МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Растровая и векторная графика


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Класс: 7.
Предмет: Информатика и ИКТ.
Раздел программы: Обработка графической информации.
Тема урока: Растровая и векторная графика.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования различных графических редакторов.
Решаемые учебные задачи:
1) расширение представлений о сферах применения компьютерной графики;
2) обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов;
3) расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике;
4) формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов.5) организовать взаимодействие для изучения графических редакторов.
 Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
знание сфер применения компьютерной графики;
формирование потребности в самовыражении и самореализации;
формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие целеустремленности, инициативности, трудолюбия
формирование умения вести диалог.
Метапредметные:
умение правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно – исследовательской деятельности;
развитие умения классифицировать и обобщать, делать выводы и умозаключения;
 развитие у учащихся умений осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
развивать самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;
развитие у учащихся умений работать с текстом;
соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
формирование представлений учащихся о возможностях графических редакторов;
развивать умение работать с растровым и векторным редакторами и применять их в повседневной жизни.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
компьютерная графика;
графический редактор;
инструменты графического редактора;
растровая графика;
векторная графика;
форматы графических файлов.
Методы мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
Основные образовательные принципы урока: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, системности и последовательности, наглядности.
Способы организации деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Внутрипредметные связи: «Технология обработки графической информации», «Кодирование графической информации», «Моделирование и формализация».
Межпредметные связи: «Искусство», «Черчение», «Технология», «Математика».
Оформление и оборудование: магнитно-маркерная доска, рабочие листы (Приложение 1), иллюстрации рисунков, выполненных в растровом и векторном графических редакторах (Приложение 2), задания для групп (Приложение 3). Учебник Л.Л. Босова Информатика: учебник для 7 класса – Москва.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014 г.
Аппаратное и программное обеспечение: Ноутбуки с операционной системой Windows; векторный графический редактор, встроенный в текстовый редактор Microsoft Word, входящий в состав интегрированного офисного приложения Microsoft Office; растровый графический редактор Paint; презентация PowerPoint (Приложение 4); мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard.

Ход урока:
Этапы урока Время/
Слайд Деятельность учителя Деятельность обучаемого
Организационный момент 2 мин
Приветствует, проверяет готовность к уроку. Выдает рабочие листы (Приложение 1). Демонстрируют готовность к уроку.
Подготовка учащихся к предстоящей работе, к активному и сознательному повторению 3 мин
Слайд 1
Слайд 2
Предлагает выполнить задание 1 (рабочий лист), связанные с ранее изученной темой. Выполняют задание 1 в рабочих листах, определяют ключевое слово.
Организует самопроверку (на экране появляется слайд с эталоном решения), комментирует и корректирует ответы. Самопроверка по слайду на интерактивной доске.
Актуализация знаний 5 мин
Слайд 3
Слайд 4
Итак, ключевое слово на данном уроке “графика” и говорить мы будем о графической информации.
Как вы думаете, что такое “графика”? Найдите определение в Internet и сформулируйте определение. Предлагают свой вариант ответа и находят формулировку в Internet (работа в группах).
Формулируют определение: “Графика” - это представление каких – либо реальных или воображаемых объектов, воспринимаемое зрением.
Делают записи в рабочих листах.
Где можно встретить графику?
Нужны ли графические изображения?
Приведите примеры графических изображений.
Предлагает оформить на доске примеры рисунков, приготовленных дома (Приложение 2). Высказывают свои варианты (пейзаж, нарисованный художником, чертеж конструктора, рисунок ребенка на асфальте и др.)
Ведут диалог с учителем и учащимися.
Приводят примеры и вывешивают на магнитной доске рисунки, картинки, фотографии, рекламу и др.
Постановка общей проблемы 7 мин
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Побуждающий диалог.
Чем отличаются эти графические работы?
Можно ли их сгруппировать?
Предложите названия этим группам.
Особое место в работе с изображениями занимает компьютерная графика. Как вы думаете, что значит «компьютерная»?
Компьютерная графика применяется в разных сферах жизни. Приведите примеры профессий, где можно встретить компьютерную графику.
Рассмотрите работы, которые мы отнесли к компьютерной графике (убирает с доски обычные рисунки). Можно ли их сгруппировать и по какому признаку?
Сколько групп вы получили?
У нас есть учащиеся, которые приготовили сообщения о компьютерных изображениях. Послушайте их выступления и обозначьте ключевые слова.
О чем вы прослушали информацию?
С какими трудными словами вы столкнулись? (организует работу с электронным словарем С. Ожегова)
Какие слова ключевые?
Дайте заголовок этим текстам.
Как вы думаете, для чего ребята познакомили нас с данным текстом?
Над каким вопросом мы будем сегодня работать?
Сформулируйте тему нашего урока.
Записывает тему урока на слайде интерактивной доски.
Итак, все компьютерные изображения делятся на 2 типа, какие?
Какая цель стоит перед вами на уроке? Предлагают варианты ответов.
Два ученика (представите 1 и 2 групп) выходят к доске и группируют работы.
рисунки и
изображения, выполненные на компьютере.
Это графика, которая обрабатывается и отображается средствами вычислительной техники (цифровое изображение).
Архитекторы при проектировании зданий; инженеры-конструкторы при создании новых видов техники; астрономы при нанесении новых объектов на карту звёздного неба; модельеры при конструировании новых моделей одежды; мультипликаторы при создании новых мультфильмов; специалисты по рекламе и др.
Ведут диалог с учителем, предлагают варианты ответов.
Два ученика группируют работы на доске.
Две.
Выступления двух учащихся (учащиеся не называют тему выступления).
Ведут диалог.
Перечисляют слова, которые вызвали затруднение. Работают с электронным словарем С. Ожегова, находят и зачитывают определения.
Перечисляют ключевые слова.
Растровые и векторные изображения.
Отвечают на вопрос.
(как создать растровые и векторные изображения?)
Записывают вопрос на магнитной доске (над рисунками, как заголовок).
Предлагают формулировки темы урока (Растровая и векторная графика. Записывают тему урока в рабочих листах (Приложение 1).
Растровые и векторные изображения.
Понять принципы построения этих изображений, чем они отличаются друг от друга, в чем их достоинства и недостатки.
Динамическая пауза
3 мин Разминка для глаз, шеи, рук, спины (один из учеников выступает в роли тренера)
Поиск решения проблемы 5 мин Поиск решения проблемы. Обсуждение в группах. Выдвигают гипотезы.
Проверка гипотез (исследование) 10 мин
Слайд 8
Слайд 9
Слайд10
Слайд11
Проверка гипотез.
Задание 1. Предлагает открыть на компьютерах файлы РИСУНОК1.jpg (растровый рисунок) и РИСУНОК1в.docx (векторный рисунок), изучить программу и увеличить/уменьшить изображение (Приложение 3).
Какие изменения вы наблюдаете?
Выполняют работу в группах (работа на компьютерах).
При увеличении растрового рисунка появляется ступенчатый эффект, при уменьшении – теряется четкость;
Векторный рисунок остается четким в любой ситуации.
Задайте друг другу вопросы на понимание данной темы.
Каждая группа задает вопрос другой группе (по кругу).
Как строится изображение в растровой графике?
В векторной графике?
Чем отличаются эти изображения?
На какие типы можно разделить графические редакторы? (Так как у нас существует 2 типа графических изображений, то и графические редакторы можно разделить на 2 категории: растровые и векторные).
Какая программа называется графическим редактором?
Какие виды графических редакторов вам известны?
Как вы думаете, что могут выполнять растровые редакторы? (Они повышают качество старых фотографий, удаляют мелкие дефекты изображений, преобразуют чёрно-белое изображение в цветное, обрабатывают цифровые фотографии).
Когда, по вашему мнению, используют векторный редактор? (Его используют для создания рисунков, схем, чертежей. Изображение при этом можно легко редактировать: перемещать, изменять размеры, цвет, прозрачность).
Мы только что узнали, что для создания и обработки растровых или векторных изображений на компьютере используется специальные программы – графические редакторы. Найдите в электронном словаре определение графического редактора. Работа в группах с компьютером (поиск информации).
Записывают определение в рабочих листах.
«Графический редактор – это программа для создания и редактирования рисунков».
Слайд12 Задание 2. Рассмотрим, как выглядит научный взгляд на эту тему. Предлагаю выполнить Задание 2 на рабочих листах (проанализировать § 3.2 (3.2.3 и 3.2.4) учебника и заполнить таблицу ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ). Работа в группе.
Фиксируют результаты работы в рабочих листах.
Представители от каждой группы заполняют ячейки аналогичной таблицы на интерактивной доске.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов 7 мин
Давайте подведем итог урока.
Как вы думаете, где вы можете применить полученные знания? На каких предметах? Компьютерная графика позволяет раскрыть творческий потенциал и почувствовать себя настоящим художником, реализовать творческие проекты, создавать тематические буклеты!
В математике моделирование средствами компьютерной графики планиметрических и стереометрических объектов и задач, создание иллюстраций по геометрии и алгебре. 
На биологии, химии, физике - моделирование реальных, но недоступных глазу (например, молекулярная биология) процессов.
Знание графических редакторов является неотъемлемой частью знаний и навыков профессионалов во множестве сфер – специалисты по рекламе, фотографы, дизайнеры в наше время не могут обойтись без компьютерной графики.
Рефлексия деятельности 2 мин
Слайд
13-17
Слайд18 Предлагает оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы теста.
Организует взаимопроверку.
Благодарит за работу, оценивает работу каждого и выставляет отметки с учетом взаимопроверки и самооценивания. Заполняют таблицу на рабочих листах.
Домашнее задание 1 мин
Слайд19 Комментирует домашнее задание. Записывают задание в дневниках (прочитать § 3.2, стр. 115-122, придумать рекламу школьных принадлежностей (тетрадь, пенал, портфель) средствами графических редакторов).
Список литературы:
Н. Д. Угринович. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса – Москва.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011г.;
Н. Д. Угринович. Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе – Москва.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008 г.;
Долинер Л.И. Информатика. Вводный курс: Учеб. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005;
- http://ozhegov-online.ru/