Тексты контрольных диктантов по русскому языку для 5-6 классов


5 класс
Контрольная работа
Стартовый срез

Тема: Повторение изученного в начальных классах..
Цели: Проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года,
проконтролировать орфографические и пунктуационные умения и
навыки.

Должны знать: деление слов на слоги, перенос слова, ударение,
род имён существительных.
Должны уметь: делить слова на слоги и ставить ударение, находить
имена существительные, подбирать к существительным
прилагательные, определять род.


Летом

Лето мы провели с братом на реке. Каждый день ходили купаться и ловить рыбу. Как бодро мы чувствовали себя!
Хорошо летом на берегу реки! Качается над травой колокольчик. Краснеет земляника. Воздух наполнен ароматом цветов. Впереди чернеет лес. Щебечут птицы. Греет жаркое солнце. Плывут облака. Время летит быстро. Пора уходить, но не хочется.
( 52 слова)


Грамматические задания

Разделить слова 1,2-го предложений на слоги, расставить ударения.
Выписать существительные
Подобрать к существительным прилагательные, определить род:
лето –
солнце –
облака –
лес –
земляника –
4. Впиши существительные, где букв больше, чем звуков.








5 класс
Контрольная работа
1-я четверть

Тема: Фонетика. Звуки и буквы. Лексика. Синонимы. Антонимы.
Цели: Проверить знания и умения учащихся по теме «Лексика».
проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Должны знать: лексику русского языка, лексическое значение слова,
синонимы и антонимы, звуки и буквы.
Должны уметь: подбирать синонимы и антонимы к словам,
производить фонетический разбор слова.


В осеннем парке

Стоят осенние дни. Высокие кедры не сменили своей зелёной окраски.
Не сменила её и колючая ёлка. Сквозь тонкие прутья кустов виднеется озеро.
Дикие утки готовятся к отлету. Осторожная кошка выходит на скользкие
ступени, ведущие к воде. Она макает лапку и пьёт воду.
По широким дорожкам парка прогуливаются люди. Каждый хочет погулять
в последнюю тёплую неделю года.
(52 слова)

Грамматические задания

Подобрать антонимы:
высокие –
тонкие –
тёплую –
Подобрать синонимы:
не сменили –
окраска –
погулять –
произвести фонетический разбор слова :
- осень










5 класс
Контрольная работа
1-ое полугодие
Тема: Состав слова.
Морфология. Имя существительное.
Цели: Проверить знания, умения и навыки по теме «Состав слова»,
«Имя существительное как часть речи».

Должны знать: состав слова, основу и окончание, приставку и суффикс,
однокоренные слова и формы слова,
собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлён-
ные имена существительные
Должны уметь: производить морфемный разбор, различать однокоренные
слова и формы одного и того же слова, отличать одушевлён-
ные и неодушевлённые, собственные и нарицательные
существительные, определять число и род.

Из детства Суворова

В детстве Саша был очень слабым мальчиком. Но у него было сильное
желание стать хорошим солдатом. Саша стал закалять себя.
Ранним утром он обливался холодной водой. Часто под дождём он скакал
на лошади. Зимой любил лыжи и коньки. Домой он возвращался уставший,
но счастливый.
Он считал, что солдат должен привыкать ко всему.

( 52 слова )
Грамматические задания

Разобрать по составу слова: домой, холодный, сильное.
Подобрать однокоренные слова : - вода, лыжи
Выписать из текста 2 одушевлённых, 2 неодушевлённых существительных
Выписать 1 собственное, 1 нарицательное существительное
Определить число существительных:
лыжи –
коньки –
солдат –
Определить род существительных:
мальчик –
вода –
детство-





5 класс
Контрольная работа
3-я четверть

Тема: Имя прилагательное. Глагол.
Цели: Проверить знания и умения учащихся по теме «Имя прилагательное»
«Глагол»
Должны знать: имя прилагательное, множественное число прилагательных,
неопределённую форму глагола, время глагола.
Должны уметь: различать прилагательные мужского, женского и среднего
рода, различать время глагола,


Степь

Степь – это огромная равнина, покрытая густыми травами. Весной степь
зелёная. В это время здесь цветёт много красных тюльпанов и других цветов.
Летом степь выгорает, трава становится жёлтой. Ветер гонит по степи сухие листья и растения. В степи много разных животных. Здесь живут суслики, лисицы, волки. Над степью летают хищные птицы.
Хороша природа родной степи. Я люблю казахскую степь.
(58 слов)


Грамматические задания

Выписать прилагательные во множественном числе.
Определить род прилагательных:
огромная равнина, зелёная степь, красный тюльпан, сухое растение
Данные глаголы поставить в неопределённой форме:
выгорает –
гонит –
летают –
Привести примеры глаголов настоящего, прошедшего и будущего
времени.









5 класс
Годовая контрольная работа
4-ая четверть

Тема: Повторение изученного за курс 5-го класса.
Главные и второстепенные члены предложения.
Цели: Проверить соответствие знаний , умений и навыков требованиям
государственного стандарта.
Должны знать: главные и второстепенные члены предложения
Должны уметь: находить главные и второстепенные члены предложения

Дождь

Поднялась за рекой большая тёмная туча, накрыла полнеба. Загромыхал гром.
Пронёсся по лесным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались деревья, закружились над поляной листья.
Упали первые тяжёлые капли. Сверкнула молния, ударил гром. Капля за каплей хлынул тёплый дождь.
Приятно прятаться под густой елью в лесу. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и сухо. Спокойно бегают по усыпанной сухой хвоей земле проворные муравьи.

( 63 слова)

Грамматические задания

1. Просклонять существительное: - туча

Синтаксический разбор предложений:
1-ый вариант – Упали первые тяжёлые капли.
2-ой вариант – Поднялась за рекой большая тёмная туча.
















6 класс
Контрольный диктант (стартовый срез)

Тема: Повторение изученного в 5-ом классе.
Цель: Выявить степень соответствия знаний, умений, навыков по материалам пройденного в 5 классе требованиям госстандарта.
Должны знать: имя существительное, глаголы, члены предложения
Должны уметь: находить имена существительные, делить на слоги,
употреблять глаголы неопределенной формы,

· находить главные и второстепенные члены предложения.


Летом

Хороши летние деньки. Дует свежий ветерок. Плещут голубые волны в реке. На берегу шумят густые камыши. Над нашей рекой в синем небе летают чайки. А в воде блестят чешуей щуки и ерши.
Хороша летом березовая роща! В ней весело поют чижи и разные птицы,
прыгают веселые кузнечики, летают бабочки. Кругом красиво!
Смотришь на эту красоту и не можешь налюбоваться.
(59 слов)



Грамматические задания

Выписать из первого абзаца имена существительные и разделить на слоги.
Образовать неопределённую форму: дует, шумят, летают, блестят
3. Произвести синтаксический разбор

1 вариант – 3-е предложение
2 вариант – 4-е предложение













6 класс
Контрольная работа
1-ая четверть

Тема: Лексика. Словообразование.
Синонимы. Антонимы.
Цели: Проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям
госстандарта.
Должны знать: лексическое значение слова, синонимы, антонимы,
состав слова.
Должны уметь: подбирать синонимы, антонимы, находить и выделять
корень, приставку, суффикс и окончание.

О погоде

Многие явления в природе помогают предсказать погоду. Вот дым от костра поднимается к небу, стелется туманом по траве. Ты смотришь на дым и уже знаешь, какая будет погода завтра.
В ясные дни горизонт кажется близким. После заката долго держится у горизонта серебряная полоса. Звезды слабо мерцают после восхода солнца. В сумерках рыба играет, плещется на поверхности воды. Перед ненастьем ветер усиливается, направление его меняется.
(60 слов)

Грамматические задания

1.Разобрать по составу слова: серебряная, восхода, помогают
2. Подобрать антонимы к словам: поднимается –
завтра –
близким –
слабо –
3. Подобрать синонимы к словам: смотришь –
мерцают –
ненастье –
4. Синтаксический разбор предложения: Звёзды слабо мерцают после
восхода солнца.










6 класс
Контрольная работа
1-е полугодие (2-я четверть)

Тема: Словообразование. Сложные слова.
Главные члены предложения.
Цель: Выявить степень соответствия знаний, умений и навыков по теме «Состав слова. Словообразование», «Главные члены предложения» требованиям Госстандарта.
Должны знать: состав слова, сложные слова, главные члены предложения.
Должны уметь: производить морфемный анализ, находить сложные слова,
главные члены предложения.

Зима в горах

Хороши снежные зимы в горах. Глубокие сугробы сверкают на солнце. По крутому сверкающему склону несутся горнолыжники в разноцветных спортивных костюмах. Кругом пестреют флажки, слышна веселая музыка. Лыжники собрались у невысокой деревянной трибуны и ждут начала соревнований.
Но вот звук колокольчика возвестил о начале гонок. Фотограф разместился возле ёлки. Журналисты с микрофоном в руке начали радиопередачу. Любители спортивных зрелищ приветствуют участников. Интересная будет радиопередача.
(60 слов)

Грамматические задания

Выписать сложные слова.
Произвести морфемный разбор: снежные, лыжники, колокольчика.
Подчеркнуть главные члены 2-го,3-го,5-го предложений.














6 класс
Контрольная работа
3-я четверть

Тема: Глагол-сказуемое .Виды глагола. Время глагола.
Второстепенные члены предложения.
Цели: Проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол» требованиям
госстандарта.
Должны знать: вид глаголы, время глагола, второстепенные член предложения
Должны уметь: образовывать видовые пары, находить глаголы настоящего,
прошедшего, будущего времени, производить синтаксический
разбор простого предложения.



Степь

Снег в степи начинает таять в первой половине апреля. Талые воды задерживаются в небольших впадинах и образуют круглые озера. В солнечные дни эти озера блестят в степи, как блюдца на большой зеленой скатерти. В жаркие летние дни горячий воздух над степью как будто трепещет.
В дождливые годы травы в степи растут высокие и густые. Пробежит в них резвый жеребенок – и не увидишь его. Овраги зарастают ковылем. В густых зарослях ковыля гнездятся жаворонки. С восходом солнца поднимаются они высоко в небо.
(65 слов)

Грамматические задания

1. Определить вид и время данных глаголов:
задерживаются –
образуют –
блестят –
трепещет –
пробежит –
не увидишь –
Синтаксический разбор предложения: В густых зарослях ковыля гнездятся
жаворонки.








6 класс
Годовая контрольная работа
4-ая четверть

Тема: Повторение изученного за курс 6-го класса.
Определение. Однородные члены предложения.
Цели: Проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям
госстандарта, степень усвоения изученных тем.
Должны знать: способ выражения определения, однородные члены
предложения.
Должны уметь: производить синтаксический разбор предложения,
выделять однородные члены предложения.




Гроза в горах

Мы сидели в юрте пастуха. Вдруг грянул гром. Крупные капли дождя застучали по юрте. Разразилась сильная гроза. Дождь всё усиливался, и через пять минут перешёл в ливень. Подул холодный ветер. На полу юрты появилась вода. Мы вышли из юрты и увидели красивое зрелище.
Поток с шумом падал с горы. Берега подмывались, и куски земли падали в воду. Мы долго смотрели на бурный горный поток.

(65 слов)

Грамматические задания

В 5-ом и 8-ом предложениях подчеркнуть однородные члены .
Найти и подчеркнуть определения в 3-м, 4-ом, 6-ом, 8-ом предложениях
Произвести синтаксический разбор:
1 вариант – 3-е предложение
2 вариант – последнее предложение









15