Доклад к педагогическим чтениям Активные методы обучения


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Вершина Наталья Александровна,
мастер производственного обучения
Уже давно в нашу жизнь пришли динамизм и непрерывное развитие, повсеместно внедряются новейшие методы и средства обучения, автоматизированные обучающие системы, электронная техника. Изменения в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все большое внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов, без использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе.
И я могу с уверенностью сказать, что каждый из нас применяет в своей практике различные “активные” формы и методы обучения и воспитания.
Что же такое метод? И что же такое форма? Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимно связанной деятельности педагога и студента по достижению целей обучения, развития и воспитания. Признаком метода является деятельность. Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения студентов в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания, мы отдаем предпочтение активным формам и методам, способствующим развитию мотивационной сферы студентов, их творческой активности, улучшению качества подготовки по профессиям.
Работая над применением различных форм и методов обучения и воспитания студентов, мы берем за основу 4 фактора, которые влияют на выбор метода обучения:
Материально-дидактическая база.
Содержание учебного материала.
Уровень обученности и воспитанности студентов.
Уровень методической подготовки педагога.
Для производственного обучения как составной части учебного процесса в профессиональном учебном заведении полностью свойственны все основные характеристики процесса обучения. Вместе с тем определяющие специфику подходов к определению его целей, содержания, форм и методов.
Прежде всего, о цели. Основной целью производственного обучения является формирование у студентов профессионального мастерства в области определенной профессии, специальности.
Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, можно выделить следующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия “профессиональное мастерство”:
качество выполнения работы – выполнение требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов:
производительность труда – выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда; профессиональная самостоятельность – умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;
культура труда – способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;
творческое отношение к труду – развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;
экономическая целесообразность трудовой деятельности – способность к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.
Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности студентов. Через призму этих показателей необходимо рассматривать практически все вопросы содержания, организации и методов производственного обучения.
Методы специфичные только для производственного обучения это:
показ приемов трудовых действий,
упражнения,
самостоятельные наблюдения студентов,
письменное инструктирование,
методы обучения студентов высокопроизводительным приемам и способам работы,
формирования творческого отношения к труду,
Активные” методы производственного обучения. Но здесь понятие можно расширить и отнести ко всем видам обучения. Сущность “активных” методов обучения, как производственного, так и теоретического, заключается в столкновении студентов с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение “первооткрывателей”, “исследователей”. Вопросы теории и практики проблемного обучения достаточно широко раскрыты в педагогической литературе.
Такие проблемные ситуации, как правило, создаются на реальном материале предметов теоретического обучения и производственного обучения:
постановка студентов в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях;
вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа;
постановка студентов перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений;
постановка студентов в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.
Мастера п\о и преподаватели широко применяют в своей практики различные методы и формы активизации обучающихся на уроке – это и уроки-игры, это и проблемно-задачный подход на уроках п/о и т/о, это и использование различных форм работы – бригадные, групповые, парные, индивидуальные и т.д., это и использование различных дидактических средств и приемов и многое-многое…


3.Формы работы, повышающие уровень активности обучения.
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
Использование игровых форм;
Диалогическое взаимодействие;
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
Деятельностный подход в обучении.
В учебно-воспитательный процесс уже плотно вошли и реализуются различные активные формы и методы обучения. Но на данном этапе развития профессионального образования этого мало. В концепции развития начального профессионального образования одним из приоритетных направлений является совершенствование содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг: обеспечение соответствия содержания начального профессионального образования и методов обучения новым производственным технологиям. Поэтому на смену отдельным формам активного обучения, делающим учебный процесс неоднородным по форме и содержанию, должны прийти целостные образовательные технологии вообще, и технологии обучения в частности.
Инновационная деятельность преподавателей и мастеров – часть методической работы, направленной на выполнение одной из главнейших задач в деле качества и эффективности процесса обучения и воспитания – дальнейшее совершенствование форм, методов и средств проведения урока, т.е. создание педагогических технологий.
И чтобы успешно решить задачи методической работы, следует определить все функциональные обязанности членов педагогического коллектива. Для этой цели в свою очередь необходимо:
изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов;
активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы;
создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции;
диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
стимулирование инициативы и творчества ИПР и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе ИПР;
готовность ИПР к самообразованию и самосовершенствованию.
 На уроках производственного обучения я применяю продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых.
Например:
       Дидактические игры
      Кроссворды разных видов
      Игры, викторины
      Ролевые игры
      Деловые игры
      Ситуационные задания (использование кейс-метода)
      Презентации (применение ИКТ)
   Также применяю методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм»;
Мини-лекция;
Работа в группах;
Разработка проекта;
Решение ситуационных задач;
Инсценировка; 
Проигрывание ситуаций;
Выступление в роли обучающего;
Обсуждение сюжетных рисунков и др.
В своей деятельности я использую все перечисленные формы учебной работы обучающихся на уроке производственного обучения по профессии «Продавец, контролер-кассир». Провожу личностно-ориентированный подход в обучении детей в индивидуальной форме. Применяю диалоговое общение при повторении темы. Основная форма работы  обучающихся в  процессе выполнения практических операций–групповая, в которой распределены роли, обязанности и ответственность за порученные задания. Работа в парах так же осуществляется при работе с дидактическим материалом.
Репродуктивный метод  применяю для работы с инструкционными картами и повторением определенных практических операций.
Частично-поисковый стиль используется в том случае, когда учащиеся пытаются воспроизводить действия частично самостоятельно, то есть при помощи мастера.
Творческий метод применяется с учащимися, которые при выполнении самостоятельной практической деятельности используют в своей работе творческий подход, вносят особенности индивидуального характера.
 4.Заключение
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей студентов, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные  методы  мотивации  и  стимулирования деятельности студентов в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования профессиональных компетенций и направлена на повышение активизации мыслительной и познавательной деятельности студентов.
Список использованных источников1 Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека [Текст]/ А.Г. Асмолов; - М: Смысл, - 2007. – 528с. - ISBN 978-5-7695-3062-3
2 Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.пособие. / Т.А. Павлова, Н.В. Мтяш. – М.: Академия, 2007- ISBN 978-5-49807-198-5
3 Крысько В.Г. Социальная психология [Текст] : учебник для вузов / В.Г. Крысько – Спб.: Питер, 2007- ISBN 978-5-17-05501-9
4 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; – М: Изд-во «Директ-Медиа», - 2008. – 916с. – ISBN 978-5-9989-1560-4
5 Маклаков А. Г. Общая психология. [Текст] / А.Г. Маклаков - СПб.: 2000.- ISBN 5-7567-0234-2
6 Петровский, А.В. и Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский; – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», - 1998. – 505с. – ISBN 5-222-00239-Х
7 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Изд. «Питер», - 2007 – ISBN 5-314-00016-8
8 Никандров, В.В. Психология [Текст] / В.В. Никандров. – М.: Изд. «Проспект», - 2008. – 912с. - ISBN 978-5-482-01554-4
9 Губина В.Д. Философия [Текст] учеб.пособие/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, - 2005 – 256с. - ISBN 5-8297-0143-Х