Статья «Коррекция и профилактика агрессивного поведения учащихся через уроки изобразительной деятельности»

Основные направления коррекционно - профилактической работы с агрессивными детьми на уроках излбразительного искусства.

В последнее время наблюдается рост и ужесточение преступности у детей и подростков. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности жизни людей. Деятельность школы , милиции, общественности не дает желательных результатов.
Как остановить детскую жестокость и агрессивность?
Как решить те проблемы, которые стоят перед страной, школой, нашим городом или поселком, перед каждым из нас?
Так нельзя следовать правилам, которых не знаешь. Прежде чем спросить с подростка , нужно ему объяснить, научить его. Сегодня семья ,школа, средства массовой информации оградили себя от непростой работы- учить ребенка конструктивному общению и взаимодействию с окружающими. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ , в лучшем случае, час в неделю отводится курсу ИЗО, да и то, ведут этот предмет, во многих случаях, не специалисты, поэтому этой деятельности отводится формальная сторона ; рекламные ролики и боевики не оставили места на ТВ для менее смелых передач. Стало некому объяснить разницу между «нельзя» и «можно», «хорошо и плохо».Однако чтобы жить в согласии с самим собой и обществом и не совершать противоправных действий, подростка нужно научить, помочь ему разобраться в том, как же возможно реализовать себя в обществе, не причиняя вреда себе и другим людям. Поэтому не только на социального педагога и психолога, но и на учителя, а именно, учителя ИЗО, ложится ответственность в работе с детьми с деструктивным поведением.
Так, знакомство с миром искусства повышает умственный , нравственный уровень подростка, что является одним из условий формирования единства духовной культуры, несущей в себе миропонимание, мироотношение людей.
Искусство расширяет кругозор растущего человека, среду его общения, знакомит с интересными людьми. Это позволяет более серьезно воспринимать окружающий мир, критически относится к поведению людей, оценивать объективно свои действия. Именно искусство поможет сформировать культурный уровень, который позволит ребенку жить в соответствии с нормами поведения- принятыми в обществе. Духовно образованный ребенок может справиться со своим состоянием и помочь другому, что является самой большой ценностью в обсуждаемой проблеме. Обмен сведениями и идет в ежедневном общении, в классе, на улице. Информация, полученная от сверстника , более авторитетна и доступна.
Не надо организовывать специальные лекции, устраивать собрания и встречи, а необходимо включать подростка в деятельность, причем коллективную. Участвуя в коллективном труде , каждый участник учится заново строить свои отношения, по- новому взглянуть на себя. Участвуя в соревнованиях, подготовках к различным выставкам , подросток набирает новые знания, оценивает и сравнивает их, становится тем самым более интересным и полезным для окружающих подростков.
Включая подростка в активную творческую работу, мы даем возможность ему самореализоваться. Через организацию работы на уроке ИЗО каждый может реализовать свои желания, потребности, энергию.
Для любого из нас, особенно для подростка, очень важна оценка окружающих. Если работа на уроке спланирована таким образом, где ребенок занят тем , что у него лучше получается и ему интересно, тогда он старается добиться видимых результатов. Ребенок понимает, что его работы висят на выставке, он заслужил похвалу и от этого хочет сделать еще больше, еще лучше.
Одиночество ребенка – настоящий бич сегодняшнего дня. Начинается оно в семье . Для некоторых одиночество продолжается и в классе. Только объединение в рабочие группы, где сближает интерес, ответственность за выполняемый кусочек задания, ребенок чувствует себя равным ,среди равных. Он ищет общения, совместных дел. И задача учителя- помочь ему в этом.
Уроки ИЗО оптимально подходят для решения данной проблемы. Формы работ на этих уроках позволяют эффективно воздействовать на ребенка, раскрывая его творческий потенциал. Воздействие осуществляется на каждого ребенка, никто не остается не замеченным . Но, к сожалению в методической литературе работе с различными группами ребят на этих уроках внимание не уделяется.
Одна из форм воздействия на все категории детей является коллективная работа на уроке. Такая работа учит правильному взаимодействию, т. к. через общение дети учатся выстраивать свое поведение, могут взглянуть на себя со стороны, увидеть результат и почувствовать себя нужным. Эта форма работы популярна на уроках , но не всегда удается организовать полноценное взаимодействие, а тем более направить ее на формирование адекватного поведения. При организации коллективных работ учителя в основном ориентируются не столько на общение учеников, сколько на конечный результат, который получается эмоциональным и красочным, но не всегда благодаря успешному взаимодействию учащихся .А ведь именно на этих уроках оказывается востребованным сенсорный опыт детей. Здесь они реально лепят, рисуют, моделируют, конструируют и получают результат своего труда. И именно здесь их легче научить взаимодействовать: работать вместе, оценивать и быть внимательным к работам в группе, помочь увидеть свои положительные стороны и тем самым заложить основу изменения стереотипов своего отношения к миру.
Возникает вопрос , а при каких условиях использование коллективных форм работы на уроках ИЗО будет способствовать изменению поведенческих реакций и формированию позитивных межличностных отношений?
На организацию работы учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: индивидуальные особенности каждого члена коллектива, оценивание его со стороны учителя и сверстников. Современный стиль работы учителя также требует изучения свойств нервной системы учащихся.
Успешность коллективных работ во многом зависит от правильности подбора участников творческих групп.
Для этого в работе использую такие методики:
-Социометрическая методика Д. Морено;
-Анкета оценки типа темперамента;
-Анкета для определения уровня агрессивности;
-Адаптированный опросник Шмишика для определения акцентуации характера у подростков
- Рисуночный тест «Моя семья» .
Необходимо также наблюдать за поведением каждого, замечать какие слова , обращения в его адрес будут наиболее перспективными именно для этого ребенка. Так « тревожным» детям следует меньше делать замечаний во время занятий и тем более в присутствии товарищей. Их же необходимо удерживать от чрезмерной активности. «Не тревожных» целесообразно наоборот, активизировать, чаще контролировать их самостоятельную работу. При распределении заданий следует учитывать следующие особенности личности, так, зная о том, что «Эпилептоидный» тип характеризуется злопамятностью, взрывом двигательной активности на минимальное внешнее воздействие, то подростка данного типа я не заставляю долгое время сидеть на одном месте, а как можно чаще меняю вид деятельности. «Астеничному» подростку нельзя повышать нагрузку, также требует смены видов деятельности. «Психопатичного» подростка нельзя сравнивать со всеми. Подростку этого типа поручаю ассистентскую работу по организации какого-либо участка деятельности. На «паранойяльную» личность воздействую через использование музыки. Подростку «шизоидного» типа поручаю выполнение монотонной работы.
Важно, также, что в условиях совместной деятельности динамические черты темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат, чем в тех случаях, когда каждый работает индивидуально. Так деятельность холерика оказывается более эффективной в тех случаях, когда он работает с флегматиком или меланхоликом, чем когда его партнером является сангвиник и особенно холерик.
При проведении коллективных работ на уроках ИЗО стремлюсь создать такие условия, при которых происходит активизация как можно больших возможностей и способностей учащихся: вовлечение всех в общение и взаимодействие, особенно детей «непринятых», (показать их лучшие стороны, прежде всего самому подростку, а затем , помочь остальным увидеть их с позиции активного ученика, с позиции творца).
При планировании коллективной работы позволила себе уйти от той последовательности уроков, которая предусмотрена в программе и построила уроки в другом порядке, но постарались сохранить главные цели и задачи четверти. Выбранные мной программы (Б.М.Неменского и Н.М. Конышевой) очень хорошо сочетаются между собой.
На первом уроке в 3 классе была предложена наиболее простая форма работы (С фронтальной организацией) .
В начале урока я показала репродукцию с изображением луга с озером, затем предложила воспроизвести его в технике аппликации. Основные элементы композиции ученики должны были выполнить в технике оригами. Фон для композиции готовили учащиеся с нарушением работы мелкой моторики. При выполнении работы я заметила , что есть такие ребята , которые не согласны выполнять тот элемент, который им достался, то они об этом могут сказать, и, возможно, задание будет изменено.
Мне было важно пронаблюдать за поведением детей в этой ситуации.
Второй урок. Основную работу продолжаю выполнять я. Совместная деятельность заключалась в работе по парам. Пары составляла сама, но у учащихся была возможность поменять партнера.
Результат приятно удивил. Большинство пар смогли быстро обсудить детали композиции и совместно приступить к работе.
Третий урок проведен в рамках той же темы «Искусство в твоем доме»-«Обои в воем доме». Основное внимание на этом уроке обращалось на эмоциональную среду, создаваемую цветом, гаммой красок и рисунков обоев. При выполнении задания обращаю внимание ребят на то, чтобы дети сумели договориться между собой, поэтому я назначаю старшего из числа ребят, обладающих хорошими организаторскими способностями. Старший, при обсуждении, выступает от группы и может высказать кому-то замечание.
Второй блок направлен в большей степени на формирование конструктивного взаимодействия и закрепление полученных результатов. Уроки ИЗО проведены по теме «Искусство на улицах нашего города». Мы создавали город.
Первый урок «Дома в нашем городе». Каждый делал свой дом, но в итоге все должны достичь стилевого единства
Второй урок «улицы в нашем городе» .Каждая группа делает свою улицу. В данном случае дети получили заранее домашнее задание. И на уроке , на этапе объяснения, эти дети представляли свои маленькие самостоятельные проекты. Этот прием я использовала, чтобы заинтересовать учащихся с негативным отношением к уроку ИЗО.
Третий урок «Парки, скверы, бульвары». Состав групп на этом уроке изменился, произошла замена старших( в этой роли были дети, не принадлежащие к лидерам).
В работе столкнулась с тем, что есть дети, которым очень трудно договорится друг с другом, что дети «лидеры», но спокойные, добродушные, успешно работают в паре даже с « отверженными», а «лидеры» с гиперактивностью, некоторой долей агрессивности- только с уверенным в себе ребенком из группы «принятых».
Еще одной из форм воздействия является включение в уроки прослушивание музыкальных произведений. Зная о такой особенности подростков с агрессивным поведением, как низкий уровень эмпатии, включение музыкальных произведений в уроки, способствует формированию чувства сопричастности и сопереживания. Так в 4 классе при проведении уроков по темам «Все народы воспевают материнство», «Все народы воспевают мудрость старости» музыкальные произведения помогали глубже проникнуть в тему урока. На уроке по теме «Все народы воспевают материнство» используется сочетание просмотра репродукций « Сикстинская мадонна» Рафаэля, П. Пикассо «Мать и дитя», А. Дайнеко «Мать», икона «Владимирской Богоматери» со звучанием «Аве Мария» Ф. Шуберта . Возвышенно-просветленное звучание мелодии помогает детям испытать ощущение сопричастности к великому искусству. Самым главным является подбор слов так, чтобы музыка и увиденные образы проникали в сердца учеников, а лучезарный образ мадонны навсегда остался в душе.
Следующей формой воздействия на детей является воздействие цветом. В нашей повседневной жизни цвета играют важную роль, поскольку снабжают организм световой энергией. Поэтому в своей работе часто использую знания о назначения того или иного цвета и его воздействия на состояние человека. Так, например, голубой цвет оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, помогает при нервных расстройствах, повышенной возбудимости. Для детей с повышенной агрессивностью ставлю на столы баночки под воду голубого или синего цвета, также это могут быть тряпочки для рук , элемент мелкого декора.
Также на своих уроках использую средства ароматерапии. Так на уроке в 6 классе «Пейзаж- настроение. Природа и художник» на этапе знакомства с репродукциями М. Моне «Белые кувшинки», А.Руссо «В джунглях», К.И. Куинджи «Березовая роща», Ф. Васильева « Мокрый луг» дается задание рассмотреть внимательно репродукции( время отводится 3 минуты),включается музыка Ф. Шопена «Вальс ля минор и используются ароматические свечи (избегая чрезмерной концентрации ) и ребята рисуют пальчиковыми красками зеленого цвета траву листья мизинцами правой и левой руки. Этот прием позволяет снять напряжение, формирует чувство спокойствия и настраивает на творческий процесс.
Таким образом, в данной статье показаны возможные формы работы учителя ИЗО с агрессивными детьми. Здесь четких рекомендаций дать нельзя. Важно стремление учителя создать в классе наиболее благоприятные условия, которые будут способствовать раскрытию положительного потенциала личности и тем самым менять стереотипы поведения. И самое главное необходимо настраиваться на серьезную , длительную работу ,т.к. за один день изменить ничего нельзя.
После серии работ были проведены еще раз перечисленные выше методики, которые позволили придти к выводу о том , что умелая организация пространства на уроке способствует снижению уровня агрессивности.