Диалог культур как методический принцип построения процесса литературного образования учащихся полиэтнических классов: определение и механизмы реализации


Диалог культур как методический принцип построения процесса литературного образования учащихся полиэтнических классов: определение и механизмы реализацииЕлена Николаевна КаменеваучительАНО СОШ БОЦ «Месивта Любавич»г.МоскваElena Nikolaevna Kameneva обучение школьников грамотной свободной речиобучение чтению и письму формирование коммуникативной компетенции формирование культуроведческой компетенцийПриоритетные цели РКН:Elena Nikolaevna Kameneva принцип обязательной коммуникативной направленности обучения; принцип единства приобретения знаний и умений и формирования их практического использования (взаимосвязь языковой и речевой компетенции при их формировании); принцип соотнесенности с родным языком учащихся (учет типичных ошибок и трудностей, соотносимых с родным языком и выявленных учителем в процессе диагностики и наблюдения за речью учащихся); принцип культурологической направленности обучения (воспитание межкультурной компетенции); наконец, заключительный и ключевой – принцип диалога культур.Основные принципы методики РКН:Elena Nikolaevna Kameneva Примеры использования методики РКН:В полиэтнических классах эффективна словарная работа – расширение лексического запаса, упражнения с лексическими единицами и грамматическими формами:1) словообразовательные упражнения «Найдите корень и подберите однокоренные слова» «Образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов существительные по образцу» «Продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом» и т.п.; 2) упражнения на составление тематических групп «Выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета»«Выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды» и т.п.; Elena Nikolaevna Kameneva





Примеры использования методики РКН:3) упражнения на включение данного слова в словосочетание«Подберите к данному существительному прилагательные, к данному прилагательному существительное»«Подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать – что? – …. , встретиться – с кем? – …, рисовать – чем? – …» и т.п.; 4) упражнения на введение данных слов в контекст «Опишите картинку, используя данные слова» «Расскажите о своей семье, используя данные слова» «Составьте предложения с данными словами» и т.п.Elena Nikolaevna Kameneva




Дифференцированный подходпомогает учителю контролировать уровень достижений каждого ученика,осуществлять популярное и актуальное сегодня личностно ориентированное обучение, в котором особенно нуждаются учащиеся полиэтнических классов. Elena Nikolaevna Kameneva
Приёмы, используемые в методике РКН:Функциональное объяснение многих языковых явлений: объяснение значений падежей (в доступной учащимся форме); объяснение значений названий частей речи Местоимение– вместо имени, указывает на предмет; предлог – перед словом (греч. «logos» – слово) 2) Беседа с учащимися по теме культурно значимых текстов,встречающихся на уроках русского языка, концептов (хлеб, душа, свобода, тоска и т.п.), исторических реалий, упоминающихся в текстах упражнений или в предложениях (военная тема, упоминание знаменитых государственных деятелей, национальных праздников и т.п.) 3) Пояснение лексического значения слова. 4) Актуализация пройденного материала 5) Актуализация проблем, возникающих при межкультурной коммуникации в процессе познания инофнами русского языкаElena Nikolaevna Kameneva







Постановка проблемных вопросов, касающихся грамматического или лексического строя русского языка, русской ментальности, поведения в определенных ситуациях и мн. др.:«Зачем русским людям суффиксы -ик, -ек, -ок? Чем отличаются слова ключ и ключик?»«Почему в русском языке неодушевленные предметы могут быть мужского и женского рода?»«Почему в русском языке так много глаголов движения (ходить, идти, пойти, ехать, поехать, ездить и др.)?»«Что такое авось? И почему русские так часто на него полагаются?»и т.п.Актуализация проблем, возникающих при межкультурной коммуникацииElena Nikolaevna Kameneva Для интеграции полиэтнического контингента учащихся используются:Групповые формы деятельностиДиалог культурElena Nikolaevna Kameneva

Термин «диалог культур» имеет два значения : 1) реальный процесс встречи двух культур, национальных картин мира, который протекает в сознании общающихся между собой носителей этих культур; 2) дидактический термин, обозначающий направленно моделируемый в учебных целях процесс встречи двух культур и на ее основе процесс осознания их общности и своеобразия, глубокого познания своей культуры и проникновения в инонациональную. Elena Nikolaevna Kameneva



Диалог культур – Наиболее распространенными способами реализации диалога культур принято считать: концептный метод;метод историко-культурологического комментария;сравнительно-сопоставительный метод.»принцип обучения русскому языку как неродномуElena Nikolaevna Kameneva
Концептный методОсновывается на работе с концептами: комментариях к ним, объяснении их значений, а также значимости для носителей культуры, которой они принадлежат.К методамElena Nikolaevna Kameneva


Концепты воля, свобода, тоска, душа, любовь и многие другие могут быть органично включены в упражнения по русскому языку на любые темы. Возможные виды работы с концептами: сопоставление значений концептов путем анализа их употребления (сопоставление пословиц и поговорок разных народов, отрывков литературных произведений )2) мини-сообщение учителя или ученика (с использованием наглядных материалов) о значении универсального или специфического концепта в русской культуре и беседа с учащимися;3) иллюстрирование концепта, создание развернутого сообщения с презентациейК методамДальшеElena Nikolaevna Kameneva


Сравните русские и иностранные пословицы и объясните значение каждой:К методамElena Nikolaevna Kameneva Искать днём с огнём. מְחַפֵּשׂ אותו בְּנֵרוֹתСравните русские и иностранные пословицы и объясните значение каждой:К методамElena Nikolaevna Kameneva

Злой человек и в Пурим злойНе на каждый Пурим – чудо.Elena Nikolaevna Kameneva Историко-культурологический комментарийОсновывается на освещении исторической или культурологической информации, связанной с определенными языковыми единицами: словами, словосочетаниями, фразеологизмами, пословицами и поговорками, предложениями и даже текстами.К методамДальшеElena Nikolaevna Kameneva БИТЬ БАКЛУ́ШИбездельничать, ничего не делатьБаклуши – это деревянные заготовки для последующего вырезания из них ложек, мисок и другой кухонной утвари.Бить баклу́ши считалось в Древней Руси самой легкой работой!К методамElena Nikolaevna Kameneva ??Кто бьет баклуши?К методамElena Nikolaevna Kameneva
ppt_yppt_yppt_y

ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y

Сравнительно-сопоставительный методОсновывается на сравнении как познавательном принципе. Цели: выявить специфику изображения чего-нибудь в изучаемой культуре; установить диалоговые отношения.К методамElena Nikolaevna Kameneva


Задание: найдите слова, указывающие на принадлежность пословицы чужой культуре. Объясните смысл иностранной пословицы. Подберите схожую по смыслу русскую пословицу. Знай, что если ты заглядишься на чужую белую халу, ты можешь потерять свой собственный кусок черного хлеба.Каждый старается подвинуть к огню свою лепешку На чужой каравай рот не разевайЛучше дома постный кулич, чем в гостях жареный гусь.К методамElena Nikolaevna Kameneva В течение выполнения этого задания предполагается также беседа о значении слов, указывающих на принадлежность пословиц к иной культуре (с иллюстрациями), а также поиск аналогичных явлений в русской культуре, например: КУЛИЧ= МАЦА– что также осуществляет сравнительно-сопоставительный метод.К методамElena Nikolaevna Kameneva Цели диалога культур:овладение культурой национального общения; формирование культуроведческой компетенции;воспитание толерантности;формирование представления о языке как о национальной картине мира. Elena Nikolaevna Kameneva Спасибо за внимание!Литература:Ашурова С.Д. Трудности усвоения фразеологии русского языка учащимися полиэтнических школ // Русский язык и литература в полиэтнических классах: Сборник материалов круглого стола. – М.: 2010. С 24-37.Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – СПб: Просвещение, 2002. – 144 с.Колышева Е.Ю. Диалог культур как методический принцип организации процесса литературного образования в полиэтнических класса // Русский язык и литература в полиэтнических классах: учебно-методическое пособие / Под редакцией В.А. Кохановой. – М.: МГПУ, - Ярославль: Ремдер. 2012. С. 60-70.Михеева Т.Б. Некоторые формы и приемы работы на уроке русского языка в классе с многонациональным контингентом учащихся // Русский язык и литература в полиэтнических классах: Сборник материалов круглого стола. – М.: 2010. С 11-23.Михеева Т.Б.Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008, 2,5 п.л. – 52 с.Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Сага» - «Наука», 2004. – 256 с.Elena Nikolaevna Kameneva Литература: Каленкова О. Н., Шатилова И. Е. Уроки русской речи: учебно-методический комплект для детей дошкольного и младшего школьного возраста (в 2 ч.). Части 1, 2. Каленкова О.Н., Шатилова И.Е. – М.: Этносфера, 2007. – 265 с. Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л. Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку. – М.: Этносфера, 2009. – 78 с. Михеева Т.Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя: учебно-методическое пособие /Т.Б. Михеева – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008. 10 п.л. –176 с. Мулллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: Методическое руководство для учителя/ Элективный курс для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. М.:Ладомир, 2006. – 198 с.Русский язык и литература в полиэтнических классах: учебно-методическое пособие / под редакцией В.А. Кохановой. – М.: МГПУ, - Ярославль: Ремдер. 2012. – 140 с.Русский язык и литература в полиэтнических классах: Сборник материалов круглого стола. – М.: 2010. – 120 с. Р.Б. Сабаткоев. Обучение русскому языку в полиэтнических классах. 5-9 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 157 с.Elena Nikolaevna Kameneva