Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . Система Л.В. Занкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2 КЛАСС

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15 города Кузнецка начального общего образования, используя программу для общеобразовательных учреждений Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Целью преподавания окружающего мира является изучение логики исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения.
Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В. Занкова, решаются следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиа-ресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкормки различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 КЛАССА
(68 часов)


Общий взгляд на Землю (5 часов)
Человек и природа
Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.
Как изучают окружающий мир (9 часов)
Человек и общество
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.
Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Человек и природа
Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов)

Человек и природа
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.

Взаимодействие сил природы (22 часа)
Человек и природа
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.
Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (18 часов)
Человек и природа
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.
Сохранение редких растений, животных. Красная книга.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.
Экскурсия в природу.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

урока
Предметное содержание
Характеристика основных видов учебной деятельности
(на уровне учебных действий)
Количество
часов


Общий взгляд на Землю
(5 часов)

1.
Наша Родина – Россия.

Участие в викторине «Государственные символы России».
Работа с физической и административной картами мира и России «Путешествуя по родной стране». Участие в игр«Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина».
Прослушивание или исполнение Государственного гимна России с последующим обсуждением текса гимна: «Чувства любви и гордости за мою Родину в словах гимна».
1ч.

2.
Настоящее и прошлое Земли.

Участие в игре «Продолжи ассоциацию» по теме «Какой самый старый предмет я держал
в руках?» (применение собственного опыта в контексте предложенной ситуации).
Участие в игре «Монтируем
фильм об истории» (нашего края, города,


3.
Россия – родина космонавтики.

Участие в игре-выставке «Гордость отечественной космонавтики» (на основе портретов российских космонавтов и конструкторов). Подготовка короткого сообщения.
Просмотр научно-популярного фильма о развитии отечественной космонавтики или подготовленной учителем тематической компьютерной презентации.
Составление вопросов к просмотренному материалу


4.
Материки и океаны.

Работа с физической картой
России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий.
Участие в викторине «По материкам и океанам»


5.
Северный Ледовитый океан.

Участие в коллективном мини-проекте «Покорители Северного Ледовитого океана».
Подготовка короткого сообщения



Как изучают окружающий мир
(9 часов)


6.
Органы чувств: зрение и слух.

Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкальных произведений разных композиторов.
Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи.
Анализ информации, полученной из разных источников


7.
Органы чувств: обоняние,
вкус, осязание
(урок-обобщение).
Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств


8.
Наблюдения рассуждения,
выводы.

Демонстрационный опыт: исследование условий, необходимых для горения.
Определение основных этапов исследовательской деятельности


9.
Инструменты и приборы.



Практические работы:
Измерение температуры своего тела.
Измерение температуры воздуха; температуры воды; температуры снега (льда).


10.
Книги и другие источники информации.

Классификация различных
информационных источников
Знакомство с методикой сбора информации в процессе исследовательской деятельности
Посещение с экскурсией школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога.


11.
Тела и вещества.

Различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Характеристика их отличительных свойств.
Определение веществ, из которых образованы природные или сделанные человеком предметы (тела).
Определение образов природы в изделиях, созданных руками человека


12.
Свойства газообразных веществ.

Групповое обсуждение отрывка из повести Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» о путешествии на воздушном шаре.
Формулирование вопросов, требующих развернутого ответа, по содержанию текста.
Анализ принципов передвижения по воздуху: с использованием разных газов.
Знакомство с правилами сохранения тепла (теплого воздуха) в доме зимой (расположение отопительных приборов относительно форточек и т.д.)


13.
Свойства жидких и твердых веществ
(урок-обобщение).

Проведение демонстрационных опытов. Исследование изменений свойств твердых, жидких и газообразных веществ при нагревании.
Фиксирование данных в виде таблицы («Сравнение свойств твердых, жидких и газообразных веществ»)


14.
Наука экология.

Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края



Космос и Земля
(14 часов)


15.
Звезда – Солнце.

Проведение домашних наблюдений за высотой Солнца над горизонтом; за изменением длины тени от предметов в течение светового дня.
Анализ домашних наблюдений в классе.
Обсуждение и определение значения солнечной энергии для жизни человека, растений и животных.


16.
Планеты Солнечной системы.

Работа в группе над созданием учебной презентации «Планеты Солнечной системы» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).
Просмотр фрагментов из мультфильма «Тайна третьей планеты».


17.
Звезды и созвездия.

Нахождение на карте звездного неба изученных космических тел. Различение звезд и созвездий.


18.
Луна – спутник Земли.

Обсуждение в группе результатов наблюдений за фазами Луны.
Характеристика фаз Луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть).
Сравнение и различение объектов неживой природы, находящихся в космосе.


19.
Наблюдение за космическими
телами (урок-обобщение).

Сравнение и различение космических тел. Характеристика отличия звезд и планет.
Создание модели Солнечной системы (групповая деятельность).
Проведение групповых наблюдений во время экскурсии в планетарий


20.
Наука о Земле.

Нахождение на физической карте и глобусе материков и океанов, географических объектов с указанием их названий.
Характеристика условных знаков, составляющих легенду карты.
Участие в коллективной выставке «Первооткрыватели неизвестных земель» (рисунки, короткие сообщения о выдающихся путешественниках)


21.
Горизонт.

Слушание и извлечение главной мысли из текста и обсуждение полученных сведений (отрывок из сказки Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч»).
Коллективное обсуждение фотовыставки «Природа с высоты птичьего полета». Объяснение причины расширения линии горизонта при подъеме


22.
Строение Земли.

Различение внутренних частей Земли.
Обсуждение смысла понятий «Земля» и «земля».
Создание макета внутреннего строения Земли. Знакомство с оболочками Земли.
Извлечение из учебника необходимой информации о живых организмах, обитающих в разных оболочках Земли.


23.
Стороны горизонта.

Ориентирование на местности
по отношению к собственному
телу; по Солнцу и Полярной звезде.
Обозначение (на схемах и картах) при помощи общепринятых знаков основных и промежуточных направлений сторон горизонта.
Обсуждение плана рассказа
«Стороны горизонта».
Определение расположения различных объектов относительно сторон горизонта.


24.
Ориентирование по компасу

Ориентирование на местности
с помощью устных команд и компаса.
Изготовление примитивного компаса.
Соблюдение правил пользования компасом


25.
Определение сторон горизонта по народным приметам

Ориентирование на местности по народным приметам.
Моделирование ситуаций по ориентированию в лесу.


26.
Глобус и географическая карта.

Работа с глобусом и картой.
Нахождение на глобусе поясов Земли, полушарий, полюсов, экватора.


27.
Рельеф Земли.

Определение характера рельефа местности (равнины, горы, холмы, овраги) на карте с помощью цвета и условных обозначений.
Сравнение и различение на карте высоты гор и глубины участков Мирового океана.
Участие в создании макета рельефа участка Земли


28.
Ландшафт Земли.

Выявление отличий между понятиями «ландшафт» и «рельеф».
Сочинение «Красота природы родного края».
Сравнение фотографий, на которых человек нарушает природный ландшафт местности
(свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотографиями создания красивых мест (ландшафтный дизайн)



Взаимодействие сил природы
(22 часа)


29.
Тепловые пояса Земли.

Работа с контурной картой: различение тепловых поясов Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, подписывание названия линий, отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов.
Установление связи между углом падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли.
Определение зависимости живой природы от нахождения в различных тепловых поясах


30.
Смена времен года.

Моделирование движения Земли вокруг Солнца с помощью теллурия или глобуса и лампы.
Коллективное составление альбома «А в это время на другом краю Земли»: поиск иллюстраций, характеризующих особенность природы в разных тепловых поясах в данное время


31.
Солнце – властелин времен года.

Оформление выставки «Времени неслышные шаги» (фотографии, собственные рисунки, часы, календари и др. предметы).
Участие в инсценировках, иллюстрирующих, как человек учился измерять время и его ценить (использование пословиц, поговорок, изречений о времени)


32.
Особенности Земли как планеты
(урок-обобщение).

Описание особенностей Земли как космического тела.
Составление рассказа о необходимых условиях для возникновения различных живых организмов на Земле


33.
Энергия (тепло) Солнца.

Изучение влияния различных температур на разрушение камня. Формулирование общего вывода.
Изучение энергии солнечных лучей, собранной с помощью увеличительного стекла.
Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы


34.
Внутренняя сила Земли.

Повторение понятий и обобщение изученного материала (работа со словарем учебника).
Составление загадок на основе ранее изученных тем.
Моделирование ситуации: о чем могли думать и мечтать люди в далекие времена



35.
Значение и свойства воды.

Определение свойств воды как жидкости. Объяснение результатов опытов. Формулирование общих выводов.
Фиксирование результатов наблюдений в таблице. Измерение температуры воды.
Формирование измерительных навыков работы со спиртовым термометром.
Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра


36.
Три состояния воды.

Проведение опытов по изучению перехода воды из одного состояния в другое..
Изучение явлений испарения воды; перехода водяного пара в жидкость; замерзания воды.
Анализ результатов опытов.
Формулирование общих выводов. Фиксация результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51, 3_й столбец).
Изучение испарения воды при комнатной температуре: анализ результатов опыта, формулирование общего вывода (рекомендуется самостоятельная работа дома)


37.
Снег и лед.

Изучение свойств льда (воды в твердом состоянии). Фиксация результатов опыта в таблице (рабочая тетрадь, № 51).
Определение веществ, попадающих в снег из воздуха.
Объяснение результатов эксперимента.
Сравнение различных форм снежинок и соотнесение с температурой воздуха, при которой они образовываются


38.
Жизнь животных и растений зимой.

Наблюдение во время экскурсии за состоянием природы зимой.
Фиксация информации, полученной в ходе наблюдений
Обсуждение мероприятий по оказанию помощи птицам и зверям в морозные зимние дни.
Изготовление кормушек


39.
Вода – растворитель.

Растворение веществ в воде:
объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюдений в таблице.
Фильтрование не растворимых в воде веществ: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюдений.


40.
Подземные воды Земли.

Исследование свойств минеральной воды: извлечение необходимой информации о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных
источников (справочники, энциклопедии, Интернет, этикетки).
Поиск и фиксирование на карте России мест выхода на поверхность горячих источников


41.
Атмосфера Земли: состав
и значение воздуха.
Сообщения о местных подземных источниках.
Поиск и обозначение на карте района (области, республики или края) места нахождения подземных вод.
Подготовка презентации «Животные, обитающие в водоемах нашей (нашего)» (в группе)


42.
Атмосфера Земли: состав и значение
воздуха.

Просмотр учебного фильма «Атмосфера Земли» или компьютерной презентации, подготовленной учителем.
Пространственное изображение неба на рисунках.
Графическое представление данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы.
Знакомство с другими видами диаграмм (столбчатые, трехмерные)


43.
Свойства воздуха.

Извлечение необходимой информации из текста учебника.
Определение свойств воздуха (сжимаемость и упругость): объяснение результатов опыта, формулирование общих выводов, фиксация результатов наблюдений в таблице.
Измерение температуры воздуха.
Формирование измерительных навыков при работе со спиртовым термометром.
Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра.


44.
Движение воздуха.

Определение направления ветра с помощью флюгера.
Самостоятельное изготовление простейшего флюгера.
Объяснение значения ветра в жизни растений и животных.
Описание ветродвигателей, мельниц и других устройств


45.
Грозные ветры.

Моделирование ситуации выживания человека во время различных стихийных бедствий.
Выявление факторов опасности для жизни и здоровья.
Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях


46
Сила воды, ветра и Солнца на Земле
(урок-обобщение)

Составление правил экономного использования воды и
электроэнергии в доме.
Поиск (с помощью библиотек, Интернета и др. ) сказок, в которых вода, ветер и Солнце становились полноценными персонажами


47.
Круговорот воды в природе.

Самостоятельное составление схемы круговорота воды в природе.
Обсуждение проблемы: есть ли круговорот воды в аквариуме; благодаря чему в нем существует жизнь. Моделирование ситуации: что бы было на Земле без круговорота воды


48.
Загрязнение вод человеком.

Анализ в ходе экскурсии экологического состояния своей
местности: выявлять источники загрязнения водоемов.
Моделирование ситуации, касающейся попадания промышленных и бытовых отходов в водоемы


49.
Вода, ветер и рельеф (урок-обобщение).

Извлечение из учебника необходимой информации об особенностях разрушения рельефа. Анализ процессов разрушения рельефа. Обсуждение правил поведения при стихийных бедствиях. Моделирование ситуации: что бы было, если (на Земле исчезли ветер, вода, атмосфера)


50.
Человек
и неживая
природа.

Классификация различных природных явлений по предложенным или самостоятельно выявленным основаниям.
Подготовка вопросов по материалам темы для команд-соперниц к игре «Что? Где? Когда?» (работа в группах).
Составление кроссворда «Земля – наш общий дом»



Живая природа
(18 часов)


51.
Жизнь – уникальная особенность
Земли.

Обсуждение условий, необходимых живым организмам для жизни.
Определение связи множества
разнообразных организмов между собой, соотношения живых организмов на Земле.
Характеристика биологии как науки, изучающей живую природу (работа со схемой «Царства живой природы»).
Определение роли растений в природе (очистители воздуха и пища для животных и человека)


52
Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.

Изучение особенностей внешнего строения водорослей, мхов, папоротников (на основе гербарных образцов, рисунков).
Сравнение и различение групп растений – деревья, кустарники, травянистые растения.
Графическое изображение частей травянистого растения, дерева, кустарника (с подписью названий частей)


53.
Хвойные и цветковые растения.

Изучение в группе особенностей внешнего строения хвойных и цветковых (на основе гербарных образцов, коллекций шишек, семян и плодов, рисунков).
Изображение частей цветкового растения (листья, плоды, поперечный срез ствола древесных растений)


54.
Дикорастущие и культурные
растения.

Изучение и описание внешнего строения зерновых, масленичных, овощных, плодово-ягодных растений.
Характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид.


55.
Условия для прорастания и роста
растений.

Наблюдение за развитием растений в различных условиях.
Обсуждение в классе условий проведения эксперимента


56.
Что мы едим.

Изучение внешнего строения плодов и корнеплодов.
Различение овощей и фруктов на рисунках.
Классификация растений по самостоятельно выделенным критериям.
Извлечение необходимой информации из текста учебника


57.
Растения-путешественники.

Наблюдение и уход за комнатными растениями.
Коллективное составление выставки «Растения–путешественники»: определение названий комнатных растений,
произрастающих в классе и коридорах школы.


58.
Грибы: съедобные и ядовитые.

Различение на рисунках,
в природе съедобных и ядовитых грибов.
Фиксация результатов наблюдения. Формулирование общего вывода.
Обмен опытом, обсуждение
проблемы в классе: почему нельзя поедать незнакомые грибы, потреблять пищу с плесенью


59.
Значение растений и животных
на Земле (урок-обобщение).

Классификация растений и животных на группы по различным признакам.
Установление взаимосвязи растений и животных .Определение значения животных и растений на Земле. Совершение прогулки на природу Исследование на основе непосредственных наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных и времени года (весны)


60.
Группы животных: моллюски,
насекомые, паукообразные.

Выделение существенных признаков строения животных.
Классификация животных по выделенным признакам на группы. Определение групп животных своей местности. Изучение особенностей внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных (на основе коллекций засушенных беспозвоночных, живых обитателей, рисунков)


62.
Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Характеризовать разнообразие внешнего вида рыб. Работать с иллюстрациями учебника.
Извлекать необходимую информацию из текста. Изучать особенности внешнего строения рыб, земноводных, пресмыкающихся (на основе биологических препаратов, представителей живого уголка, рисунков)


63.
Группы животных: птицы
и млекопитающие.

Изучение особенностей внешнего строения птиц и млекопитающих (на основе биологических препаратов, чучел,
Составление схемы «Группы животных».
Обсуждение значения млекопитающих и птиц в жизни человека, в природе.


64.
Особенности размножения разных
животных.

Участие в составлении фото-галереи «Животные и их детеныши».
Определение последовательности стадий развития животных.
Анализ различных способов
(стратегий) выживания животных в природе


65.
Животные и среда их обитания
(урок-обобщение).

Установление связи внешнего
строения животных с особенностью их обитания в природе
и питанием. Соотнесение изучаемых организмов и мест их обитания


66.
Питание животных.

Характеристика особенностей
питания различных животных.
Анализ рациона питания домашних животных (на знакомых детям примерах)


67.
Дикие и домашние животные.

Наблюдение и уход за животными в живом уголке.
Рассказ о своем домашнем питомце.
Обсуждение условий ухода:
питание, необходимое домашним животным.
Классификация животных на группы по различным признакам. Освоение правил безопасного поведения с животными


68.
Бактерии: невидимые организмы.
Гигиена – наука о чистоте
и здоровье.

Обсуждение значения бактерий в жизни человека.
Наблюдение размеров бактерий с помощью микроскопа.
Составление схемы «Значение бактерий в природе».
Ознакомление с оказанием первой помощи при повреждении кожного покрова.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815




15