Презентация урока изобразительного искусства на тему: «Одежда народов крайнего севера»


Природные условия нашего края суровы. Коренные жители на протяжении веков совершенствовали жилище и одежду, которые наилучшим образом защищают их от жестоких морозов зимой и от гнуса летом. Основу коренного аборигенного населения Ямала составляют ненцы. Численно это наиболее крупный народ среди малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Коренные жители шьёт такую одежду вручную с применением оленьих сухожилий. Северный олень – благородное животное, всю жизнь коренные жители Сибири живут с оленем, благодаря оленю, подобно оленю. Когда рождается ребенок его заворачивают в оленью шкуру и укладывают в люльку. Новорожденным всегда дарят олененка самочку, с которой он растет. Подрастая вместе с оленем, в ребенке воспитывается такие качества, как чувство ответственности за доверенное ему существо, доброта, преданность, но олень растет и взрослеет быстрее чем его товарищ – ребенок, поэтому и он может многому научить мальчика. Под влиянием оленя у ребенка вырабатываются определенные навыки, походка, взгляд, развиваются ловкость, выносливость. Одежда народов Севера. Очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, одежда народов Севера к хозяйственной деятельности и образу жизни . Всю свою жизнь ненецкая женщина шьет одежды для своего мужа и детей.   Мужская и женская одежда народов крайнего севера Лучшей одежды, чем малица, гусь и ягушка ещё не придумано.Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей.Женская верхняя зимняя одежда – ягушка в отличие от мужской имеет разрез спереди. При сшивании шкур в швы вставляются лоскутки разноцветного сукна. Традиционная мужская и женская обувь у коренных народов Севера почти не различалась по покрою. Зимой носили сапоги высотой 40 см из оленьего меха ворсом наружу или «пимы» – сапоги с голенищами выше колен. Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников. Имелись различные варианты покроя. Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую – с большим напуском.На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем. Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом –суконные штанами. Одежда хантов, манси, ненцев существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент на одежде. Одежда коренных народов крайнего севера Оформление одежды Во многообразных узорах, выполненных руками женщины Севера, вся тундра и ее жители видятся как на ладони. Основным видом оформления одежды и предметов домашнего обихода является орнамент.Орнамент – украшение – это узор из одинаковых повторяющихся элементов. Орнаменты различают в зависимости от составляющих их узоров. Орнамент из линий и геометрических фигур называют геометрическим (существовал у всех народов). Орнамент из растительных узоров называется растительным. В этих узорах человек стремился запечатлеть увиденную красоту окружающей природы. . Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава, рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Рассмотрим внимательно различные орнаменты на одежде или утвари ненцев, селькупов, ханты и манси Физкультминутка «Держим кисточку»Держим кисточку вот так:       Это трудно? Нет, пустяк!        Вправо – влево, вверх и вниз       Побежала наша кисть.А потом, а потом        Кисточка бежит кругом.        Закрутилась, как волчок.За тычком идет тычок! Практическая работа учащихся Учащиеся выполняют наброски эскиза женского или мужского костюма по выбору самостоятельно Сегодня мы нарисуем малицу техникой лессировки – последовательное нанесение слоев краски один на другой. Последовательность изображения малицыВыполнение рисунка карандашом, Прорабатываем голову – капюшон,От рукавов справа и слева рисуем наклонные линии вниз, прорисовываем рукава и руки до ладошек(Рисуем варежки по желанию)- Соединяем низ малицы,- Рисуем сапоги (Пимы, Липты),- Первое нанесение основного цветового тона;Проработка формы малицы путем последовательного наложения цветовых оттенков; Прорисовка орнамента “Заячьи уши” c помощью фломастеров ил гелевых ручек, Дорисовываем сюжет Подведение итогов урока Оценки Предлагает закончить предложения:– Теперь я могу…– Я почувствовал, что…– Я приобрел…– Я научился…– У меня получилось…Мини-выставка выполненных работ. Анализ работ, выявление ошибок, оценка. Домашнее задание Просмотреть иллюстрации книг писателей родного края.Подготовиться к следующему уроку. Альбом, краски, кисти, карандаш простой. Быковский В.А. Испытание Сибирью [Текст]: мемуарно-публицистическое издание / В. А. Быковский. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. — 228 с.Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень: «СофтДизайн, Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень: «СофтДизайн, 1996.Головнев А.В.  Кочевники тундры: ненцы и их фольклор- Екатеринбург,2004г.Лар.Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала- Тюмень, 2001гИнтернет-источникиhttp://festival.1september.ru/articles/528540 http://www.slideshare.net/valerie_k/ss-34540428 https://infourok.ru/material.html?mid=165439 http://festival.1september.ru/articles/572406 https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-ornamenti-narodov-severa-klass-622989.html https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/odiezhda-koriennykh-zhitieliei-iamala Литература