Конспект открытого урока по русскому языку на тему Наречие 7 класс


Открытый обобщающий урок по теме « Наречие». 7 класс.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем свои тетради и записываем число: пятнадцатое января. А вот тему урока вы определите сами, разгадав загадку( слайд 1)
— Разгадайте загадку «Составь слово», чтобы узнать, о какой части речи сегодня пойдёт разговор.
От слова изречение взять корень;
От слова навыпуск взять приставку;
Окончание слова одеяние.
— Записываем тему урока «Наречие». ( Слайд 2)
2. Мотивация учебной деятельности и сообщение целей урока. :
Целью урока является: ( Слайд 3)
Обобщить сведение о наречии как части речи;
Закрепить навыки правописания наречий;
Формировать умение систематизировать и обобщать учебный материал;
Применять полученные знания на практике.
Воспитывать эстетический вкус и нравственное начало.
Оборудование урока: презентация, карточки, раздаточный материал.
Тип урока: урок – обобщения
Форма урока: урок- практикум
3. Актуализация знаний.
Продолжаем вспоминать, что это за часть речи – наречие.
Запишите 4 термина, найдите среди них «Четвёртое лишнее». ( слайд 4)
Сказуемое, наречие, определение, дополнение.
( обстоятельство)
(Лишним является термин наречие, так как 3 термина называют члены предложения, а лишний называет часть речи.)
— Восстановите цепочку, исправьте ошибку применительно к данной части речи. (Обстоятельство.)
Какая часть речи называется наречием?
«— Наречие, - сказал один чудак, - это всё, что на речке.»
А как бы вы объяснили ему, что такое наречие? ( Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, действия, другого признака).
— Другой влюблённый чудак отправил послание любимой девушке; оно заканчивалось так: ( Слайд 5)
И однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегдой, навсегду.
Я тебя за собой увлеку
Вдалеке, вдалекой, вдалеку.
— Что же наделал этот чудак? (Он попытался изменить слова, которые не умеют и не хотят изменяться).
— Значит, морфологическая особенность наречий – это их … (неизменяемость).
4. Закрепление и обобщение полученных знаний:
Чтобы вспомнить все орфограммы связанные с наречием , которые мы изучили мы обратимся к волшебному цветочку. А поможет нам в этом инструкция. ( Слайд 6)
Презентация « Волшебный цветочек». ( учащийся на доске выполняет задание, а потом проверяет на интерактивной доске) ( Слайд 7)
Найдите наречия образа и способа действия. ( Слайд 8)
Какие наречия относятся к наречиям образа и способа действия? ( которые отвечают на вопрос как? Каким образом?)
Быстро, весело, внимательно, восторженно, по-новому.
Найдите наречия меры и степени. ( Слайд 9)
Это наречия , которые отвечают на вопросы? ( в какой степени?, в какой мере?)
Слегка, вполне, слишком, чуть-чуть, очень, вдвое.
Найдите наречия места. ( слайд 10)
Это наречия ( где?, куда? Откуда?)
Вокруг, всюду, направо, позади, вдали, далеко.
Найдите наречия времени. ( Слайд 11)
Это наречия ( когда? Как долго?)
Скоро, дотемна, давно, теперь, сейчас, накануне.
Найдите наречия причины. ( Слайд 12)
Это наречия ( почему? По какой причине?)
Сгоряча, сослепу, поневоле, спросонья, сдуру)
Найдите наречия цели. ( Слайд 13)
Это наречия ( зачем? С какой целью? )
Нарочно, назло, намеренно, напоказ, затем.
Укажите наречия в сравнительной степени. ( Слайд 14)
Как образуется сравнительная степень наречий? ( простая ее, ей; составная – более, менее)
Сильнее, веселее, менее строго, раньше, более сильно, реже.
Укажите наречия в превосходной степени. ( Слайд 15)
Как образуется превосходная степень наречий? ( ейш, айш; составная – простая сравн. Степень + всех, самый)
Покорнейше, нижайше, лучше всего, меньше всех, наименее удобно, наиболее точно)
Найдите наречия, которые пишутся слитно.( В учебнике на стр. 133) ( Слайд 16)
Когда наречия пишутся слитно? (1)тобразованные из предлога и наречия; образованные сочетанием предлогов в, на с собирательными числительными; 2) образованные из предлога и местоимения;3) когда сочетание «Предлог + существительное со значением пространства и времени; 4) образованные из сочетания предлогов с краткими прилагательными; наречия на -ую с приставками в-, на-, за-.)
1)Навсегда, 2) надвое,3) вовсю,3) вперед, 4) заново.
Найдите наречия, которые пишутся раздельно. ( В учебнике на стр. 137) ( Слайд 17)
Когда наречия пишутся раздельно? (1) если между существительным и предлогом можно вставить определяющее слово; 2) если оно образовано из предлога в и существительного на гласную;3) если они образованы из существительных с предлогами без, до, с, под; если оно образовано сочетанием предлога по с собирательными числительными. если существительное в его составе употреблено в переносном значении и т.д)
На бегу, 2) в рассрочку, 3) под шумок, 3) до свидания, 3) без разбору.
Найдите наречия, которые пишутся через дефис. ( Слайд 18)
Когда наречия пишутся через дефис? (На -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) с приставкой по-; приставки в- (во-) и порядкового числительного; повторением однокоренных или синонимичных слов; есть суффиксы то, либо, нибудь)
По- новому, во- первых, где- нибудь, куда – либо, по- дружески, кое- как.
Найдите наречия с приставкой Не. ( Слайд 19)
Отчего зависит правописание приставок НЕ и НИ? ( от ударения)
Ответы: 3 и 4 предложение.
Найдите наречия с приставкой НИ ( Слайд 20)
Ответы: 1 и 4 предложения.
Укажите наречия с суффиксом А. ( Слайд 21)
От чего зависит правописание суффикса в наречиях? ( от приставки. ИЗ, ДО, С =А; За, НА, В = О)
Досыта, слева, справа, издавна, дочиста, изредка.
Найдите наречия с суффиксом О. ( Слайд 22)
Начисто, воедино, заново, наглухо, запросто.
Найдите наречие на конце которых пишется е, ё. ( Слайд 23)
Когда на конце наречий пишется е или о? ( под ударением о, без ударения е,ё.)
Колюче, угрожающе, блестяще, волнующе, умоляюще, неуклюже, тягуче.
Два ученика получают индивидуальные карточки
Карточка 1.
Созвучн.., изобильн.., доверительн.., исправн.., извилист.., стеснительн.., достаточн.., запрост.., доходчив.., изнеженн.. .
(Карточка 1. Созвучно, изобильно, доверительно, исправно, извилисто, стеснительно, достаточно, запросто, доходчиво, изнеженно.)
Карточка 2.
Зажив.., догол.., допьян.., накрепк.., начерно.., дочерн.., наскор.., надолг.., замертв.., снов.. .
Кроссворд. ( самостоятельно с проверкой на интер. доске)
Разгадай кроссворд и определи тему кроссворда. ( Слайд 24)
Наотмашь.
Замуж.
Прочь
Невтерпеж
Вскачь
Навзничь
Настежь.

Итак, какова тема кроссворда? По какому принципу вы разгадали его?
Игра «Эстафета»: учащиеся делятся на три команды (по рядам), лист с заданием учащиеся передают как эстафетную палочку, при этом либо вставляют мягкий знак, либо указывают, что его вставлять не нужно. Команда, выполнившая задание быстрее и правильнее, выигрывает. ( Слайд 25)
Задание к игре: Одна дверь на замок, другая настеж(?). Тише едеш(?)- дальше будеш(?). Дом хорош(?), да хозяин не гож(?).По моде и мыш(?) в комоде. Замуж(?) выходи- в оба гляди.
Скупой богач(?) беднее нищего. Что посееш(?), то и пожнеш(?). Врет сплош(?), а переврать не умеет. Стар дуб, да корень свеж(?). Добрая реч(?), что в избе есть печ(?).
упповая работа.
Замените фразеологизм наречием ( Устно) (Слайд 26)
чуть свет; ни свет ни заря – Рано
кот наплакал- мало
яблоку негде упасть- тесно
хоть глаз выколи – темно
черепашьим шагом – медленно
рукой подать – близко
из рук вон, никуда не годится- плохо.
Игра «Кто лучше?» ( Слайд 27)
1.Возьмите:
-приставку в слове «пошёл»,
-приставку в слове «понёс»,
-корень в слове «приходящий»,
-суффикс в слове «речной»,
-окончание в слове «холодному».
Какое слово получилось ? (По-походному.)
2.Возьмите: ( Слайд 28)
-приставку в слове «вошёл»,
-корень в слове «первый»,
-окончание в слове «молодых».
Какое слово получилось? (Во-первых.)
3.Возьмите: ( Слайд 29)
-приставку в слове «побежал»,
-корень в слове «флот»,
-суффикс в слове «мужской»,
-окончание в слове «хороши».
Какое слово получилось ? (По-флотски.)
5. Итог урока. ( слайд 30)
Итак, чем мы занимались сегодня на уроке? Что мы повторили? О какой части речи говорили?
Сейчас я называю начало предложения, а вы его конец.
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает …
И отвечает на вопросы …
В предложении наречия чаще всего бывают …
Наречия делятся на следующие разряды …
Мягкий знак на конце наречий пишется после шипящих …
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква ….( а)
В отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка … ( ни)
6. Рефлексия. Все в твоих руках. ( Слайд 31)

Большой палец – Важным и интересным было….
Указательный палец – Мне было трудно…
Средний палец – Друзья подсказали мне ответ на следующий вопрос….
Безымянный палец - Себе я бы поставил оценку…
Мизинец – Я хочу узнать еще о….
Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру на тему: « Зачем нужны наречия в нашей речи» ( Слайд 32)
Молодцы, на уроке вы работали хорошо. (Выставление оценок.) ( Слайд 33)