Исследовательская работа по теме Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом 2 класс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Радужный
Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом
(на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»)
Автор: Галимова Амина
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
2 б класс
Руководитель Черкашина Раиса Георгиевна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
2013
Оглавление
Введение………………………………………………………………...........................................2-3
Глава I. Сказка как жанр литературы........................................................………………………...4
Глава II. Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»2.1. …........................................................................................................................5-6
2.2. ………………..……………………………………………………...6-8
Заключение…………………………………………………………………………………………. 9 Библиографический список …………………………………………………………………….. 10
Введение
Во втором классе на уроках литературного чтения я узнала, что сказки возникли очень давно, когда люди и писать еще не умели. Сначала сказка создавалась каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никто не запомнил. Если это произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то свое, так появились народные сказки.
Сказок очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые, самые первые. С детства мне хорошо известна русская народная сказка «Теремок», которую много раз слышала от мамы. А вот бабушка, рассказывая эту же сказку, называла ее «Рукавичка».
Объект исследования: русская народная сказка «Теремок» в обработке М. Булатова и украинская народная сказка «Рукавичка», записанная в Борисполе близ Переяслава (Полтавщины).
Предмет исследования: художественный мир сказок.
Гипотеза исследования: в сказках разных народов формируется единая система ценностей.
Цель работы: исследовать художественный мир сказок «Теремок» и «Рукавичка».
Всё это определяет задачи исследования:
сравнить сюжеты сказок;
выявить общее начало в сказках;
определить, что изменяли в сказке разные сказители.
Актуальность исследования объясняется интересом младших школьников к сказкам как жанру художественной литературы, который в доступной форме раскрывает понятие «добро» и «зло».
Новизна исследования:
Организация и этапы исследования:
2012 год – анализ художественного мира сказок «Теремок» и «Рукавичка», изучение справочной литературы по данному вопросу;
2013 год - обобщение результатов исследования, оформление текста научной статьи.
При проведении данного исследования использовались следующие методы:
анализ содержания сказок «Теремок» и «Рукавичка»;
изучение справочной литературы;
систематизация материала.
Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения, и на классных часах с духовно-нравственным содержанием.
Глава I
Сказка как жанр литературы
У каждого народа издревле существует культура звучащего слова. Это народное творчество называется фольклором. Русский народ на протяжении веков также создавал бесценные памятники слова: былины, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки и сказки.
«Колобок», «Репка», «Теремок» - эти сказки рассказывали нам родители, когда мы были маленькими, и они стали первыми книжками, которые мы прочитали сами.
Подберём к слову «сказка» родственные слова. Сказка – сказывать – рассказывать. Теперь понятно, что сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём-либо интересном. А всякий ли интересный рассказ является сказкой? Конечно же, нет!
Народ сам в своих пословицах и поговорка отметил ещё одну особенность сказок. Мне не раз приходилось слышать или самой говорить тем, кто рассказывает о чём-то во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки!», «Всё это – сказки!». Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней. «Сказка – сладка, а песня – быль», «Сказка ложь – а песня – правда». Это говорит о том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.
И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, что в рукавичку залезли и мышка, и лягушка, и зайчик, и лиса, и волк. Так что же: сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае, зачем они? А.С. Пушкин закончил свою знаменитую сказку «Сказка о Золотом Петушке» словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми, воспитывает стойкость, любовь к Родине.
Ещё одной важной чертой сказки является занимательность. С первых же слов сказка вводит нас в неповторимый мир, в котором всё удивляет: звери разговаривают, герои отправляются в далёкие путешествия, где их подстерегают опасности, люди понимают язык животных.
Значит можно сказать, что сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Анализ справочной литературы показал, что исследователи делят сказки на три группы:
- сказки о животных - «Лисица и волк», « Коза – дереза», «Теремок», героями которых являются животные.
- волшебные сказки - «Царевна – лягушка» люди, «Сивка-бурка», «Иван-Царевич и Серый Волк». Герои этих сказок люди и фантастические существа, речь в них идёт об удивительных приключениях, обязательно связанных с волшебством.
- бытовые сказки - «Каша из топора», «Барин и мужик», «Жена спорщица», герои которых становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.
Таким образом, сказки сопровождают нас с раннего детства. Нет таких людей, которые бы не любили сказки, потому что сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка нужна всем — и большим, и маленьким.
Глава II
Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»2.1.
Сказки «Теремок» и «Рукавичка» относятся к сказкам о животных. Герои - дикие животные, их количество разное: в сказке «Теремок» - 6 героев, а в «Рукавичке» -7 героев. В обеих сказках герои приходят к домику “по росту”. В обеих сказках есть мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. А в «Рукавичке» появляется новый персонаж - кабан.
Нужно отметить, что имена зверей имеют общую структуру, они «двойные». К названию животного авторы добавляют слово-прозвище часто в рифму. Все имена собственные в сказках можно разделить на три группы:
1) По внешнему виду: кабан-зубан, волчок-серый бочок, медведь-косолапый.
2) По повадкам:мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик; лягушка-квакушка; топтыга-медведь.
3) По месту обитания: мышка-норушка
Прозвища метко характеризуют повадки героев, их внешний вид. Кроме этого, нужно отметить, что и в русской, и в украинской народной сказке автор героев называет ласково, выражая свое отношение к ним: зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, и даже волчишка — братишка.
2.2.
Кроме общего начала в данных сказках авторы по-разному решают одну задачу: воспитать дружелюбие, гостеприимство.
Заглавия сказок отражают место действия: в одном случае это теремок, в другом - рукавичка. Животные, попадая в жилище, воспринимают его как родной дом, где можно укрыться, найти друзей «Вот они все в теремке живут, песни поют».
Художественное время также различно: в сказке «Теремок» действие происходит летом....., в сказке «Рукавичка» - зимой.
Жители в сказках ведут себя по разному. В сказке «Теремок» они гостеприимны. Зверей, которые к ним приходят, они приглашают войти в теремок. «Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка! А ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Иди ко мне жить!».
В сказке «Рукавичка» герои уступчивы. Приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают. «Вот бежит зайчик, да и говорит - Кто, кто в рукавичке ?- Мышка – поскребушка и лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- Зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди».
Сюжет
Откуда же появился теремок? Ответ на этот вопрос я не нашла в сказке «Теремок» - «Cтоит в поле теремок.» А в сказке «Рукавичка» есть ответ: «Потерял дед рукавичку.» А что стало с теремком в конце сказки? Концовка у сказок разная. В сказке «Рукавичка» она грустная. Теремок разрушен, герои сказки погибли. «Идёт охотник, видит: рукавичка шевелится. Он как стрельнет - вот сколько шкур-то!»
А в сказке «Теремок» она добрая . Теремок разрушен, но герои построили новый.
«Влез медведь на крышу.
— Только уселся — трах! — раздавил теремок. .Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился .Еле–еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый-бочок – все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!»
З а к л ю ч е н и е.
В результате исследовательской работы я нашла подтверждение своему предположению. Конечно, главный смысл обеих сказок в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказки учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера. У сказки «Теремок» есть несколько вариантов.
Сравнив 2 варианта сказки, установила, что сюжет неодинаковый. Начинается повествование с появления теремка, затем приходят животные по росту, есть одинаковый повтор - вопрос: «Чей домок-теремок?» и перечисление обитателей. Заканчивается тем, что герои погибают или разбегаются.
Каждый автор пересказывал её по-своему и изменял:
1) название сказки и вид теремка: теремок, рукавичка;
2) количество героев;
3) прозвища у героев;
4) поступки героев (гостеприимство, уступчивость).
5) концовку сказки.
Я теперь знаю, что тексты фольклорной сказки обрабатывали (грамотно пересказали, записали, не изменяя сюжета, поступков и речи героев) великие педагоги и писатели .
Каждый автор по-своему пересказывал её. Так получилось несколько вариантов одной сказки.
В результате сделала следующий вывод:
добрая (по сюжету) сказка – «Теремок»;
грустная - «Рукавичка».
Практическая значимость работы.
Нашла ответ на вопрос, который меня интересовал.
Своими «открытиями» поделилась с одноклассниками, заинтересовала историей сказки. Ребята узнали об известной сказке «неизвестное».
ПЛАН ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.
На уроках чтения я также узнала, что многие народные сказки стали источником литературных сказок (авторских). Например, «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-Горбунок» написаны на основе народных сказок.
В ходе исследования разных вариантов народной сказки «Теремок» я обнаружила, что и эта сказка стала основой для авторских сказок:
В.Бианки «Теремок»;
С.Маршак «Теремок»;
В.Сутеев «Под грибом»
Теперь я поставила перед собой цель: сравнить народную сказку «Теремок» и авторские, созданные на её основе.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
В мире много сказокГрустных и смешных.И прожить на светеНам нельзя без них.
(Ю. Энтин)
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)