Доклад к семинару Одаренные дети


Методист по воспитательной работе
Муниципального учреждения дополнительного образования
«Дом детского творчества
г. Красный Кут Саратовской области»
Ольшанская Татьяна Николаевна
СИСТЕМА РАБОТЫ «ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация способностей и талантов одарённых детей важны не только для одарённого, но и для общества в целом. В связи с потребностями современного общества в талантливых людях меняются и требования к образовательным учреждениям. Сейчас «хорошее образовательное учреждение» – это учреждение, которое:
– имеет свои традиции, высококвалифицированных и интеллигентных педагогов;
– ведёт образовательную деятельность в соответствии с современными стандартами;
– даёт необходимые знания, позволяющие поступить в вуз.
Учреждение дополнительного образования должно в первую очередь обеспечивать самореализацию детей. Наш «Дом творчества» в городе Красный Кут уделяет большое внимание работе с одарёнными детьми, к которой относится выявление одаренных детей, развитие их способностей и информирование о достижениях детей различными средствами. 
Методисты «Дома творчества» работают по программе «Лестница успеха», в основе которой – различные инновационные педагогические технологии. Мы используем конкретную систему мониторинга для выявления детской одарённости, по итогам мониторинга формируем банк «Одарённые дети».
На наш взгляд, значимым направлением в развитии детской одаренности является диагностика. В нашем учреждении выявление одаренных детей начинается уже в раннем возрасте на основе:
– изучения психологических особенностей, речи, памяти и логического мышления детей;
– наблюдения за деятельностью детей в процессе проведения занятий;
– тестирования (используется реже).
Самым эффективным, на наш взгляд, является метод изучения продуктов деятельности, а именно – сделанных детьми рисунков, изделий, поделок, творческих работ, исполненных песен, танцев и др.
Вот уже второй год в «Доме творчества» работает объединение психолого-педагогической поддержки обучающихся в образовательном процессе «Центр «Точка опоры». Педагоги-психологи центра осуществляют диагностику и консультирование в тесном взаимодействии с педагогами и родителями.
На занятиях педагоги используют такие формы организации деятельности детей, как фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная, смешанная (из перечисленных выше форм). При любой форме организации одаренный ребенок себя проявляет активно.
В «Доме творчества» также используются различные формы контроля: участие детей в мероприятиях разного уровня (конкурсах, выставках, фестивалях, концертах, праздниках, соревнованиях, турнирах, олимпиадах и др.). В таких мероприятиях одаренные дети могут проявить себя, приспособиться к новым требованиям и задачам, а педагог – оценить возможности и способности детей на данный момент.
Для развития одарённости обучающихся в «Доме творчества» ведётся научно-исследовательская работа. Ежегодно дети принимают участие и занимают призовые места в таких мероприятиях, как:
– научно-практическая конференция «Шаг в будущее»;
– межрегиональный конкурс диалога культур «МОСТ».
В прошлом учебном году ребята из туристско-краеведческого объединения «Росинка» стали финалистами очного всероссийского конкурса в Москве «АРКТУР».
В «Доме творчества» в течение многих лет функционирует система поддержки талантливых детей через стимулирование детей и их родителей. Это:
– награждение победителей и участников грамотами, дипломами, благодарственными письмами;
– поощрение призами;
– объявление благодарностей родителям;
– размещение фото лучших обучающихся на стенде «Наша гордость»;
– размещение работ воспитанников на страничке нашего сайта;
–организация персональных выставок одарённых детей и т.д.
Однако следует отметить, что работа с одаренными детьми ещё не достигла желаемого результата. На сегодняшний момент существуют следующие проблемы, требующие незамедлительного решения:
– усиление подготовки обучающихся к творческим и интеллектуальным конкурсам различного уровня (особенно – очным),
– привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития одаренности детей,
– проблемы более эффективной и ранней диагностики детской одаренности.
В заключение хочу сказать. Наши дети – это наше будущее. Сегодня все в их судьбе зависит от нас. А талантлив, по-своему, каждый ребенок. И задача учреждений дополнительного образования – помочь развить их способности и таланты в сотрудничестве с родителями и школами.
Спасибо за внимание!