Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»


Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»
Пенихина С.М., учитель начальных классов
МОУ Великосельская СШ
Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроках в начальных классах.
Задачи:
Познакомить участников с АМО.
Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Ход мастер-класса:
Организационный момент
Слайд №1
-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
                                                                          Успеха (указательный)
                                                                          Большого (средний)
Большого (безымянный)
                                                                          Во всем (мизинец)
                                                                          Здравствуй ( всей ладонью)
 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).
(Слайд №2)
-Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Работая в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Сообщение темы, введение в неё.
  -    Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология АМО. Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока, именно такую организацию предполагает эта технология, которую я строю на основе принципов индивидуализации.
    Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения и также возможность применения их на различных этапах своих уроков.

3.Знакомство с основными видами АМО.
1.Орг. момент (АМ начала образовательного мероприятия). (Слайд №3)
- Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами(Упражнения «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями»).   Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Это даёт возможность ребёнку сделать выбор, с кем бы он хотел пообщаться и поработать в ходе урока.
- Мы с вами поздоровались ладошками.
2. Постановка цели и задач урока (АМ выяснение целей, опасений, ожиданий). (Слайд №4)
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать разные виды методов: «Фруктовый сад», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья», «Гроза- солнце», «Воздушные шарики», «Цветные ладошки».
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, где каждый озвучит свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
(слайд №5) Для метода «Фруктовый сад» заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
- А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».
- Зачитайте вслух свои ответы. (по желанию зачитывают).  В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.
3. Новый материал ( АМ презентации учебного материала). Слайд №6
- Определимся с понятием «активные методы обучения». Для этого применим метод  «Инфо-угадай-ка»
   Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он  применяется при работе в группах. Для работы в группах ребятам необходимо разделиться, для этого я использую метод «Композиция», где в игровой форме учащихся имеют возможность самостоятельно разделиться на группы. Участники, получив карточку, находят свою группу по названию сказки, мультфильма. («Колобок», «Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Буратино»).
- А мы с вами разделимся на группы по цвету «ладошки».
(Слайд №7).
- Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Активные методы обучения». Листок  разделён на сектора. (Перечисление секторов по слайду)
Подумайте в группе и попробуйте назвать  ключевые моменты к каждому разделу (Приложение 1 )Слайд №8
Сектор 1 – «понятие». (Ответы педагогов).
   Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
-Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 – этапы урока. -На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
- Мы уже познакомились с  некоторыми  видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Поляна снежинок», «Инфо-угадайка» и др.)
Сектор -4. Цели  применения АМО.
-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.
4.Физкультминутка (АМ релаксации). Слайд №9.
- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
- Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии». Слайд №10. Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете, опустив руки. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.
5. Самостоятельная работа . (Слайд №11)
Активный метод самостоятельной работы используется с целью систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
6. Обобщение знаний. (Слайд №12)
- На  этапе обобщения знаний использую приёмы кластер. Что вы знаете об этом методе? («кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь  лучи расходятся далее и далее) - Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках (Приложение 2) продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения». Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд 12, анимация).
- Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
- Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. Вот, что получилось (Слайд №13 ).
- По мере дальнейшего изучения материала, появлялись новые данные. (Слайд №13 анимация).
- На каких уроках ещё можно применять этот метод? При изучении каких тем?
Следующий метод, используемый мной, это скинвейн. Знаком ли он вам?
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
Слайд № 14.
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. (Слайд №15)
Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!
- Уважаемые коллеги, я предлагаю попробовать составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно (Работа в группах).
Итак, тема синквейна - Метод.
-Запишите на карточках (Приложение 3)
Заслушиваются ответы разных групп.
- Вот какой синквейн составила я (Слайд №16)
6 . Подведение итога урока. Слайд №17.
- Завершить урок можно, применив такие методы, как Мухомор, «Цветик-семи-цветик», «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока. «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу). «Ресторан», «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
-Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Ребёнок может отвечать и работать как самостоятельно, так и при помощи ребёнка- консультанта, ребёнка- помощника учителя, при проведении рефлексии и подведении итога урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Слайд №18.
-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.
Слайд №19.
 - А теперь встанем в круг и подведем итоги нашего мастер- класса. (По кругу пускаем «Цветик–семи-цветик», отрываем лепестки с вопросами  по теме и отвечаем на них).
Красный- Дайте определение «Активных методов обучения»
Оранжевый- Какие методы используются в начале урока?
Жёлтый- На каких этапах урока применяются АМО?
Зелёный- В чём заключается приём КЛАСТЕР?
Голубой- Какие методы используются на этапе систематизации и обобщения знаний?
Синий- Каковы правила написания СИНКВЕЙНА?
Фиолетовый – Каковы цели применения АМО?
- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот такой буклет, подготовленный мной.
- А те, кто хочет ещё более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет» вы можете платно скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения», поучаствовать в конкурсе и пройти дистанционные курсы.
Слайд №19 И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять инновационные методы.
Слайд №20.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
(Слайд 21). Спасибо за работу!
Приложение 1
метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА»
«Активные методы обучения»
понятие
этапы урока
виды
цели применения
Форма проведения
Приложение 2

«Активные методы обучения»

Цели
Виды
Этапы применения


Приложение 3
М Е Т О Д