Сценарий праздника народов ханты и манси Вороний день.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 60 «Золушка»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ
ТЕМА: «ВОРОНИЙ ДЕНЬ — ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ЖИЗНИ»
(в старшей и средней группах)
Подготовила: Басова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель первой кв. категория
2016 год
Занятие познавательно-творческого характера для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»
Цель: продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя карточки-схемы.
Образовательные цели:
Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными;
Продолжать учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительные;
Учить понимать смысл загадок; продолжать учить отвечать на вопросы (познание, коммуникация).
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с одним из весенних праздников северных народов - Вороний День.
Совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов Севера.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
Развивать интерес к жизни пернатых;
Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память (коммуникация, физическая культура).Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к родной культуре, традициям;
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым;
Продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).
Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.
Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;
Воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.
Интеграция образовательных областей:
Познавательная;
Социально-коммуникативная;
Художественно-эстетическая;
Речевая;
Физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседа на темы: «Приметы весны»; «Перелётные птицы»;
Познавательное занятие на тему «Перелётные птицы»;
Рассматривание иллюстраций о птицах;
Наблюдение за птицами во время прогулок;
Рисование птиц.
Чтение книг В.Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Снегирёв Г. «Птицы нашего леса».
Дидактическая игра «Птица – не птица», «У кого кто», подвижные игры «Зимующие и перелётные птицы».
Знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изготовить дерево - береза, для завязывания ленточек, чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.
Материал:
Видеоролик «Голоса природы», презентация к загадкам «Зимующие птицы»;
Картинки с изображением перелётных и зимующих птиц;
Презентация «Перелётные птицы».
Ход занятия:
Дети входят в зал под народную(стилизованную) музыку ханты и манси
и садятся на стулья
Ведущий: На дворе апрель – середина весны. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:
Ветер, ветер, ветерок!
Знаешь сотни ты дорог.
Ты подуй дружок сильней,
Отнеси нас в лес скорей.
Ведущий: Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.
Театрализация «Сказка о вороне»
Слова автора: Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День.
Влетает Ворона
Ведущий: Здравствуй, Ворона! Так это ты весну можешь позвать?
Ворона: Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да гнездышко построить.
Ведущий: Поможем вороне, построим ей гнездо.
Дети отвечают: Да.
Игра «Построить гнездо»
Правила игры: 2 команды по 8 человек строят гнездо из щепок или кегли, можно использовать бумагу и скотч.
Ведущий: Посмотри, ворона, какие гнезда тебе построили ребята. Молодцы!
Ворона: Как вы меня порадовали! Наверно вы много знаете о птицах? Ну-ка, проверим.
Загадки о  птицах читают дети, которые сопровождаются демонстрацией презентацией
1. Буян — мальчишка
В сером армячишкеПо дворам шныряет,
Крохи собирает... (Воробей).
2.Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
3. Как лиса среди зверей
Эта птица всех сильней
Прячется в высрких кронах
А зовут её ….(Ворона).
 4.Я по дереву стучу
Червячка найти хочу
Хоть он скрылся под корой
 Всё равно он будет мой (Дятел)
5.Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится
Ей на месте не сидится
Называется …….(Синица)
6. Верещунья, белобока, а зовут её ….      (Сорока)
 
7.Северные гости
Клюют рябины грозди
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки.(Свиристели)
8.Днем сидит она на ветке, а лишь вечер – за разбой:
   Птичек ловит и лягушек, и мышей во тьме ночной.      (Сова)
Ведущий: Ребята, ваши глазки наверное устали, давайте сделаем гимнастику для глаз:
Гимнастика для глаз:
Птичка польку танцевала, взгляд вверх, вниз (3разв)
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, хвост направо,(3раза) взгляд налево, напрвоЭто полька Карабас.
Ведущий: Кап да кап, и не до сна,Постучалась к нам весна.Зазвенел ручей игриво.Вышел ежик:" Что за диво!Хватит звери нам скучать,Уж весну пора встречать!"
Входит Весна
Весна. Здравствуйте, ребята, я к вам так спешила, как услышала крик птицы севера. Звенит капель, дышит свежестью и все вокруг поет. Споем и мы.
Дети исполняют песню о весне
Весна: Апрель - это не просто весенний месяц – это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. 
А сейчас мы посмотрим, как хорошо знают зимующих птиц и перелетных птиц наши родители.
Игра с родителями «Перелетные и зимующие птицы»
Набираются 2 команды по количеству взрослых, присутствующих на празднике:1 команда – «Зимующие птицы», 2 команда – «Перелетные птицы».
Правила игры:
Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок.
Пальчиковая гимнастика
Загибаются пальцы обеих рук.
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. /руки за спину/
Ворона:Есть у народа ханты и манси народная игра «Прыжки через нарты». Эта игра проверяет быстроту и выносливость.
Игра «Прыжки через нарты»
Правила игры: Количество  участников не ограничено. По сигналу участники  начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.(2 раз игра повторяется для родителей)
Ворона: Есть у народов ханты и манси ещё одна народная игра «Стойбище».
Игра «Стойбище»
Правила игры: Звучит музыка, все участники праздника идут по кругу, внутри которого лежат обручи по равному количеству участников. Когда музыка останавливается дети должны занять место в обруче, например по 4 человека «оленя», кто не успел занять место тот проигравший, т.е «съеден волками».
Ведущий: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.
Звучит народная музыка манси
Ведущий: Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Хейро», значит солнышко.
Подвижная игра «Хейро»
Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро» т.е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. (Играют и взрослые и дети)
Ведущий: «С той поры, когда в родном селенье
Стала я понимать людскую речь,
Врезалось мне в память наставленье:
Нашу землю вечную беречь!»
Дети вместе:«Птиц беречь - природу сберечь!»
Ведущий: Спасибо тебе первая весенняя птица севера, за то, что ты разбудила нашу землю от зимнего сна!
Весна и Ворона уходят.
Ведущий: А наш праздник подошёл к концу, теперь мы знаем кто позвал нам долгожданную Весну!
Звучат стихи
Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своём жилище птица
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится
Мы ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень, очень
Давайте дружить
Давайте, люди
Дружить друг с другом,
Как птицы - с небом
Как травы – с лугом
Как ветер – с морем
Поля – с дождями
Как дружит солнце -
Со всеми нами!
Ведущий: Наступила весна, и давайте позовём её нашими закличками- Жаворонок! Жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам тепло!
Детям раздают сладкие леденцы в форме жаворок и награждают медальками «Знатоки птиц». Взрослых награждают дипломами «Знатоки птиц»
Ведущий: Спасибо всем за участие!
Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своём жилище птица
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится
Мы ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых
Прилетайте, кто захочеСписок литературы
Вегнер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,Просвещение,1986.
Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя.: Просвещение, 1990.
Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.  М.: Город, 1998.
Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. Из опыта работы. Под ред. Земцовой. М. И. М.: Просвещение, 1978.
Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., « Нар. асвета», 1976.