Статья «Роль экскурсий и туристических поездок в воспитании школьников»

1.Абусева Флюра Хабировна
2.МАОУ СОШ № 146 г. Казань, Республика Татарстан
3. учитель русского языка и литературы


Роль экскурсий и туристических поездок
в воспитании школьников.

Одна из наиболее острых проблем образования связана с падением интереса к учёбе. Поэтому основная задача, стоящая перед учителем, – развитие у учащихся устойчивой мотивации к учёбе.
Учителю, который хочет, чтобы ученики полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные формы работы, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса. Внеклассная работа – мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету.
Я хочу рассказать об одном из методов – повышение интереса к предмету через экскурсии и туристические поездки.
К.Д.Ушинскому принадлежит интересная мысль, что день, проведённый ребёнком на природе, стоит многих недель, проведённых им на учебной скамье. Можно спорить с количественной стороной этого педагогического уравнения, но нельзя не согласиться с ним в принципе.
За соединение обучения и воспитания школьников с экскурсиями, турпоходами выступали С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.
Цели экскурсии- расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду. Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Для детей совместная поездка в другой город-возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни. Школьные экскурсии - это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.
Я провожу такую форму работы уже давно. Но если раньше (лет 20 назад) возила детей на экскурсии больше в воспитательных целях (на первом плане тогда было военно-патриотическое воспитание, и мы ездили по местам боёв: Курская дуга, Волгоград, Малая земля в Новороссийске, Брест, Хатынь), то теперь я стараюсь больше посещать литературные места, т.к. я не только классный руководитель, но и учитель-предметник.
Но если с предыдущим классом эти поездки были спонтанными, то с этим классом работала уже по своей системе. Взяв их в 5 классе, составила план экскурсий включительно до 9 класса. Наравне с учебными целями на первый план ставила и цели воспитательные. За один день экскурсии о ребёнке можно узнать больше, чем за месяцы учёбы в школе, порой они раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Они учатся жить в коллективе, дружить, помогать и поддерживать друг друга, становятся более самостоятельными и ответственными, учатся правилам поведения в обществе.
При подготовке к экскурсиям учитывается, в первую очередь, возраст детей, школьная программа. Зачем 5-классников везти в Нижний, если они о Горьком ещё ничего не знают.
Экскурсии делятся на обучающие и развлекательные, и лучше их чередовать. Я вам расскажем о тех поездках, в которых мы побывали с классом.

5 класс
Среди памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, по-особому примечательно село Болдино. Именно здесь состоялось наше первое знакомство с самым гениальным поэтом России. Здесь были созданы наиболее значительные произведения. Буйство красок, медленное увядание природы – то, что мы чаще всего называем пушкинской осенью. Такой красивой, именно золотой осени вы не увидите больше нигде. Здесь Пушкин бывал несколько раз. Найдите время посетить Болдино, и вы наверняка ощутите, что означает это уникальное словосочетание – болдинская осень.

Великий Устюг. Здесь находится официальная резиденция российского Деда Мороза. Там всё пропитано ощущением ожившей сказки. Огромные сверкающие сугробы, хрустальный воздух. Мы прошли тропой сказок, где нас встретил Лесовик и провёл мимо костра 12 месяцев, показал домик лешего, познакомил с учёным котом. А потом помощники Деда Мороза провели экскурсию по его дворцу.
А вы знаете, зачем у Деда Мороза на каждую ночь недели своя подушка и почему их 8? А что хранится у него под периной? А что происходит в хрустальном зале? Всё это вам расскажут и покажут, а еще прокатят на снегоходах, вручат сладкие подарки и доверительные грамоты. Настоящая новогодняя сказка!


Следующая наша поездка была в Пермь. Цель поездки – Кунгурские ледяные пещеры, где круглый год температура около 0°. Один грот смахивает на руины древнего города, в другом чистейшее подземное озеро, в третьем стоит новогодняя ёлка, которая никогда не опадает. Воздух тут очень чистый.
Посещение Кунгурской пещеры – увлекательное занятие, здесь можно прикоснуться к горным породам, которым около 270 млн лет, а в качестве экзотики вам предложат окунуться в полную темноту. В пещерах мы увидели настоящие сталактиты и сталагмиты, познакомились с пещерными легендами, узнали, кто плачет в гроте «Тысячи озёр», что скрывается на глубине 80 метров под землёй, есть ли в пещере клады.
А может удача улыбнется именно вам и посчастливится увидеть самого Пещерного духа?

6 класс
В 6 классе свои путешествия мы начали с Кырлая – Родины великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Здесь мы посетили дом, в котором жил поэт, и музей, экспозиция которого показывает весь жизненный путь.
Кырлай занимает особое место в жизни поэта. Здесь он осознал себя как личность. Поэт говорил: «Именно в Кырлае открылись у меня глаза на мир».
Чтобы понять наследие Тукая, его духовный мир, нужно обязательно побывать в Кырлае и посетить музей.

На зимних каникулах мы побывали на главной ёлке страны – кремлёвской в Москве. Мы были просто в восторге! Очень красивые костюмы, потрясающие декорации, зажигательные танцы, качественная музыка. И очень вкусные подарки. А в какой гостинице мы жили! С 23 этажа вся новогодняя Москва как на ладони.

Есть на свете сказочные страны
Всех земель вовек не обойти,
Но нельзя не заглянуть в Тарханы
Даже если вам не по пути.
Там шумит ромашковое лето,
Рожь бежит дорогой полевой
А в ограде вечный сон поэта
Стережёт зелёный часовой.
Край лермонтовского детства – Тарханы. Здесь прошла почти половина жизни поэта. Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно и нежно. Здесь, в селе Лермонтово(бывшие Тарханы) расположен государственный Лермонтовский музей – заповедник, где всё дышит любовью к поэту.
Ещё одна проходит осень
И дождь – бродяга слёзы льет
Мы в этом мире только гости
А он в стихах своих живёт.

А в конце учебного года мы на теплоходе плавали в Болгары. Позади уроки и домашние задания, а мы гуляем по палубе, любуемся летними пейзажами и ждём дискотеку. На теплоходе музыка играла до утра. И мы в Болгарах – бывшей столице Волжской Булгарии, известной в мусульманском мире как «Северная Мекка». Здесь находилась ставка хана, чеканились монеты, развивались ремёсла. Современный Болгар – это обширное городище, окружённое валом и рвом более 5 км. Здесь расположены архитектурные памятники XIII – XIV веков – мечеть, мавзолеи, усыпальница, минарет, палаты. Поездка была незабываемой.

7 класс
В 7 классе на осенних каникулах мы путешествовали по городам Золотого Кольца России.
Побывали в Суздале, Владимире, Боголюбово, Сергиевом Посаде, посетили множество уникальных архитектурных памятников. Среди всех монастырей и храмов особенно запомнилась Троицко – Сергиева Лавра с переливающимися на солнце золотыми куполами.

Весной мы поехали в Петербург – город, побывать в котором мечтали уже давно. Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости и музей – квартира Пушкина на Мойке, место дуэли Пушкина на Чёрной речке, Эрмитаж и музей блокадного Ленинграда. Смотрели и слушали всё на одном дыхании.
Поразило нас Царское Село, лицей, где учился Пушкин, Екатерининский дворец с огромными торжественными залами, украшенными золотыми скульптурами и зеркалами. Знаменитая янтарная комната. Всё это оставило неизгладимое впечатление.

Елабуга – старинный купеческий городок, в котором жила и писала поэтесса М. Цветаева, провёл детство и юность замечательный художник И. Шишкин.
С первых же минут своего пребывания в этом городе мы были удивлены красотой старой части Елабуги, где до наших дней сохранился уникальный облик архитектуры XIX века. Старинные каменные особняки и церкви просто утопают в огромном количестве зелени. Посетили Мемориальный комплекс, посвященный М. Цветаевой, побывали на её могиле, посетили музей Шишкина, где увидели картины великого живописца. И, конечно же, посмотрели Чёртово Городище – место древнего поселения, где по легенде когда-то находился величественный феодальный замок. Нам очень понравился этот маленький городок, поэтому мы вернулись сюда ещё и на следующий год, но летом, на теплоходе.


8 класс
В 8 классе мы побывали в гостях у А. Чехова в Мелихово, у Тургенева в Спасском – Лутовиново и Льва Толстого в Ясной Поляне.
Дом, в котором жил Антон Павлович Чехов небольшой, одноэтажный, бревенчатый. Более ста лет прошло, а атмосфера давно ушедшего времени не исчезла. Чехов очень любил своё Мелихово и гордился им. Кроме жилого дома для гостей был построен отдельный домик, который вскоре стал любимым кабинетом. В редкие дни, когда гостей не было, писатель любил уединиться в нём для того, чтобы поработать в тишине. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг.

В гости к Ивану Сергеевичу Тургеневу мы приехали в родовое поместье Спасское – Лутовиново. Эту усадьбу И.С.Тургенев очень любил. Но после смерти писателя наследники делили имущество, в результате многие реликвии безвозвратно утеряны.
В 1906г. барский дом сгорел и только по счастливой случайности, библиотека старинных книг и некоторые вещи были вывезены. После реставрации имение оставалось бесхозным. Только в 1976 году в Спасском был заново отстроен сгоревший дом. В нём воссоздали интерьер тех лет, вернули подлинные вещи.
Сейчас это прекрасный процветающий музей. Даже экскурсовод была совершенно тургеневская девушка.

Следующий наш визит был в Ясную Поляну. Здесь родился, жил и творил великий человек. Имя Толстого оберегло Ясную Поляну от разорений во время революции. В конце 41 года усадьба оказалась в руках немцев. Уходя, они подожгли дом, но пожар удалось потушить. До наших дней сохранилась та часть дома, в которой непосредственно жил писатель со своей семьёй, флигель, в котором он устраивал школу для крепостных детей. Обстановка воссоздана такой, какая она была при жизни писателя. В усадьбе огромный парк, яблоневый сад, старые деревья, вековые конечно же, прошли мы и к могиле писателя. В лесу над оврагом небольшой зелёный холмик, ни памятников, ни надгробий. Необычным человеком был Лев Николаевич и похоронить себя завещал необычно. Что для него склепы, мавзолеи – своей скромной могилой он надсмехается над всей этой пышной условностью.

9 класс
А в этом году мы побывали в Пскове, город основан в 903 году, посетили Кремль, полюбовались Троицким собором, посмотрели памятник Александру Невскому. Памятник поражает своими размерами. Виден он издалека. На широких русских просторах, на невысокой горе стоит великан Невский со своими лучшими воинами и смотрит на Чудское озеро.
Посетили мы Псково – Печорский мужской монастырь, который начинался с пещер – отсюда и название. Красота неописуемая.
Любимое время года Пушкина – осень, поэтому именно осенью мы были у него в гостях. Пушкинские горы – музей-заповедник, куда входят Михайловское, Тригорское, Петровское и Святогорский монастырь.
В Михайловском мы посетили усадьбу матери поэта и домик Арины Родионовны.
Тригорское – это имение Осиповых – Вульф, где Пушкин бывал неоднократно. Усадьба находится на высоком берегу реки Сороть, откуда открывается замечательный вид. Мы увидели онегинскую скамью и прошли по липовой аллее Керн. Деревья этой аллеи видели Пушкина. Побывали в Святогорском монастыре, где нашёл свой последний приют гениальный поэт 19 века А.С.Пушкин .

Я вас познакомила с теми местами, где нам удалось побывать. Думаю, что никогда дети не будут равнодушными к писателю, в гостях у которого побывали.

Школьная экскурсия – сложная форма учебно-воспитательного процесса. Любая экскурсия требует большой предварительной работы.
Ещё большей предварительной работы требуют поездки в другие города. Детей заинтересовать легко, намного труднее убедить родителей в необходимости этой поездки. Путёвки недешёвые, а ездим мы по 3-4 раза в год, получается накладно, поэтому у родителей есть возможность выбора, т.к. с планами на весь учебный год я их знакомлю на первом родительском собрании.
Но не только финансовые трудности пугают родителей, они отпустят детей только в том случае, если будут вам полностью доверять. В поездке мы полностью берём на себя ответственность за жизнь и здоровье детей.
Сложность организации и проведения экскурсии нередко отпугивает учителя от этой эффективной формы обучения.
За неделю до поездки я раздаю родителям всю информацию о поездке. Детей встречаю на вокзале. Дети садятся в вагон, чётко зная своё место, распределяю заранее, учитывая интересы. Все билеты, паспорта у меня, раздаю только дома. Были помладше, каждому раздавала листок с информацией по всему пути следования, с контактными телефонами. Дети должны знать, куда обратиться, если вдруг отстали от группы, где встречаемся. Особенно это касается больших городов. Пересчитываемся постоянно. Детей от себя отпускать нельзя. Приняла детей на вокзале, и пока не сдам их с рук на руки, несу за них полную ответственность. Выхожу из вагона последняя, проверяю, нет ли оставленных вещей. Детей родители уже встретили, но никто не уходит, пока не отметится. Поездки для руководителя – не отдых, спать иногда приходится по 3-4 часа и от каждого звука выходишь из комнаты, чтобы проверить. Я после поездок сутки отсыпаюсь.

Умейте отстаивать свои права, ради детей. Должно быть выполнено всё, что заявлено в путёвке.

Чтобы не испортить отдых себе и детям, обращайтесь только в проверенные турфирмы. Золотые горы они обещают все, но многие забудут о вас , в худшем случае , с момента оплаты путёвки, в лучшем, с момента посадки в поезд. Я много лет работаю с «Инициативой». Они на связи с вами всю поездку, каждый шаг продуман. Вы можете составить свою программу. Желаю вам успехов!
15