Проект занятия математического кружка: Озадаченная страна (6 класс)


Занятие математического кружка по математике:
«Озадаченная страна»
6 класс.
Учитель Почетухина Е. А.
«Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением как стремительный теннис»
Д. Пойа.
Цель: Соединение игровых и учебных мотивов, постепенный переход от игровых мотивов к учебным и познавательным. Возрастание социальной и информационной компетентности. Развитие логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки. Развитие и коррекция эмоциональной сферы учащихся, изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма, осознание собственного «Я».
Оборудование. Mimio Studio. Презентации. Раздаточный материал с текстами задач.
Проект занятия.
Математическая пятиминутка (развитие внимания и произвольности).
Задачник Остера. (мультимедийная презентация) ( приложение 1):
В кухне находятся 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи. 12 летают около лампочки. Остальные ползают по потолку. Сколько мух ползают? (21)
В специальный ящик можно уложить 68 штук куриных яиц. Но если делать так… , то поместится в 100 раз больше. Сколько уминаемых ногами яиц можно будет уложить в в три таких же ящика? (20400)
Пока чабан Бай - Оглы стоял за чайниками в очереди, 7 его баранов забрели в огород и съели по 8 огурцов каждый. Достанется ли Бай Оглы чайник, если каждый берёт по одному, а всего перед ним 55 человек, а чайников столько, сколько съели огурцов его бараны?( да)
На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все они принялись ругать печального третьеклассника. Каждая ругала бедолагу по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника? (8 часов)
Волк пригласил на свой День рождения гостей: 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько гостей пригласил волк? (11)
Деление на группы (Пифагор, Архимед, Декарт, Эйлер, Аль-Каши). Блиц опрос.
Число разрядов в классе? (3)
Может ли при умножении получиться нуль? (да)
Место, занимаемое цифрой в записи числа? (разряд)
Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько проехал ямщик? (5 км)
Как называется сотая часть числа? (процент)
Чему равна сумма чисел от -200 до 200? (нуль)
Чему равен объем 1 кг воды? (литр)
Какой знак нужно поставить между 2 3 , чтобы получилось число большее двух, но меньшее трёх? (запятая)
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности? ( масштаб)
Наибольший Общий Делитель взаимно простых чисел. (Единица)
Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит стоя на 2 ногах? (3 кг)
Отрезок, соединяющий точку на окружности с её центром. ( радиус)
Две девушки шли в город и встретили 5 юношей. Сколько девушек шло в город? (две)
На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (ни одной)
6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? (6 дней)
Может ли сумма двух отрицательных чисел быть больше частного? (нет)
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
Два числа, отличающиеся друг от друга только знаком.( противоположные)
Как называется число, делящееся без остатка на 2? (четное)
В семье у каждого из шести братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (7)
Подарил утятам ёжик восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят: сколько было всех утят? (4 утёнка)
Шесть картофелин сварилось за 30 минут. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина? (30 минут)
Мультимедийная игра «Задачи на переправы» (приложение 2).
Целью каждой задачи является перевозка всех персонажей с левого берега реки на правый с помощью одной лодки. В некоторых задачах есть лодочник. Который никогда не покидает лодку. Если лодочника нет, то для того, чтобы пересечь реку, потребуется посадить в лодку по крайней мере одного из персонажей (сама по себе лодка не плавает).
Этап актуализации знаний. Решение задачи «Волк, коза и капуста». (Коллективно распределенная деятельность).
Волк, коза и капуста
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
Решение (7 ходов):
→коза

→капуста
коза←
→волк

→коза.
Постановка учебной задачи.
Волк, собака, коза и капуста
Как перевезти в лодке с одного берега на другой козу, капусту, волка и собаку, если известно, что волка нельзя оставлять без присмотра с козлом и собакой, собака "в ссоре" с козлом, а козел "неравнодушен" к капусте? В лодке только 3 места, поэтому с собой можно брать не более двух животных или одно животное и капусту.
Решение (9 ходов)
→козёл, собака
козёл←
→волк, козёл
Собака, козёл←
→волк, козёл
козёл←
→капуста, собака
собака←
→собака. козёл
Отряд солдат
Отряд солдат подходит к реке, через которую необходимо переправиться. Но мост сломан, а река глубока. Как быть? Вдруг командир замечает двух мальчиков, которые - катаются на лодке недалеко от берега. Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков - не больше! Однако все солдаты переправились через реку именно на этой лодке. Как это было сделано?
Решение (9 ходов)
→ два мальчика
мальчик←
→солдат
мальчик←
→два мальчика
мальчик←
→солдат
мальчик←
→два мальчика
Купцы и разбойники
К реке одновременно подошли шестеро. Трое - купцы, остальные - разбойники. Всем хотелось на противоположный берег. У берега покачивалась на волнах двухместная лодка. Купцы занервничали. Они не хотели оставаться в меньшинстве ни на этом, ни на том берегу. Но это были мудрые купцы, и они сами справились с этакой "оказией". Что же они предприняли и сколько "рейсов" сделала лодка?
Решение ( 9 ходов)
→два разбойника
разбойник←
→два купца
Купец, разбойник←
→два купца
разбойник←
→два разбойника
разбойник←
→два разбойника
Рефлексивно-оценочный этап. Защита решения каждой группой.
Домашнее задание: сочинить задачу «на переправы», используя известные вам персонажи.
Подготовить сообщение об ученом, чьё имя носила ваша группа во время занятия.