«Обучение решению задач в начальной школе»


МОУ «Гимназия №19»



Выступление
на методическом объединении
учителей начальных классов



Мастер-класс
«Обучение решению задач в начальной школе»



Выступила: Овчинникова Л.В.
учитель начальных классов







Саранск 2010


Обучение решению задач в начальной школе

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач.
Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей.
С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.
Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.
Процесс решения задач оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.
Урок математики. 1 класс.
Тема. Знакомство с задачей.
Цели: рассмотреть последовательность действий при ответе на вопрос задачи; учить составлять вопрос в соответствии с записью и сюжетной ситуацией; совершенствовать моделировать ситуацию; ввести понятия «условие» и «вопрос» «решение» «ответ»; развивать логическое мышление, внимание.

1. Построение проблемной ситуации:
Коля придумал 4 истории:
1) У Тани 4 гриба.
2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба.
3) На сколько рыжиков больше, чем маслят?
4) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?
Помогите Коле найти задачу. Какая история будет являться задачей? (1слайд)
2. Проблема:
Вопрос я вам задавала один, а мнений получилось несколько.
Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?
Кто может назвать тему урока? (2слайд)

3. Постановка учебных задач:
Сегодня на уроке мы должны узнать:
- что такое задача
- из каких частей состоит задача
- чем отличается задача от обычной истории (3слайд)




4. Решение проблемы.
В толковом словаре русского языка задача это то, что требуется найти, узнать, решить.
Задача. На клумбе росло 5 роз и 3 гвоздики. Сколько всего цветов росло на клумбе? (4слайд)
-Что известно в задаче? (это условие)
-Что нужно узнать? (это вопрос)
-Можем сразу ответить на вопрос задачи?
-Как?
- Почему действием сложением? (это решение)
- Мы ответили на вопрос задачи? (прочитать ещё раз вопрос)
-Что же есть в каждой задаче? Что её отличает от простой истории?
Сделаем вывод: в любой задаче есть условие и вопрос.
Вернемся к Колиным историям. Попробуйте снова найти задачу.
- Докажите, что это задача. Решите её.
Почему считаете, что остальные не задачи? Докажите.

5. Закрепление (5слайд)
Задача или нет. Докажите. Если задача, то решите её. Задание по рядам.

Лена нарисовала 6 кружочков, а Катя 5 кружочков. Всего девочки нарисовали 11 кружочков.
Мальчики слепили 3 снеговика, а девочки 4 снеговика. Сколько снеговиков слепили дети?
Из первого класса в танцевальный кружок ходит 9 девочек и мальчики. Сколько девочек посещает танцевальный кружок?


6. Составь задачу по рисунку. Выдели условие и вопрос. Составь задачу на «сложение», на «вычитание». (6слайд)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Последовательность действий при ответе на вопрос задачи (алгоритм) (7слайд)
читаем условие и вопрос
моделируем задачу
ищем решение –
записываем ответ

7. Вывод. (8слайд)
-Что такое задача?
- Из каких частей состоит задача?

























Список используемой литературы.




1.Лободина Н.В. Математика 1 класс: поурочные планы по учебнику В.Н.Рудницкой, Е.Э.Кочуровой, О.А. Рыдзе. –Волгоград: Учитель, 2010

2.Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: методика обучения.М.:Вентана-Граф, 2009.