Презентация к семинару для учителей выпускных классов Качественная подготовка школьников к экзаменам. Советы психолога


Качественная подготовка учащихся к экзаменам. Советы психолога. Семинар для классных руководителей и учителей-предметников 9 и 11 классов С чего начать? 1 этап: !!! Процедура проведения экзаменаВремя, местоЧто взять с собой на экзаменЧто нельзя брать с собой на экзаменКак себя вести на экзаменеНепредвиденные ситуации Учебная деятельность Мотивация достижения успеха Мотивация недопущения неудач 2 этап: Повышение мотивации Основное направление подготовки подростков к экзаменам– это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 9-й или 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней! Что такое тревожность? «…склонность человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги»«…качество чувственно-эмоциональной сферы личностное свойство» «…состояние напряжённости…» «…форма адаптации индивида к условиям острого или хронического стресса» «…беспредметное состояние ожидания угрозы…» «…длящийся страх…» Тревожность ситуативная личностная Этап 3: Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам Психофизиологическая помощь педагога  Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.  Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22.30, продолжительность сна – не менее 9 часов; при непосредственной подготовке к экзаменам – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 минут. Педагогическая помощь  Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.  Спрашивать в середине уроков.  Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала. Психологическая помощь Не прибегать к публичной критике тревожных и неуверенных учеников, обсуждайте неудачи индивидуально. Непрерывно поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых других делах (по дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в хобби и др.). Научите его самого поощрять себя за эти же успехи. Аутотренинг с применением формул успокоения, ободрения, активизации (обратитесь к специальной литературе, интернет-изданиям). Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности. Призвать семью к стимулированию самостоятельности ребенка в семейных ролях. Обучить подростков приемам волевой мобилизации. Способы релаксации и снятия эмоционального напряжения Упражнения:«Лимончики»«Воздушный шарик»«Пчелки»«Счет до 20» Физические нагрузки Правильное питание Соблюдение режима дня, хороший сон Для снятия личной тревожности педагогов: 1. Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ. 2. Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ. 3. Поддерживайте оптимальный уровень работоспособности. Используйте техники релаксации в повседневной жизни!Помните! Ваше профессиональное выгорание сказывается, в первую очередь, на успехах Ваших учеников! 4 этап: Обучение и повторение материала Использование психотехнических приемов (приемов привлечения внимания, запоминания и др.)Деление подаваемой информации не только по уровню подготовки, но и способу восприятия у детейИспользование опыта своих коллег Группы риска: ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИДЕТИ-СИНТЕТИКИТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИНЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ 5 этап: Обсуждение Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия на уроке • Рефлексия настроения и эмоционального состояния• Рефлексия содержания учебного материала • Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнатьШпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (Понятие Знал Узнал Хочу узнать) Лесенка подготовки 1. Правила 2. Мотивация 3. Релаксация 4. Знания 5. Рефлексия Желаю ВАМ удачи и терпения!!!