Технологические карты тематического контроля






Тематического контроля





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











План тематического контроля

Отправной точкой при организации тематического контроля для любого старшего воспитателя является алгоритм и схема, разработанная К. Ю. Белой. Её алгоритм охватывает все стороны воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
План тематического контроля К.Ю. Белой предполагает:
исследование уровня развития детей по одному из разделов образовательной программы;
определение профессионального уровня педагогов;
оценку условий, обеспечивающих выполнение образовательной программы;
проверку системы планирования воспитательно-образовательной работы по данному направлению развития детей;
определение форм и методов взаимодействия, сотрудничества с семьей, педагогической грамотности родителей, согласованности действий педагогов и родителей, позволяющих повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.

№ п/п
Направление работы
Предлагаемые рабочие материалы


Обследование уровня развития детей
Анализ диагностических карт
Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой (обязательно прилагается карта обследования)
Беседы с детьми
Анализ детских работ (продуктивная деятельность детей)
Анализ деятельности детей на занятиях
Анализ самостоятельной деятельности детей
Анализ игры детей


Оценка профессиональных умений воспитателя
Анализ проведения занятий воспитателем
Анкетирование воспитателей (предоставить разработанные анкеты)
Собеседование с воспитателями
Анализ самообразования воспитателей
Проведение открытых показов
Активные формы работы - деловая игра
Анализ предметно-развивающей среды в группе
(компетентность воспитателя при ее создании)




Оценка создания условий:
в группе
в метод, кабинете
в учреждении
Посещение групп
Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)


Оценка планирования работы
Проверка планов с точки зрения планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, планирования работы в групповых уголках и зонах,
планирования игровой деятельности


Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
Посещение родительских собраний
Анализ наглядной информации для родителей в группе
Опрос или анкетирование родителей




ПЛАН
тематического контроля в МДОУ

Цель:
Проверка проводится с_____ по_____20__г.

Разделы плана

Содержание
Методика

1. Диагностика знаний, умений, навыков, уровня развития и воспитанности детей



2. Уровень профессионального мастерства воспитателей



3. Создание условий для воспитания и обучения детей (предметно-развивающая среда):
в группах;
в методическом кабинете;
в ДОУ



4. Система планирования работы с детьми в группах



5. Работа с родителями























































Тема: «Совместная работа педагогов, родителей и старшей медсестры по вопросам здоровьесбережения»

Цель: определить эффективность совместной работы педагогов, родителей и старшей медсестры по вопросам здоровьесбережения.

План проведения контроля

Разделы плана

Материалы
Методика
Кто проводит

1. Диагностика знаний, умений, навыков, уровня физического развития детей
Карта обследования детей (здоровье)
Анализ деятельности, посещение занятий, тестирование
Старший воспитатель, рук.
Физвоспитания, ст. медсестра

2. Уровень профессионального мастерства воспитателей
Тесты
тестирование
Старший воспитатель
ст. медсестра

3. Создание условий физического развития детей (предметно-развивающая среда):
в группах;
в методическом кабинете;
в ДОУ
Карта обследования развивающей среды
Анализ развивающей среды
Старший воспитатель, ст. медсестра

4. Система планирования работы с детьми в группах
Анализ планирования
Анализ документации
Старший воспитатель

5. Работа с родителями

Карта анализа работы наглядной информации
Анализ мероприятий
Старший воспитатель, ст. медсестра

















Вопросы, подлежащие проверке.
выявление уровня ЗУН детей по данной теме:
- знание о своём организме, здоровье;
- функции органов;
- как ухаживать за своим здоровьем.
2. создание предметно-развивающей среды в группах:
- организация предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиям программы – соблюдение построения развивающей среды;
- эстетическое размещение и оформление спортивного оборудования;
- педагогическая целесообразность.
3. проверка календарных планов.
- планирование разнообразных видов деятельности по данному вопросу (беседы по ОБЖ, о своё здоровье, спортивные игры, развлечения и т.д);
- взаимодействие со старшей медсестрой;
- планирование работы с родителями по данному вопросу.
4. профессиональное мастерство педагогов.
- умение педагогов учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка при проведении мероприятий по здоровьесбережения;
- целесообразность применения данных мероприятий.
5. работа с родителями.
- консультации, памятки для родителей;
- оформление наглядной информации;
- выставка специальной литературы.

Выводы:
- выявление лучшего опыта работы педагогов по вопросам здоровьсбережения.







Тестовый материал для детей младшей группы

Почему нужно беречь здоровье?
Что можно делать ногами, руками?
Как нужно ухаживать за зубами?
Для чего нужно заниматься физкультурой?
Какие полезные продукты ты знаешь?
Как ты узнаешь о том, что ты голоден, хочешь пить, устал, пора спать. Когда это бывает?
Как ты ухаживаешь за своим телом?
Чтобы не заболеть, что нужно делать?



Тестовый материал для детей старшего дошкольного возраста


Как ты понимаешь выражение – здоровый человек?
Знаешь ли ты режим дня в своём детском саду?
Как ты узнаешь о том, что ты голоден, хочешь пить, устал, пора спать. Когда это бывает?
Каким видом спорта ты хотел бы заниматься? Какие виды спорта ты знаешь?
Чем полезен спорт?
Как ты ухаживаешь за своим телом? Назови, какие культурно-гигиенические навыки совершает человек?
Как можно предохраняться от болезней?
Какие полезные продукты ты знаешь?
Какие закаливающие процедуры ты применяешь?
Какие органы тела ты знаешь? Назови их функции?
Почему нужно беречь своё тело?
Как бы ты ухаживал за больным человеком?


Программа ОБЖ раздел «Здоровье»














Карта обследования детей младшей группы

Ф.и. ребёнка
вопросы


1
2
3
4
5
6
7
8






































































































Вывод. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карта обследования детей старшей группы

Ф.и. ребёнка
вопросы


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12















































































































































Вывод. __________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Карта анализа работы с детьми младшая группа

Форма работы
Утро
Вечер
Занятия

Занятия по здоровьесберегающей технологии




Работа по данной проблеме на других занятиях




Дидактические игры




Сюжетно- ролевые игры (темы)




Беседы (темы)




Индивидуальная работа




Чтение художественно литературы




Игры в спортивном зале, уголке.






Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Карта анализа работы с детьми старшая группа

Форма работы
Утро
Вечер
Занятия

Занятия по здоровьесберегающей технологии




Работа по данной проблеме на других занятиях




Дидактические игры




Сюжетно- ролевые игры (темы)




Беседы (темы)




Индивидуальная работа




Чтение художественно литературы




Игры в спортивном зале, уголке.






Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Карта анализа предметно-развивающей среды

Целесообразность размещения спортивного инвентаря в группах ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Наличие в группе наглядного материала, альбомов, иллюстраций, оборудования и эстетика преподнесения __________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Методическое обеспечение по данному вопросу ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

вывод _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Карта анализа работы с родителями

Вопросы контроля
Темы

Родительские собрания



Консультации



Беседы



Наглядная пропаганда



Анкетирования



Совместная работа родителей и детей




Вывод. _______________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Тема: «Проведение здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ»

Цель: проанализировать систему реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
План проведения контроля

Разделы плана

Материалы
Методика
Кто проводит

1. обследование психоматического и физического состояния детей
Карта обследования детей, карта анализа наблюдения за детьми
Анализ здоровья детей на начало года, анализ диагностических карт в области валеологии, наблюдение за детьми в разных видах деятельности.
Старший воспитатель, рук.
Физвоспитания, ст. медсестра

2. Уровень профессионального мастерства воспитателей
Вопросы
Собеседование с воспитателями по программе. Изучение документации
Старший воспитатель
ст. медсестра

3. Создание условий физического развития детей (предметно-развивающая среда):
в группах;
в методическом кабинете;
в ДОУ
Карта обследования развивающей среды
Анализ развивающей среды
Старший воспитатель, ст. медсестра

4. Система планирования работы с детьми в группах
Карта анализа планирования
Анализ документации
Старший воспитатель

5. Работа с родителями

Карта анализа работы наглядной информации
Анализ мероприятий, анкетирование
Старший воспитатель, ст. медсестра











Вопросы, подлежащие проверке.
обследование психоматического и физического состояния детей, изучение их валеологических знаний:
- психоматическое состояние ребёнка в течение дня, его эмоциональная активность и утомляемость;
- наличие интересов к подвижным и спортивным играм в соответствии возрастом;
2. создание предметно-развивающей среды в группах:
- создание условий для обучающих на занятии, самостоятельной, игровой, двигательной деятельности детей;
- эстетическое размещение и оформление спортивного оборудования;

3. проверка календарных планов.
- умение планировать здоровьесберегающий процесс в течение дня и прогнозировать его в перспективе;
4. профессиональное мастерство педагогов.
- умение педагогов учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка при проведении мероприятий по здоровьесбережения;
- проведение обучающих занятий в соответствии с принципами здоровьесбережения.
5. работа с родителями.
- педагогические и валеологические знания родителей;
- участие родителей в оздоровительных мероприятиях ДОУ;
- Создание условий для оздоровления ребёнка в семье.

Выводы:
- выявление лучшего опыта работы педагогов по вопросам здоровьсбережения.



Карта анализа знаний детей
На начало года


Карта наблюдения за детьми


Вопросы для изучения
да
нет
частично

1
С интересом занимается специальными упражнениями (точечный массаж, гимнастикой для глаз и др);




2
Применяет ли полученные знания по данному вопросу самостоятельно




3
Эмоционален ли ребёнок во время проведения закаливающих процедур




4
Хорошо ли знакомы дети с комплексами закаливающих мероприятий




5
Умение грамотно использовать атрибуты в деятельности




6
Проявление активности в процессе выполнения задания




7
Доводит ли до конца мероприятие








Вывод _____________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Карта развивающей предметно-развивающей среды


Санитарное состояние в группе в период проведения здоровьесберегающих процедур. ________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Внешний вид задействованных атрибутов _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соблюдение режима проветривания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие и эстетика оформления спортивного оборудования для детей ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие методического обеспечения по данному вопросу _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Карта оценивания профессионального мастерства


Критерии оценивания
Ф.и.о. педагога









1
Знание программных задач по физическому развитию своей возрастной группы






2
Знание индивидуальных особенностей развития детей и показатели их здоровья






3
Грамотный подбор здоровьесберегающих мероприятий






4
Наличие комплекса оздоравливающих процедур






5
Знание методики проведения здоровьесберегающих мероприятий






6
Грамотное руководство формирования у детей культурно-гигиенических навыков






7
Точное соблюдение режима дня






8
Присутствие старшей медсестры на закаливающих процедурах







Вывод _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






























Карта анализа календарного планирования



Разделы плана
Ф.и.о. педагога









1
Содержание работы по здоровьесберегающим технологиям






2
Система закаливания в зависимости от времени года






3
Утренняя гимнастика






4
Виды здоровьесберегающих технологий






5
Подвижные игры и упражнения






6
Индивидуальная работа с детьми






7
Планирование игр в спортивном зале






8
Совместные с родителями досуги, спортивные развлечения






9
Планирование работы с другими специалистами









Вывод _____________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
План проведения контроля по теме
«Познавательное развитие дошкольников»
Цель проверки: выявить уровень познавательного развития дошкольников
Дата проведения:

Вопросы контроля
Методы контроля
Содержание контроля
сроки
Группа



ЗУН детей
Наблюдение и анализ занятий по познавательному развитию
Умение внимательно слушать и понимать сказанное
Умение детей понимать познавательную задачу

Младшая группа



Все группы


Наблюдение и анализ во второй половине дня
Создание условия организации для самостоятельного познавательного развития



Планирование работы с детьми
Анализ планов воспитателей
Связь занятий познавательного характера с другими видами деятельности – работа по развитию мыслительной деятельности, любознательности


Все группы


Создание условий
Изучение предметной развивающей среды
Наличие оборудования для познавательного развития.


Все группы

ЗУН воспитателей
Наблюдение педпроцесса. Беседа
Знание теоретических основ познавательного развития, владение приёмами, направленные на их развитие. Знание методики работы по программе


Все группы

Работа с родителями
Анализ документации, наглядной пропаганды
Взаимодействие в работе педагогов и родителей.


Все группы







Ст. воспитатель ___________И.Х.Ганиева

приложение

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы



Направления деятельности
Возрастные группы



Младшая группа
Средняя, старшая
1 младшая.


Ознакомление с окружающим





РЭМП





Развитие речи





Экологическое воспитание











Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме





Дидактические игры





Работа с материалами книжного уголка





Загадывание загадок, придумывание загадок





Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы





Самостоятельная художественно – речевая деятельность





Досуги, развлечения





Работа с семьёй





Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












«Познавательное развитие дошкольников»

Цель: определить уровень эффективности воспитательно-образовательной работы по познавательному развитию дошкольников.

№ п/п
Направление работы
Инструментарий

1
Обследование уровня развития детей
- Схемы обследования уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста; (приложение )
- Карта анализа занятия (с т. з. оценки деятельности детей) (приложение)

2
Оценка профессиональных умений воспитателя
- Опросник профессионального мастерства воспитателя (приложение);
- Оценочный лист «Познавательное развитие дошкольников»
(с т. з. компетентности воспитателя при её создании)
- Карта анализа занятия (с т. з. оценки деятельности воспитателя на занятии)

3
Оценка создания условий:
- в группе
- в мет. кабинете
- В ДОУ
Оценочный лист «Создание условий для познавательного развития детей» (приложении);


4
Оценка планирования работы
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы (приложение 6)

5
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопросу













Вопросы, подлежащие проверке

1. Создание предметной - развивающей среды в группах детского сада:
организация предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы соблюдение принципов построения для познавательного развития дошкольников;
эстетическое оформление наглядных пособий;
педагогическая целесообразность.
2. Проверка календарных планов групп:
планирование индивидуальной работы с детьми, дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых игр по данной проблеме (периодичность, тематика, разнообразие, соответствие задач возрасту детей);
планирование работы с родителями по данной тематике (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, анкетирование).
3. умение педагогов учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в группе при построении оптимальной модели образовательно-воспитательного процесса
4. Работа с родителями:
консультации, памятки для родителей по данной тематике;
оформление наглядной информации в «Уголке для родителей»;
выставки специальной литературы «В помощь родителям».

Выводы

- Выявление лучшего опыта работы педагогов по познавательному развитию детей.











Опросник для самооценки профессионализма воспитателя

Дайте определение «познавательное развитие» _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие условия для познавательного развития имеются в вашей группе________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова роль познавательного развития детей_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте программные задачи познавательного развития дошкольников в вашей возрастной группе__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите формы организации познавательного развития дошкольников________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как часто в свободной деятельности дети вашей группы занимаются самостоятельной познавательной деятельностью __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие компоненты подразумевает познавательное развитие дошкольников ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как на занятиях вы обеспечиваете привязку нового материала и личному опыту детей ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что включает в себя работа по познавательному развитию детей _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие методы и приёмы познавательного развития вы используете на занятиях и в свободной деятельности ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

По- вашему мнению, достаточно ли будет для познавательного развития дошкольников ограничиться проведением развивающих игр, общением, со взрослыми, занятия. __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова, по вашему мнению, должна быть Ваша педагогическая позиция, чтобы уровень познавательной активности развивался наиболее эффективно __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знакомы ли родители ваших воспитанников с проблемами познавательного развития своих детей _________________________________
___________________________________________________________________
Каким образом вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении познавательного развития детей. _____________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________































Приложение
Карта профессионального мастерства воспитателя
Критерии профессионального мастерства
Ф.И.О воспитателей








Знание программы по познавательному развитию, целей и задач для детей своей возрастной группы: всех направлений работы по познавательному развитию






Знание методики проведения диагностики познавательного развития детей






Знание индивидуальных особенностей познавательного развития ребёнка своей возрастной группы






Культура речи воспитателя
Точность и ясность выражения мыслей







Образность речи







Эмоциональная и интонационная выразительность речи







Доступность речи для детей по форме и содержанию






Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов






Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты






Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге






Умение педагога организовать предметно-развивающую среду
Организация книжного уголка







Подбор иллюстративного материала







Подбор детской художественной литературы







Грамотное устройство выставок







Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе















Планирование и проведение досугов и развлечений познавательного характера






Взаимодействие с родителями
Наглядная информация для родителей







Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.







Проведение тематических родительских собраний








Вывод








Оценочный лист
«Создание условий в группах для познавательного развития детей»

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды
Возрастные группы


Подготов.
Средняя
младшая

Книжный уголок




1.1 Оборудование




1.2 Соответствие содержания возрасту детей




1.3. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор




1.4. Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой




1.5. Тематические выставки




1.6. Наличие детской литературы




2. Оборудование для театрализованной деятельности:




2.1 ширма




2.2. фланелеграф




2.3 соответствие возрасту видов театра




Материалы для математического развития




Содержание уголка природы




Материалы для развития речи




6. Пособия для занятий




7. Набор материалов для диагностики детей




Вывод: ______________________________________________________
__
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Схема обследования уровня познавательного развития
детей старшего дошкольного возраста

задачи
Ответы детей











































Задачи взяты из перспективно-календарного планирования – раздел «Умственное воспитание»









Анализ занятия познавательного характера

Вопросы для изучения
да
нет
частично

Соответствует ли программное содержание уровню развития детей?




Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное?




Умение принимать познавательную задачу?




Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов:
- задаёт вопросы
- пытается разобраться сам
- уход от решения проблемы




Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи?




Учитываются ли индивидуальные особенности детей?




Умеет ли ребёнок обобщать, находить сходство, отличать существенного от несущественного?





Вывод _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
























Тема: «Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средствами РЭМП.


План проведения контроля по теме



Разделы плана

Материалы
Методика
Кто проводит

1. обследование уровня развития детей
схемы обследования детей младшего и старшего дошкольного возраста;
- карта анализа занятия;

Анализ результатов обследования детей; анализ деятельности детей на занятии
Старший воспитатель

2. Уровень профессионального мастерства воспитателей
карта профессионального мастерства воспитателя; опросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателя;
Анализ проведения занятия
Старший воспитатель

3. Создание условий математического развития детей (предметно-развивающая среда):
в группах;
в методическом кабинете;
в ДОУ
карта проверки плана воспитателей
Анализ предметно-развивающей среды в группе
Старший воспитатель

4. Система планирования работы с детьми в группах

Анализ планирования
Старший воспитатель

5. Работа с родителями

Карта анализа работы наглядной информации
Анализ мероприятий
Старший воспитатель



Вопросы, подлежащие проверке

1. Создание предметной - развивающей среды в группах детского сада:
умение воспитателя создать предметно-развивающую среду в группе соответствующую возрасту и уровню детей и требованиями программы соблюдение принципов построения для познавательного развития дошкольников;
эстетическое оформление наглядных игр пособий;
2. Проверка календарных планов групп:
планирование индивидуальной работы с детьми
планирование работы с родителями по данной тематике (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, анкетирование).
- планирование работы на занятиях, в режимные моменты, игровой деятельности.
3. Уровень развития детей
- умение педагогов учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в группе при построении оптимальной модели образовательно-воспитательного процесса
4. Работа с родителями:
консультации, памятки для родителей по данной тематике;
оформление наглядной информации в «Уголке для родителей»;
выставки специальной литературы «В помощь родителям».

Выводы

- Выявление лучшего опыта работы педагогов по познавательному развитию детей.












Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка?»

Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?__________________________________
Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:
а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
в) подготовить детей к обучению школе;
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений у своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?__________________________________
_____________________________________________________________________________
Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?
_____________________________________________________________________________
Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?
_____________________________________________________________________________
Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
_____________________________________________________________________________
Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?
В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас?:
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
в) информация есть, но крайне скудная;
г) я не обращаю на нее внимания;
д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.
10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития Вашего ребенка?________________________________________
_____________________________________________________________________________

















Выводы по результатам анкетирования родителей

Вопросы анкеты


Возрастные группы


Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная

Всего приняли участие в опросе
количество
количество
количество
количество

1 вопрос
Да
%
%
%
%


Нет





2 вопрос
А)
%
%
%
%


Б)






В)
%
%
%
%


Г)





3 вопрос.
Достижения ребенка в мате6матике





4 вопрос
Да






Нет






Частично





5 вопрос.
Действия родителей по поддержанию интереса ребенка к математике





6 вопрос
Да






Нет





7 вопрос
Да






Нет





8 вопрос
Да






Нет






Частично





Дополнительные занятия





9 вопрос
Да






Нет






Частично






Нет






Частично






Нет





10 вопрос.
Наиболее распространенные просьбы родителей














Карта анализа наглядной информации для родителей



п/п


Критерии анализа

Возрастные группы








1
Конкретность информации





2
Доступность предлагаемого материала





3
Краткость материала





4
Эстетичное оформление наглядных материалов





5
Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов





6
Форма подачи материала


Папки-передвижки






Стенды






Ширмы






Информационные письма-памятки для родителей





7
Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования)





































Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Направления воспитательно-образовательной работы
Возрастные группы







1. Общие вопросы





1.1. Эстетика оформления





1.2. Общие вопросы (режимы, сетка занятий, сведения об индивидуальных особенностях детей)





2. Планирование занятий





2.1. Программное содержание: обучающая, воспитательная, развивающая задачи.





2.2. Методы активизации детей на занятии: вопросы, проблемные ситуации, кроссворды, разрезные картинки и т.д.





2.3. Материалы и оборудование





2.4. Физкультминутки с математическим содержанием на занятиях





3. Планирование воспитательно-образовательной работы вне занятий





3.1. Дидактические игры





3.2. Интеллектуальные игры





3.3. Игры-экспериментирования с сыпучими материалами и жидкостью, с измерениями





3.4. Сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры (использование или отработка знаний, полученных на занятиях)





3.5. Планирование наблюдений, подводящих к теме занятия





3.6. Чтение художественной литературы для введения в тему занятия





3.7. Планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр, РЭМП





4. Сотрудничество с родителями





а) Индивидуальные беседы





б) Консультации





в) Наглядная информация





г) Совместные мероприятия





Выводы, замечания и предложения:












Вопросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя

Какую программу по развитию у детей элементарных математических представлений Вы используете в своей работе?
Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?
Какова основная цель развития у детей элементарных математических представлений в дошкольном возрасте?
Каковы основные направления работы по РЭМП в дошкольном образовательном учреждении?
Сформулируйте основные задачи формирования навыков счета и понятия числа в своей возрастной группе.
Каковы задачи овладения понятиями величины у детей Вашей возрастной группы?
Что такое «сенсорные эталоны»? Что включает в себя задача формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов?
Что включает в себя работа по освоению геометрических фигур в дошкольном образовательном учреждении?
Включается ли формирование у детей пространственных и временных представлений в РЭМП или это отдельное направление работы?
Сформулируйте основные средства развития элементарных математических представлений в детском саду.
Какое из перечисленных ниже средств развития элементарных математических представлений Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке
· убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи):
Общение взрослых и детей.
Предоставление детям возможности играть в дидактические игры с математическим содержанием.
Обучение РЭМП на занятиях.
Участие детей в сюжетно-дидактических играх с математическим содержанием («Магазин», «Хлебозавод» и др.).
Предоставление детям в повседневной жизни и на занятиях возможности совершать различные «количественные» действия с предметами.
12. Какие методы и приемы РЭМП используете Вы на занятиях и в
свободной деятельности детей?
Какие основные направления работы по РЭМП Вы учитываете при составлении конспекта занятия?
Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития элементарных математических представлений у своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития у детей ЭМП?














Карта анализа профессионального мастерства воспитателя и предметно-развивающей среды


Профессиональные знания, умения и навыки воспитателей

Ф.И.О. воспитателей







Знание программы по РЭМП, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по РЭМП





Знание методики проведения диагностики развития математических представлений у детей





Знание индивидуальных особенностей развития мышления, внимания, памяти у каждого ребенка своей возрастной группы





Культура речи воспитателя

Точность, краткость и ясность выражения мыслей Образность речи






Эмоциональность и интонационная выразительность речи






Доступность речи для детей по форме и содержанию





Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов





Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты





Умение правильно организовать
предметно-развивающую среду
Правильный подбор демонстрационного материала по РЭМП (в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы)






Наличие в группе достаточного количества счетного материала (в т.ч. счетных палочек)






Грамотный подбор дидактических игр:
направленных на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
направленных на формирование навыков счета, понятия числа
направленных на формирование пространственных представлений
направленных на формирование временных представлений
Наличие в группе геометрических конструкторов («Танграм». «Волшебный квадрат». «Волшебный крут». «Колумбово яйцо». «Листик». «Занимательный треугольник». «Мозаика «Овал» и др.):
по развитию памяти
по развитию внимания
по развитию мышления













Наличие различных геометрических фигур и объемных тел






Наличие цифр (написанных на карточках, пластиковых, деревянных и т.п.)





Планирование и проведение досугов и развлечений по развитию элементарных математических представлений





Взаимодействие с родителями по проблемам РЭМП
Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)






Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. Ведение тетради, отражающей данные формы работы






Проведение тематических родительских собраний






Умение привлечь детей и родителей к участию в создании дидактических пособий





Методическая работа по проблеме развития у детей элементарных математических представлений: подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педагогических чтениях, открытые показы разных форм работы с детьми





Анализ и выводы: влияние выявленных знаний, умений и навыков воспитателей на эффективность воспитательно-образовательного процесса





Рекомендации:
















































Карта анализа занятия

Тема_________________________________________________________________________
Дата проведения_______________________________________________________________
Возрастная группа_____________________________________________________________
Количество детей______________________________________________________________
Ф.И.О. воспитателя____________________________________________________________
Начало занятия__________________________ Окончание занятия____________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии
Уровень оценки


выс.
доп.
низ.

Подготовка к занятию
Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)





Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры





Подбор демонстрационного и раздаточного материала





Рациональное размещение материала





Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы)




Санитарно-гигиенические требования
Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)





Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии Смена деятельности детей в течение занятия





Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам





Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм




Оправданность и
рациональность выбора
методов работы с детьми
Игровые приемы





Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет)





Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей





Приемы активизации самостоятельного мышления детей





Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания





Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей в течение всего занятия





Индивидуальная работа с детьми





Оценка работы на занятии (детьми, воспитателем), качество оценки




Деятельность детей на занятии




Поведение детей в процессе занятия:
проявление инициативы,
сохранение интереса на протяжении занятия,
активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий




Проявление творчества детей во время занятия




Усвоение детьми программного содержания




Положительные моменты:




Выводы, рекомендации:






«Применение технологии по развитию речи и речевой коммуникации детей дошкольного возраста»
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевой коммуникации детей; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по речевому развитию.
Исполнитель: Старший воспитатель
План ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

№ п/п
Направление работы
Инструментарий

1
Обследование уровня развития детей
- Схемы обследования уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста; (приложение)
- Карта анализа занятия (с т. з. оценки деятельности детей) (приложение)

2
Оценка профессиональных умений воспитателя
- Карта анализа профессионального мастерства воспитателя (приложение );
- Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей»
(с т. з. компетентности воспитателя при её создании)
- Карта анализа занятия (с т. з. оценки деятельности воспитателя на занятии)

3
Оценка создания условий:
- в группе
- в мет. кабинете
- В ДОУ
Оценочный лист «Создание условий для познавательного развития детей» (приложение);


4
Оценка планирования работы
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы (приложение 6)

5
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопросу



Вопросы, подлежащие проверке

1. Создание предметной - развивающей среды в группах детского сада:
организация предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы соблюдение принципов построения развивающей речевой среды;
эстетическое оформление наглядных пособий;
педагогическая целесообразность.
2. Проверка календарных планов групп:
планирование индивидуальной работы с детьми, дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых игр по данной проблеме (периодичность, тематика, разнообразие, соответствие задач возрасту детей);
планирование работы с родителями по данной тематике (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, анкетирование).
3. умение педагогов учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в группе при построении оптимальной модели образовательно-воспитательного процесса
4. Работа с родителями:
консультации, памятки для родителей по данной тематике;
оформление наглядной информации в «Уголке для родителей»;
выставки специальной литературы «В помощь родителям».

Выводы

- Выявление лучшего опыта работы педагогов по развитию речи и речевой коммуникации детей.








Карта анализа занятия
тема: ______________________________________________
дата проведения _________________
возрастная группа ________________
количество детей _________________
Ф. И. О воспитателя __________________________________
Начало занятия _________ окончание занятия __________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии
Уровень оценки


Выс.
Доп.
Низ.

Деятельность педагога на занятии
Умение творчески использовать, готовые конспекты занятий





Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры





Подготовка к занятию
Подбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала






Предварительная работа с детьми (чтение художественной литературы, беседы, организация наблюдений)





Удовлетворение двигательной активности





Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами





Смена поз в течение занятия





Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т. д)





Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам





Использование разнообразных форм организации детей на занятии (Работа малыми группами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм





Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.)





Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей в течение всего занятия





Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной связи» (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей, вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и т. д.)





Индивидуальная работа с детьми




Деятельность детей на занятии
Оценка работы детей на занятии, качество оценки





Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии





Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач





Усвоение детьми программного содержания





Умение адекватно оценить собственную работу на занятии




вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2
Схема обследования уровня развития речи
детей младшего дошкольного возраста

Показатели развития речи

Владение словарём
Понимание слов, близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова


Понимание и употребление обобщающих слов


Умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов

Грамматика
Умение сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине


Умение соотносить названия животных и их детёнышей


Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении
(побегай, помаши)


Умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик)


Умение составлять предложения разных типов

Фонетика
Умение правильно произносить звуки родного языка


Умение находить слова, сходные и различные по звучанию


Умение правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности

Связная речь
Умение пересказывать короткие рассказы и сказки с незнакомым ранее содержанием


Умение составлять рассказ по картине или об игрушке совместно со взрослым


Умение описывать предмет, изображенный на картине, называя признаки, качества, действия высказывая свою оценку


Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи

Обще показатели познавательного развития детей























Схема обследования уровня развития речи
детей старшего дошкольного возраста

Показатели развития речи

Владение словарём
Активизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации


Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи


Умение понимать и употреблять разные значения многозначных слов


Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.)

Грамматика
Умение образовывать названия детёнышей животных


Умение подбирать однокоренные слова


Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе


Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят)


Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы)


Умение строить сложные предложения разных типов

Фонетика
Умение дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р


Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки


Умение изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания


Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь
В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей


Умение составлять описание, повествование и рассуждение


Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей






















Карта профессионального мастерства воспитателя

ритерии профессионального мастерства
Ф.И.О воспитателей








Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы: всех направлений работы по развитию речи






Знание методики проведения диагностики развития речи детей






Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребёнка своей возрастной группы






Культура речи воспитателя
Точность и ясность выражения мыслей







Образность речи







Эмоциональная и интонационная выразительность речи







Доступность речи для детей по форме и содержанию






Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов






Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты






Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге






Умение педагога организовать предметно-развивающую среду
Организация книжного уголка







Подбор иллюстративного материала







Подбор детской художественной литературы







Грамотное устройство выставок







Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе







Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам







Планирование и проведение досугов и развлечений по развитию речи






Взаимодействие с родителями
Наглядная информация для родителей







Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.







Проведение тематических родительских собраний
























Приложение 5
Оценочный лист
«Создание условий в группах для познавательного развития детей»

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды
Возрастные группы


Подготов.
Средняя
Кабинет логопеда

Книжный уголок




1.1 Оборудование




1.2 Соответствие содержания возрасту детей




1.3. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор




1.4. Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой




1.5. Тематические выставки




1.6. Наличие детской литературы




2. Оборудование для театрализованной деятельности:




2.1 ширма




2.2. фланелеграф




2.3 соответствие возрасту видов театра




Материалы для математического развития




Содержание уголка природы




Материалы для развития речи




6. Пособия для занятий




7. Набор материалов для диагностики детей




Вывод: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы



Направления деятельности
Возрастные группы



Учитель-логопед
Средняя
Подготовительная.

Планирование занятий
Словарная работа





Воспитание звуковой культуры речи





Формирование грамматического строя речи





Формирование связной речи и рассказывания





Воспитание любви и интереса к художественному слову





Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме





Дидактические игры





Работа с материалами книжного уголка





Загадывание загадок, придумывание загадок





Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы





Самостоятельная художественно – речевая деятельность





Досуги, развлечения





Работа с семьёй





Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________











Анкета для родителей

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим вас ответить на следующие вопросы:
Вызывает ли у вас беспокойство состояние связной речи вашего ребёнка?
да
нет
затрудняюсь ответить.
2. Почему вы выбрали такой вариант ответа на 1- ый вопрос анкеты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как часто вы беседуете с вашим ребёнком?
____________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие темы обсуждаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________
5. Считаете ли, что одних бесед достаточно для развития речи ребёнка?
________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие ещё формы общения вы используете?
__________________________________________________________________
7. С какими формами работы по развитию речи у ребёнка связной речи вы хотели бы ознакомиться?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Слушаете ли вы о том, что говорит ваш ребёнок?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Всё ли вам нравится в речи ребёнка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Поправляете ли вы речь вашего ребёнка? Если да, то, как часто вы это делаете?__________________________________________________________
11. Делает ли ваш ребёнок грамматические ошибки? Какие (подчеркните нужное)?
согласование слова в роде, числе, падеже;
согласование слов;
употребление глаголов;
употребление существительных множественного числа;
употребление несклоняемых существительных;
употребление сравнительной степени прилагательных;
12. Как вы реагируете, если ребёнок ошибается?
13. Играете ли вместе со своим ребёнком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?






























































Тема: «Изобразительная деятельность детей»

Цель: определить, насколько эффективна воспитательно-образовательная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей разных возрастных групп средствами изобразительной деятельности; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы с детьми по развитию изобразительных навыков.


п/п
Направление работы
Предлагаемые рабочие материалы

1.
Обследование уровня развития детей
Схемы обследования детей младшего и старшего дошкольного возраста
Карта анализа занятия (с точки зрения оценки деятельности детей)

2.
Оценка профессиональных умений воспитателя
Оценочный лист «Работа педагога по изобразительной деятельности (руководителя изостудии)
Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателя.
Карта анализа самообразования воспитателя
Карта анализа занятия

3.
Карта создания условий:
в группе
в метод. кабинете
в ДОУ
Оценочный лист «Создание условий (с точки зрения компетентности воспитателя при ее создании)
Оценочный лист «Создание условий для развития изобразительной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада»
Оценочный лист «Оснащение методического кабинета или изостудии»

4.
Оценка планирования работы
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы

5.
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
Анкета для родителей «Что рисует Ваш ребенок?»
Выводы по результатам анкетирования родителей
Карта анализа наглядной информации для родителей












Схема обследования детей младшего дошкольного возраста




п/п


Знания, умения и навыки детей


Фамилия, имя ребенка














1.

Проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, изодеятельности











2.
Умеет создавать простейшие изображения красками, карандашами, а также с помощью глины, пластилина, готовых аппликативных форм






3.
Способен создавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности, передавать свое отношение к ним






4.
В рисунке передает сюжет






5.
Самостоятельно выбирает способы изображения и художественные материалы






6.
Обладает элементарными способностями к изодеятельности (чувство цвета, формы, композиции)






7.
Создает декоративные композиции






8.
Принимает участие в коллективных работах






9.
Проявляет интерес к результатам изобразительного творчества, эмоционально реагирует на результат






10.
Способен дать адекватную оценку своей работе и работе сверстников






11.
Владеет основными техническими навыками и умениями






Общие показатели развития изобразительной деятельности





















Схема обследования детей старшего дошкольного возраста




п/п


Знания, умения и навыки детей


Фамилия, имя ребенка














1.

Ребенок видит характерные эстетические признаки окружающих предметов, может сравнивать их











2.
Воспринимает и эмоционально реагирует на художественный образ и средства выразительности в произведениях изоискусства разных видов и жанров






3.
Эмоционально откликается на красоту природы, одежды, интерьера помещений;
Проявляет интерес к декоративному искусству






4.
Самостоятельно создает художественные образы в различных видах изидеятельности






5.
Владеет основными техническими приемами рисования






6.
Может передать сюжетную композицию






7.
В индивидуальной и коллективной работе интегрирует разные виды изодеятельности для создания выразительного образа






8.
Имеет опыт художественного рукоделия с разными материалами






9.
Знаком с изделиями русского декоративно- прикладного искусства






10.
Умеет создавать декоративные композиции






11.
Проявляет индивидуальное творчество в разных видах изодеятельности






Общие показатели развития изобразительной деятельности























Оценочный лист
«Работа педагога по изобразительной деятельности
(руководителя изостудии)»

п/п
Критерии оценки работы педагога по ИЗО
Уровни







1.
Общие сведения

1.
Образование




2.
Стаж работы




3.
Разряд, категория




4.
Сведения о повышении квалификации




11.
Документация педагога по ИЗО

1.
График работы педагога по ИЗО – грамотность составления, соответствие нагрузке




2.
Программное обеспечение




3.
Планирование занятий с детьми (календарное, календарно-перспективное, план-диагностика)




111.
Работа по осуществлению взаимодействия с другими педагогами

1.
Проведение консультаций




2.
Проведение семинаров




3.
Наличие материалов для тематических выставок




4.
Выступления с докладом




5.
Участие в изготовлении декораций к утренникам, спектаклям, развлечениям




6.
Участие в работе по созданию мини-музея в ДОУ




1У.
Участие педагога по ИЗО в создании профессиональной библиотеки

1.
Методическая литература, необходимая для реализации программы (картотека на литературу)




2.
Репродукции с картин известных художников




3.
Наличие фотоиллюстраций с изображением живой и неживой природы, рукотворного мира (архитектурные сооружения)




4.
Альбомы репродукций




У.
Наличие опыта работы: систематизация, эстетика оформления




У1.
Создание предметно-развивающей среды и изостудии

1.
Изготовление дидактических игр (подбор, содержание, грамотность и эстетика оформления)




2.
Эстетичность и педагогическая целесообразность оформления предметно-развивающей среды (освещенность рабочих мест детей, соблюдение санитарно-гигиенических требований по их устройству)




3.
Наличие материалов для занятий детей рисованием




4.
Наличие материалов для занятий детей лепкой




5.
Наличие материалов для занятий детей аппликацией




6.
Игрушки, муляжи, цветы для рисования с натуры




7.
Наличие изделий русского народного декоративно-прикладного искусства




8.
Наличие наглядного демонстрационного материала (репродукции с картин, фотоиллюстрации)




9.
Наличие малых форм (скульптуры)




У11
Работа по самообразованию: актуальность тем, применение изученного в своей работе, участие в работе проблемных семинаров, методических объединений руководителей изостудий (на уровне района, округа)





Выводы:




Вопросник для оценки и самооценки
профессионализма воспитателей

1. Перечислите основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. (Развивать художественное восприятии окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства, воспитывать умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Кроме того, важным является и формирование изобразительных навыков. При этом во главу угла ставится умение детей самостоятельно применять эти навыки. «При любом минимуме изобразительных знаний, навыков, в любом возрасте дети должны уметь их использовать самостоятельно» (Н.П. Самоукина).)
Какие основные изобразительные действия Вы формируете у детей дошкольного возраста в ДОУ? (Умения передавать форму, строение предмета, пропорциональные отношения в предмете, передавать цвет, а также умение располагать изображения предметов на плоскости листа. Также одним из важных изобразительных действий является развитие способности к осознанному выбору изобразительных действий, вариативному их применению и дополнению в соответствии с замыслом.)
Назовите основные методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности. (Наглядные методы и приемы: наблюдение, рассматривании (обследование) предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Словесные методы: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирование с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые методы и приемы.)
Какова роль изобразительной деятельности в художественно-эстетическом воспитании детей?
Почему важна взаимосвязь изобразительной деятельности с другими направлениями художественно-эстетического развития (музыкальным воспитанием, ознакомлением с художественной литературой, ритмикой)?
Существует ли взаимосвязь между развитием изобразительной деятельности и познавательным развитием детей дошкольного возраста? В чем, по Вашему мнению, она заключается?
Сформулируйте программные задачи по изобразительной деятельности в Вашей возрастной группе.
Какие условия для развития изобразительных способностей детей имеются в Вашей группе? Чем необходимо дополнить предметно-развивающую среду с точки зрения развития изобразительной деятельности детей?
Как часто в свободной деятельности дети Вашей группы занимаются изобразительной деятельностью? Как Вы думаете, почему?
10. Какова, по Вашему мнению, должна быть Ваша педагогическая позиция, чтобы изобразительные навыки и творчество детей развивались наиболее эффективно?



Карта анализа занятия
Воспитатель: ___________ Группа: ____________
Время начала: __________ Время окончания: ________


п/п
Критерии анализа
Уровень



В
Д
Н

I.
Программное содержание занятия:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________


II.
Анализ конспекта занятия:


Как раскрывается ход занятия





Предусмотрены ли вопросы к детям во время объяснения





Указаны ли методические приемы





Указаны ли материалы и оборудование, наглядный материал




III.
Создание условий для проведения занятий

1.
Наличие плана




2.
Наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО




3.
Качество наглядного материала, целесообразность его применения




4.
Расположение столов, мольбертов (освещение, удобство детей)




5.
Дежурство:
Четкость распределения обязанностей дежурных
Контроль и требования воспитателя к детям




6.
Внешний вид детей (одежда, обувь)




IV.
Деятельность воспитателя во время занятия

1.
Внешний вид воспитателя




2.
Знание им программного материала занятия, владение метод. приемами




3.
Методика проведения занятия:




3.1.
Умение организовать детей в начале занятия




3.2.
Использование познавательного материала для активизации внимания




3.3.
Соотношение нового и повторного материала




3.4.
Формы работы с детьми (индивидуальные, коллективные)




3.5.
Связь между различными видами искусства (изо, музо, поэзия)




3.6.
Методика объяснения нового материала (с опорой на уже имеющиеся у детей знания и умения)




3.7.
Создание для детей возможности проявить инициативу, самостоятельность, творческую активность




3.8.
Отношение к ошибкам и недочетам в работах детей. Как оказывается помощь детям?




3.9.
Учет возрастных особенностей детей данной группы




3.10.
Индивидуальная работа с детьми в процессе занятия




3.11.
Анализ работы детей на занятии, качество этого занятия




V.
Деятельность детей на занятии

1.
Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность




2.
Сохранение интереса на протяжении занятия




3.
Организация: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина




4.
Активность слухового внимания, сосредоточенность при выпол. заданий




5.
Творческие проявления в изобразительной деятельности




6.
Качество усвоения детьми материала занятия




7.
Самообслуживание: самостоятельность в подготовке и уборке рабочего места




VI.
Длительность занятия




Выводы




Оценочный лист
«Создание условий в разных возрастных группах»


п/п
Элементы предметно-развивающей среды
Возрастные группы











Наличие методической литературы по художественно-эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности у воспитателя группы








Наличие в группе наглядного материала (картин, фотоиллюстраций, диапозитивов, диафильмов и т.д.)








Материал для занятий


Занятия по рисованию







4.1.
Бумага для рисования







4.2.
Цветные карандаши (по коробке на каждого ребенка):
младшая группа – 6 цветов;
средняя группа – 12 цветов;
старший возраст – 12, 18 или 24 цвета







4.3.
Простые карандаши и ластики







4.4.
Гуашь







4.5.
Палитра для смешивания красок







4.6.
Акварельные краски (со старшей группы)







4.7.
Уголь, сангина, пастель, восковые мелки, известковые мелки (со старшей группы)







4.8.
Кисти беличьи (мягкие, круглые)
Младшая группа № 12, 10 Со средней группы добавляют № 8, 6
Старший возраст добавляются флейцы для тонирования бумаги, широкие кисти из щетины







4.9.
Банки для воды (пол-литровые). Подставки для кисточек. Матерчатые и бумажные салфетки








Занятия по лепке







5.1.
Пластилин







5.2.
Глина







5.3.
Доска или пластиковые салфетки для лепки







5.4.
Стеки (набор)







5.5.
Матерчатые и бумажные салфетки








Занятия по аппликации







6.1.
Цветная и белая бумага







6.2.
Цветной и белый картон







6.3.
Гофрированная бумага







6.4.
Бросовый материал: фольга, фантики,..







6.5.
Ножницы на каждого ребенка. (детские, небольшие с закругленными концами, См. САНиПИН)







6.6.
Клей и кисти для клея







6.7.
Тканевая салфетка на каждого ребенка









Анализ планирования воспитательно-образовательной работы


п/п
Направления воспитательно–образовательной работы
Возрастные группы








1.
Общие вопросы





1.1.
Эстетика оформления





1.2.
Общие вопросы (режим, сетка занятий, сведения об индивидуальных особенностях детей)





2.
Планирование занятий по ИЗО





2.1.
Программное содержание: обучающая, воспитательная, развивающая задачи





2.2.

Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и др.





2.3.
Материалы и оборудование





3.
Планирование работы по изодеятельности вне занятий





3.1.
Дидактические игры на освоение детьми цвета, формы, формирование чувства композиции





3.2.
Работа в ИЗОуголке (индивидуальная работа с детьми по программе)





3.3.
Планирование наблюдений за окружающим миром:





а)
наблюдения за неживой природой





б)
наблюдения за живой природой





в)
наблюдения за трудом взрослых





3.4.
Планирование досугов с использованием изодеятельности





4.
Взаимосвязь с другими направлениями образовательной работы: развитием речи, чтением худ. литературы, музыкальным воспитанием, музейной работой и т.д.





5.
Сотрудничество с родителями:





а)
индивидуальные беседы





б)
консультации





в)
наглядная информация





г)
совместные мероприятия





Выводы, замечания и предложения:


















Анкета для родителей «Что рисует Ваш ребенок?»

1. Как Вы оцениваете интерьер и оформление группы с художественно-эстетической точки зрения? Ваши пожелания по оформлению группы________________________________________________
__________________________________________________________________
Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка художественно-эстетических способностей, навыков изобразительной деятельности?______________________________________
__________________________________________________________________
Вы знаете, какие занятия по изобразительной деятельности есть в детском саду? _______________________________________________________
____________________________________________________________________
Какую оценку Вы даете уровню изобразительной деятельности своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? Что Вам нравится или не нравится в его работах? ______________________________________________
___________________________________________________________________
Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей? ___________________________________________________
Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание? ________________
__________________________________________________________________
Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребенка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью?_____________________
Вы храните рисунки своего ребенка?____________________________
Вы посещаете с Вашим ребенком музеи изобразительного искусства, выставки? Какие? ______________________________________________________
10. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей навыков изодеятельности? Насколько она полезна для Вас:
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
в) информация есть, но крайне скудная;
г) я не обращаю на нее внимания;
д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.
11. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития Вашего ребенка? ________
___________________________________________________________________







Выводы по результатам анкетирования родителей


Вопросы анкеты
Возрастные группы



Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная

Всего приняли участие в опросе
количество
количество
количество
количество

1 вопрос.
Пожелания по оформлению группы





2 вопрос.
Да
%
%
%
%


Нет





3 вопрос.
Да
%
%
%
%


Нет





4 вопрос.
Достижения ребенка в изодеятельности





5 вопрос.
Да






Нет





6 вопрос.
Действия родителей по поддержанию интереса ребенка к изодеятельности ребенка





7 вопрос.
Да






Нет





8 вопрос.
Да






Нет





9 вопрос.
Да






Нет





Наиболее часто посещаемые музеи





10 вопрос.
а)






б)






в)






г)






д)






е)





11 вопрос.
Наиболее распространенные просьбы родителей













Методика проверки занятия
по изобразительной деятельности

Знакомство с планом, конспектом занятия и его анализ (соответствие плана занятия содержанию перспективного плана, требованиям программы на данный период)
Наблюдение за подготовкой к занятию воспитателя, детей.
Просмотр занятия.
Беседа с детьми о том, что им больше всего понравилось на занятии, чему они научились.
Наблюдение за поведением детей в повседневной жизни: анализ самостоятельной художественной деятельности детей, применение ими знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, в самостоятельной деятельности.












 "у