачи)
Пангея, мировой океан, Индия, Азия, Афанасий Никитин
Устный опрос
Научится находить и демонстрировать на карте путь путешественника А.Никитина; определять по картам географическое положение Индии; представлять сообщения о путешествии А.Никитина, о животных и растениях тропического леса
Соблюдение правил сотрудничества в разных видах деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Строить небольшие сообщения в устной форме
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Россия в ХVII веке (7ч)

62
1
Смутное время. Спасатели земли Русской (постановка учебной задачи)
Лжедмитрий I, боярин Василий Шуйский, Лжедмитрий I I, Иван Болотников, село Коломенское, староста Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, Михаил Федорович Романов
Устный опрос
Научится устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т. д.; определять роль Минина и Пожарского в истории России; соотносить события 1612 года с современным государственным праздником – Днем народного единства (4 ноября)
Проявление интереса к истории своего народа, родной страны
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи

63
2
Расширение пределов страны (изучение нового материала)
Поход «встреч солнца», Ермак, Семен Дежнев, Федор Попов (Алексеев), река Индигирка, мыс Дежнева
Устный опрос
Научится находить и демонстрировать на карте путь путешественника С.Дежнева; определять значение экспедиции команды С.Дежнева для страны; использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, находить географические объекты
Соблюдение правил сотрудничества в разных видах деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Перерабатывать полученную информацию, строить небольшие сообщения в устной форме
Составлять план и последовательность действий
Определять общую цель и пути ее достижения

64
3
Природа тундры (решение учебной задачи)
Травоядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растительноядные, цепь питания, тундра
Устный опрос
Научится использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны для составления характеристики особенностей природных условий тундры; приводить примеры растений и животных тундры, их приспособленности к жизни в тундре
Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач

65
4
Люди в тундре (решение учебной задачи)
Тундра, дикие и домашние животные, собачья упряжка, осетр, рудознатцы, якуты
Устный опрос
Научится выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу; называть основные виды деятельности человека в тундре, используя текст учебника
Проявление познавательной инициативы и активности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Обрабатывать и анализировать информацию, осуществлять синтез как составление целого из частей
Понимать и сохранять учебную задачу
Аргументировать свою позицию

66
5
Арктическая пустыня (решение учебной задачи)
Арктическая пустыня, белый медведь, тюлень, Земля Франца-Иосифа
Устный опрос
Научится приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособленности к жизни в арктической пустыне; находить на карте зоны арктической пустыни; сопоставлять Арктику и Антарктику
Осознание самостоятельной и личной ответственности за свои дела
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей
Выбирать действие в соответствии с поставленной целью, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
Координировать свое мнение с мнением других

67
6
Годовая контрольная работа (обобщение и систематизация знаний)
Тестовая работа
Тест
Научится выполнять тестовые задания, осуществлять самопроверку
Осуществление самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
Принимать участие в ра
боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
Выбирать адекватные речевые средства

68
7
Экскурсия в зоологический музей (решение учебной задачи)
Зоологический музей
Творческая работа
Получит представления о животных разных природных зон.
Познакомится с условиями их жизни в разные времена года, с правилами поведения в музее
Осознание необходимости следовать нормам здоровьесберегающего поведения
Принимать участие в ра
боте в группе, использовать речевые средства и коммуникационных технологий
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Учитывать другое мнение




Календарно-тематическое планирование

№ урока
№ урока в теме
Тема урока
3А класс




Дата по плану
Фактически

Природные условия земли

1
1
Приглашение к путешествию



2
2
Что такое погода



3
3
Народные приметы погоды



4
4
Климат. Климатические пояса



5
5
Почва. Состав почвы



6
6
Образование почв. Плодородие



7
7
Защита почв



8
8
Природные зоны суши Земли



Человек в далёком прошлом

9
1
Где зародилось человечество? Географическое положение Африки



10
2
Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес. Животные экваториального леса



11
3
Африканская степь саванна



12
4
Пустыни



13
5
Средиземноморская природная зона



14
6
Родина человечества. Как появился человек? Жизнь древних людей



15
7
Самые древние государства



16
8
Античность



17
9
Расширение знаний о мире. Лента времени. Материки и части света



18
10
Что там, за горизонтом?



19
11
Александр Македонский идёт на восток. Китай открывает путь на запад



20
12
Первые шаги в изучении природы



21
13
Духовная жизнь древнего человека



Земли восточных славян

22
1
Географическое положение Европы



23
2
Первые люди на нашей Земле



24
3
Восточно-Европейская равнина



25
4
Степи. Растительный мир



26
5
Степи. Животный мир степей



27
6
Люди в степи



28
7
Лесостепь. Лесная зона



29
8
Лесная зона. Смешанные леса. Растительный и животный мир лесов



30
9
Сезонные изменения в лесу



31
10
Экскурсия в природу



32
11
Контрольная работа



33
12
Как жили наши далёкие предки



34
13
Расселение славян. Создание макета посёлка в лесу



35
14
Путь «из варяг в греки»



36
15
Обожествление природы



Образование Древнерусского государства

37
1
Первые русские князья



38
2
Принятие Русью христианства



39
3
Расцвет Древнерусского государства



40
4
Древнерусская культура



41
5
Ослабление Древнерусского государства



42
6
Ордынское нашествие



43
7
Угроза с Запада. Ледовое побоище



Объединение русских земель вокруг Москвы

44
1
Залесская земля



45
2
Что такое природное сообщество? Законы лесной жизни



46
3
Экологические проблемы леса. Законы лесной жизни



47
4
Природное сообщество луг



48
5
Природное сообщество озеро. Правило поведения на воде



49
6
Природное сообщество поле



50
7
Возвышение Москвы



51
8
Куликовская битва



52
9
Стояние на реке Угре



53
10
Создание Московского государства. «Грозный царь»



54
11
Развитие русской культуры. Зодчество



55
12
Книжная мудрость и искусство



Какая она, Азия?

56
1
Русские первопроходцы



57
2
Географическое положение Азии. Природные условия Сибири



58
3
Тайга



59
4
Экологические проблемы тайги



60
5
Природное сообщество болото



61
6
Природа Индии «Хождение за три моря»



Россия в ХVII веке

62
1
Смутное время. Спасатели земли Русской



63
2
Расширение пределов страны



64
3
Природа тундры



65
4
Люди в тундре



66
5
Арктическая пустыня



67
6
Годовая контрольная работа



68
7
Экскурсия в зоологический музей









Литература, использованная при подготовке программы:


Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс-Самара: Издательский дом «Фёдоров»:издательство «Учебная литература»,2015.
Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир».3 класс.- : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Галяшина П.А. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир». 3-4 классы - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова -Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115