Итоговый урок русского языка не тему бессоюзное сложное предложение(9класс)


Урок русского языка в 9 классе.
Тема. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать синтаксические и пунктуационные навыки учащихся; воспитывать любовь к природе, формировать эстетический вкус.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Оборудование: карточки с заданиями, учебник русского языка Л.М. Рыбченковой.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1. Слово учителя (тема, цели урока)
Л.Н. Толстой когда-то сказал, что у художника, писателя должна быть «энергия заблуждения», то есть безграничная вера в окончательный результат начатого дела; без этой веры нет смысла начинать. Вот и вы, ребята, должны сегодня доказать, что усвоили материал темы «Бессоюзное сложное предложение» и готовы к контрольной работе.
Цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении, закрепить постановку знаков препинания.
2. Экспресс – опрос «Микрофон»:
- какие предложения называются бессоюзными?
- как присоединяются простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения?
- какие смысловые отношения могут быть между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения?
- от чего зависит постановка знака препинания между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного?
3. Работа в группах: объяснить постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, привести примеры:
1 группа – запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении;
2 группа – двоеточие в бессоюзном сложном предложении;
3 группа – тире в бессоюзном сложном предложении.
Практическая часть: деловая игра «Редакция»
Информационный материал получен по телефону. Знаки препинания ставили, где успевали. Задание: отредактировать текст.
Ветер – одиннадцать баллов. Куда ни повернись, всюду вихрь. Человек стоит широко расставив ноги его мотает, сшибает ветром, а он упорствует, не сдаётся. Мимо него с грохотом проносятся камни, обломки льдин сугробы снега. Всё иссечено пургой, занесено снегом человеку негде спрятаться. Невдалеке стоит его машина она уткнулась мотором в снег и замёрзла: брезент мало защищает от ветра. Ветер гонит человека, а человек не делает вперед ни шагу. Еще усилие – и человек медленно поворачивается против ветра. Несмотря на яростное сопротивление страшной силы шторма человек преодолевает его.
Правильный ответ. Ветер – одиннадцать баллов. Куда ни повернись, всюду вихрь. Человек стоит, широко расставив ноги; его мотает, сшибает ветром, а он упорствует, не сдаётся. Мимо него с грохотом проносятся камни, обломки льдин, сугробы снега. Всё иссечено пургой, занесено снегом: человеку негде спрятаться. Невдалеке стоит его машина; она уткнулась мотором в снег и замёрзла: брезент мало защищает от ветра. Ветер гонит человека, а человек не делает вперед ни шагу. Еще усилие – и человек медленно поворачивается против ветра. Несмотря на яростное сопротивление страшной силы шторма, человек преодолевает его.
2. Информация передаётся специальным корреспондентом по радио. Грозовые помехи: вместо отдельных фраз звучит щелчок.
Задание: продолжить пословицы, объяснить постановку знаков препинания.
Хорошо трудиться – (хлеб уродится).
Назвался груздем – (полезай в кузов).
Труд человека кормит – (лень портит).
В рубашке пахать – (в шубах сеять).
3. Редактор заболел, просили практиканта отредактировать текст. Чтобы не показать свою малограмотность, практикант написал текст вовсе без знаков препинания.
Задание: объяснительный диктант.
Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. Садясь на школьную скамью, не забывайте: вы в строю.
Рефлексия.
Конструирование бессоюзных предложений по данному началу. Продолжить начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения:
- с запятой, точкой с запятой:
Закат уже начал темнеть…
- с двоеточием:
Вглядываюсь вдаль и вижу…
- с тире:
Дунул ветер –
Итог урока.
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, выполнить упражнение 3 стр. 140.