Появление неравенства и знати (5 класс)


Урок 7. Появление неравенства и знати
Педагогические целиСпособствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлении новых орудий труда; содействовать пониманию изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской, процессом разрушения первобытного равенства, выделения знати, военных вождей и их дружин
Тип и вид урокаУсвоение и контроль знаний и способов действий / учебный практикум
Планируемыерезультаты (предметные) Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества
Личностные результатыОсмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные результатыВладение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Основное содержание темы, понятия и термины Развитие ремесел. Обработка металлов (около 9 тыс. лет назад). Изобретение плуга. Соседская община. Выделение знати. Ремесленник, гончарный круг, медь, топор, плуг, вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь, медно-каменный векОбразовательные ресурсыУчебник. Электронное приложение к учебнику. Диск «История. 5–6 классы. Редактор тестов». Учебная картина «Поселок первобытных земледельцев и скотоводов». Схема-рисунок и аппликация (слайды) «Раздел земли в общине»
Организационная структура урокаЭтапы урокаФормы,методы, методическиеприемыДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормаконтроляхарактеристика основных видов деятельностиформируемые УУД I. ОрганизационныймоментФронтальная. Словесный. Слово учителяПриветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм II. Проверка выполнения домашнего задания Индивиду-альная, фронтальная.
Творческий, словесный. РассказОрганизует проверку выполнения домашнего задания Рассказывают, как первобытные земледельцы вырастили зерно Коммуникативные: оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя информацию, полученную из разных источников РассказIII. Постановка учебной задачиФронтальная. Словесный. Слово учителя,беседа Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу Слушают учителя, формулируют учебную задачу Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя Беседа по вопросамIV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Развитие ремесел. Начало обработки металлов Индивиду-альная, фронтальная.
Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, иллюстрацией, рассказ Знакомит с новой датой – 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрывает понятие «медно-каменный век» (см. Приложение). Организует самостоятельную работу
с п. 1 § 5. Предлагает, используя ил-
люстрации, рассказать о технологии изготовления орудий труда из меди На основе текста и иллюстраций учебника, составляют описание орудий труда, технологию их изготовления. Объясняют с помощью учителя значения терминовПознавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи Работа
с текстом, рассказЗарождение плужного земледелияФронтальная. Словесный. Чтение, беседаОрганизует ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии в ходе объяснительного чтения п. 2 § 5 Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебникаРабота
с текстом, беседа по вопросам
От родовой общины к общине соседской Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, аппликацией, беседа
На основе работы с рисунком-схемой и аппликацией «Раздел земли в общине» рассказывает о переходе от родовой общины к соседской.
– Почему стало возможно и выгодно
вести хозяйство силами одной семьи? Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других Беседа по вопросам, терминыВыделение знати. Воз-никновение городов Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, аппликацией (слайдами), беседа Формулирует представление о возникновении имущественного неравенства, используя схему-рисунок и аппликацию. Подчеркивает главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатныеи незнатные Прослеживают процесс возникновения неравенства между людьми. Усваивают значения новых терминов: вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царьРегулятивные: учатся работать по предложенному учителемплану.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи Беседа по вопросам, терминыV. Контроль
знаний и способов действий Индивидуальная. Репродуктивный, проблемный. ТестыОрганизует работу с тестами Самостоятельно выполняют тестовые задания по теме «Жизнь первобытных людей» Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания.
Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных ТестыVI. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителяКомментирует задание.
Задания в рабочей тетради Воспринимают задание, уточняютРегулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания Задания
в рабочей тетрадиРесурсный материал к урокуПриложение
То время, о котором говорилось прежде, в науке называют каменным веком, потому что большую часть орудий труда люди, жившие в ту далекую эпоху, изготавливали из камня. Когда люди научились делать орудия из меди, они, как вы уже знаете, все равно продолжали широко использовать камень. Поэтому следующая эпоха и называется медно-каменным веком.
Почему даже после появления медных орудий труда люди продолжали пользоваться изделиями из камня? Ответ на этот вопрос крайне прост: медь – очень мягкий металл. Медным топором почти невозможно срубить крепкое дерево, медным копьем трудно убить врага, а плугом с медными насадками – вскопать твердую почву. Потому для особо сложных хозяйственных и военных задач люди продолжали использовать орудия труда и оружие из остро отточенного камня, из рога, из кости. Лишь когда медь научились соединять с другими металлами – оловом, цинком – и получать сплав, называемый бронзой, металл постепенно вытеснил камень.