Экскурсия в осенний лес

Ход экскурсии:


Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в парк. А в нашем парке есть небольшой лес. Ребята, а вы знаете для чего нужен лес?
В лесу все прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработки дерева, получают бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей. Но прежде чем, мы туда отправимся нам нужно вспомнить правила поведения в лесу:
- не разводить костер;
- не разорять муравейники и птичьи гнезда;
- не ловить насекомых и птиц;
- не мусорить;
- не ломать ветки и не рубить деревья
Ребенок: Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай,
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
(Н. Рыжова)

Воспитатель: Молодцы, ребята. В лесу есть главные жители, а как же мы жителей этих назовем?
Ответы детей (деревья).
Воспитатель: Какие деревья можно встретить в лесу?
Ответы детей (березу, дуб, клен, осину, ель, рябину).
Воспитатель: Хорошо. А что такое дерево? Как оно живет? Давайте вместе назовем. (Воспитатель вместе с детьми) Глубоко под землей у дерева есть корни, чтобы дерево крепко стояло, чтобы могло оно питаться. Есть ствол, а на стволе – кора, в сильный мороз защитит от холода, летом – от жары спасет. На дереве есть толстые ветки, а на них - много мелких. Весной на дереве появляются листочки. Все лето радует нас дерево зеленью, ну а осенью – литья желтеют и опадают. И стоит дерево «голое» всю зиму до следующей весны. Ребята, а вы знаете, что леса бывают смешанные, хвойные и лиственные? Какие деревья растут в хвойных лесах?
Ответы детей (ель, сосна, пихта).
Воспитатель: Правильно. А в лиственных лесах?
Ответы детей (береза, дуб, осина).
Воспитатель: Умницы. Ну, а в смешанных лесах какие деревья можно встретить?
Ответы детей (в смешанных лесах растут и лиственные деревья, и хвойные).
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте)
Это каждый должен знать.
Лето, осень и зима, (хлопают в ладоши)
А потом придет весна.
Мы теперь друг друга спросим: (разводят руками)
- Что настало нынче?
- Осень!
Воспитатель: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(«Листопад» И. Бунин)
Очень красива осенняя пора! Издавна русские поэты и художники восхищались осенью! Осень – одно из четырех времен года. Какие вы еще знаете времена года? Сколько месяцев длиться год? А сколько месяцев в году длится осень? Как называются осенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей (постепенно становится холодно, поздно светлеет, рано становится темно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной становиться почва, листья желтеют и опадают, птицы улетают в теплые края, дикие звери впадают в спячку).
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы все знаете об осеннем лесе. Готовы отправиться в путешествие? Мы будем не просто путешествовать по осеннему лесу, а еще мы будем собирать букет из осенних листьев.

Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Пойдем за тобою,
А ты впереди.
Остановка №1
Воспитатель: А вот и первая остановка.
Стоит Антошка
В красной одежке,
Под ветра свист
Гоняет лист.
Ребята, перед нами дерево которое называют украшением парков и лесов. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков и лесов.
Ответы детей.
Воспитатель: Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью. Листья клена в начале осени – ярко желтые, а ближе к зиме становятся темно коричневого цвета. Осенние листья клена как одна большая семья бабочек на дереве. Они легко узнаваемые из-за необычной резной пятиконечной формы. Увидищь такой яркий, бодрящий лист и настроение сразу улучшается. Действительно красив клен, но кроме красоты у клена много достоинств. Клен морозостойкий, стойко держится на морозе, не боится его. А еще клен устойчив к засухе. Листья у клена крупные с жилками, ими питаются личинки многих видов бабочек. Плод клена – крыльчатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться дальше от родительского ствола. Итак, ребята как называется это дерево? Как называется плод клена? Почему клен называют украшением парков и лесов?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! Соберем несколько листиков клена для нашего осеннего букета!

Остановка №2
Воспитатель: Ее узнаешь по простой примете, нет дерева белей на свете! А как вы догадались, что это за дерево?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, у березы белый ствол с черными черточками. Посмотрите, какие у березы тонкие ветки!
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными застежками!
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную!
(А. Прокофьев)
Воспитатель: С приходом осени береза становится еще красивей и нарядней. Такая же стройная, с белым стройным стволом, теперь она, как настоящая модница, одевается в новые золотисто – желтые одежды. А теперь давайте обойдем вокруг березы и посмотрим на опавшие листья. Какие они красивые, разноцветные, бывает так, что на одном и том же дереве каждый лист окрашивается по- разному. Не все березовые листья приобретают одинаковый цвет – среди них попадаются бурые, и коричневые, и красноватые, и даже изумрудно – зеленые. Ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Поэтому она является символом нашей родины России. Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный слой дерева от воды, вредного воздействия человека. В белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. Давайте соберем несколько листочков для нашего букета. Ну, что, ребята, идем дальше! Итак, ребята, почему береза является символом нашей родины? Что такое береста? От чего защищает береста березу? Как называются черные полоски на стволе березы, и для чего они служат?
Ответы детей
Воспитатель: Здорово, ребята, запомнили! И березовых листочков наберем для нашего букета!
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем!
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок побежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
А мы по лесу идем
И к медведю попадем! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)


Остановка №3
Воспитатель: Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилиться мороз,
Возрастет на пищу спрос! Ребята, вы догадались, что это за дерево?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, рябина. Рябину можно встретить в лесу, на опушках, в городе – в парках, садах. Есть она и в нашем лесу. Осенью рябиновые листья из желто – оранжевых постепенно превращаются в багряные, напоминая пылающий костер. Даже зимой, когда деревце сбрасывает свое одеяние, на голых ветвях еще долго висят кисти пунцовых ягод. Ее ярко – красные ягоды часто сравнивают с бусами. И, правда, небольшие круглые ягодки напоминают россыпь блестящих бусин. Ягоды рябины созревают в сентябре и весят на дереве всю зиму. А как вы думаете, кто любит лакомиться ягодами рябины?
Ответы детей.
Воспитатель: Ягоды рябины – настоящее лакомство для птиц и зверей зимой. Свиристели, снегири, синицы, воробьи – все с удовольствием поедают ее вкусные и полезные плоды, только воробьи выклевывают из ягод семечки. Птицы едят только плоды, а вот животные, кроме, плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Итак, ребята, когда созревают ягоды рябины? Какая птица выклевывает из ягод рябины только семечки? Чем еще, кроме ягод, любят лакомиться животные у рябины?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята! Давайте теперь выберем самые красивые листья рябины и добавим в наш букет.

Остановка №4
Воспитатель: Ребята, посмотрите на дерево напротив. Кто знает, как оно называется? Ветра нет, а вся дрожит?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, это осина.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке.
(Т. Шорыгина)
Все лето неприметна дрожащая осина – теперь настало ее время покрасоваться. Багряные листья осины похожи на спелые яблоки. Обратите внимание на листья осины какие они легкие, как дрожат на ветру. В начале весны созревает урожай семян осины. На деревьях листьев бывает не видно, только одни рогатые сережки тяжело свисают со всех веток. Когда семена созревают пух с дерева относит их далеко от родного дерева, так осина заботится о своем потомстве. Нынче, осенью, стволы у нее стали белыми, сахарными. Оказывается к осени дерево накапливает в коре сахар. Зайцы, лоси объедаются этой сахарной корой. Итак, ребята, почему осину называют «дрожащей»? Как дерево заботится о своем потомстве? Кто любит лакомится корой осины осенью и зимой и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Соберем и осиновых листьев покрасоваться в нашем букете!


Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие! Вам понравилось оно? А что особенно понравилось? Какие виды леса вы знаете? А мы с вами в каком лесу сегодня побывали? Напомните мне правила поведения в лесу! Какие деревья мы встретили в лесу? Что вам особенно запомнилось об этих деревьях?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, кто считает, что справился с заданием и ответил на вопросы правильно, поднимите пожалуйста кленовый лист вверх, а те, кто не все понял или запомнил – березовый.
Оценка детей.
Воспитатель: Молодцы те, кто справился, а те, кто не справился – не расстраивайтесь, мы вернемся в группу и обязательно все еще раз повторим! А теперь отправляемся в группу составлять осенний букет!
































Актуальность: Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживание. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка.
Цели: Всестороннее развитие ребенка, его ценностных представлений представлений об окружающем мире, кругозора, личностных качеств. Учить понимать закономерности явлений природы. Формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в лесу.

Задачи:
Образовательные:
Расширить и обобщить представления детей об осени. Формировать приемы умственных действий (анализа, обобщения, исключения, сравнения). Устанавливать связи между изменениями в жизни растений и животных. Закрепить азы экологических знаний. Продолжать формировать представления детей о значении леса в жизни человека, применять знания о правилах поведения в лесу. Закрепить знания детей о знакомых деревьях. Активизировать в речи детей названия деревьев. Учить детей называть и отличать виды леса.

Развивающие:
Развивать мышление, память, наблюдательность, логическое мышление, умение вести себя в природе, умение делать выводы, любознательность, умение обосновать свои суждения, умение работать в коллективе, взаимодействовать. Развивать умение эстетического восприятия окружающего мира через произведения русских поэтов. Развивать умение составлять сложносочиненные и сложно подчиненные предложения.

Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, любовь к природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит с ней. Воспитывать у детей желание беречь природу.

Материал и оборудование:
Указка.

Предварительная работа:
Наблюдения за погодой, деревьями на прогулках, чтение стихов и художественной литературы об осени, о лесе. рассматривание картин, иллюстраций, беседы, дидактические игры. Рассказ и беседы о деревьях, о лесе, о видах леса, о значении леса в природе и в жизни человека на занятиях по экологии и окружающему миру. Беседа и рассматривание иллюстраций о правилах поведения в лесу.

Форма проведения:
Экскурсия.


Методические приемы:
Наглядные: Использование иллюстраций, рассматривание картин, непосредственное рассматривание.
Словесные: Объяснение, беседа, рассказ, отгадывание загадок, чтение стихов
Игровые: дидактические игры, физкультминутка.
Практический: составление букета из осенних листьев.

Виды деятельности:
коммуникативная, игровая, двигательная.


Планируемые результаты:
Дети знают правила поведения в лесу, виды леса, названия деревьев. знают о значении леса в жизни человека и природы. Умеют устанавливать связь между наступлением осени и изменениями в природе, жизни растений и животных. Дети знают времена года, названия осенних месяцев, признаки наступления осени. Знают особенности, жизни, строения и размножения деревьев: береза, осина, рябина, клен Словарный запас детей обогатится новыми словами и понятиями.


















Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 281 комбинированного вида города Уфы
Ул. Ленина, 148/1 (229-36-83)





Экскурсия в подготовительной группе







«Путешествие в осенний лес»











Подготовила воспитатель 1 категории
Кондусова Дарья Васильевна











Уфа 2017













15