Презентация Героический эпос кочевых народов


Героический эпос «Абай-Гэсэр» - уникальный памятник духовной культуры бурятского народа. Объектом данной работы является эпическое творчество монгольских кочевых народов. В качестве предмета обозначено рассмотрение бурятского героического эпоса - источника исторических, культурных, научных исследований и как достояния мирового культурного наследия. Актуальность темы заключается в том, что изучение эпического творчества бурятского народа представляет не только культурное, но и нравственное воспитание молодого поколения. Знакомство с самим текстом эпического произведения и рассмотрение его в качестве достояния мировой культуры способствует привитию чувства патриотизма, национальной гордости. Цель: рассмотреть исследования героического эпоса «Абай-Гэсэр» как памятника бурятской литературы и национального достояния мировой культуры. Задачи:изучить особенности бытования бурятского эпоса;показать духовно-нравственное и культурное значение бурятского героического эпоса;обобщить полученный материал. Центром всех героических эпизодов являетсяпоэтическая модель земной РодиныГэсэра – Булжамууртын орон. В эпосе широко представлены традиции бурятского народа. Они даны на фоне основных занятий бурят: охоты, скотоводства. Большое место занимает описание состязаний, праздников и битвы, а также доспехов, одежды, жилища. Образ природы является одним из главных элементов в сюжете эпоса. Объекты Земли: рощи, холмы, горы, скалы, пещеры до сих представляют собой места поклонений. На фоне традиций проступает образ главного героя Гэсэра, который вобрал в себя лучшие черты своего народа. Он берется за трудные дела, почитает старших, уважает решения совета небожителей, человечен. Защита родного края, сородичей, сохранениемира, покоя и добра наЗемле – основная идеяэпического произведения.Все действия герояпронизаны горячей любовью к родной земле. В эпосе события начинаются на небе. Атай -Улан враждует с Хан - Хурмасом из-за срединного Сэгэн - Сэбдэг тенгрия. Хан-Хурмас сбрасывает на землю Атай- Улана. Гниющие части тела Атай - Улана образуют разные чудовища на земле, которые губят все живое. Отсюда начинаются бедствия на земле. Небожители посылают сына Хан-Хурмаса на землю для уничтожения чудовищ. Уже в раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца. Чудовища, происшедшие из останков Атай-Улана, стремятся погубить Гэсэра, в которого на земле перевоплотился Бухэ - Бэлигтэ. Они двинули против него полчища комаров, коршунов и крыс. Маленький Гэсэр побеждает их. Небожители присылают Гэсэру в помощь волшебногоконя, который будет вернымпомощником в опасныхбитвах и походах. Отрубленная голова Атай-Улана, превращенная в чудовище Архан –Шудхэр, стремится проглотить луну и солнце. Хара-Зутан уничтожил богатырские доспехи Гэсэра. Несмотря на это, Гэсэр побеждает чудовище. Другим подвигом была битва с Гал-Нурман ханом, который обладал магической силой: погибать и возрождаться. Бабушка Манзан-Гурмэпосылает Гэсэру спасительныйталисман- стрелу Эрдени,которая пронзает насмерть Гал-Нурман хана. Гэсэр мечтает подарить народу счастье, сокровища земли. На пути к своей цели он встречает таежного тигра. Гэсэру удается победить зверя. Из чрева тигра выходят на свет живые люди – кто пешком, кто на коне, кто на арбе. Гэсэр родился на земле с определенной, четко выраженноймиссией: он искоренитель зла. Он уничтожает чудовищных мангадхаев, сеющих на земле болезни, зло, несчастья. «Абай-Гэсэр» – гимн любви к своей земле. Уничтожив мангадхаев, коварных ханов и злых шаманов, Гэсэр устанавливает на земле мир и благоденствие. Все его действия направлены на защиту родной земли, своего племени и рода. В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство. В героическом эпосе в поэтически обобщенномвиде отражается быт древних бурят, их мировоззрение,духовная жизнь народа, воплощены их философскиеэтические и эстетические взгляды. Бессмертие и ценностьбурятских улигеров в том, что они правдиво отражаютжизнь и утверждают идеалы добра, справедливости,любви к Родине, свободе. Именно поэтому в прежниевремена они были своеобразным учебником жизни,средством воспитания подрастающего поколения. Ясчитаю, что и в наши дни они не потеряли своей идейнойи эстетической ценности. Эпос представляет основу культурного наследия кочевых народов, является национальным достоянием монгольского мира, по праву рассматривается как значительный вклад в мировую науку, культуру, цивилизацию. Спасибо за внимание!