МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока «Маркшейдерские работы на морских месторождениях» по МДК 05.01. Маркшейдерское дело


Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока «Маркшейдерские работы на морских месторождениях»
по МДК 05.01. Маркшейдерское дело
в рамках ПМ 05 «Выполнение работ по рабочей профессии
12192 Замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах»
специальности 21.02.04 Землеустройство
Автор: Дмитриева Ю.Н.
2016
Рецензия
На методическую разработку урока по теме: «Маркшейдерские работы на морских месторождениях», выполненную преподавателем специальных землеустроительных дисциплин Дмитриевой Ю.Н.
Открытый урок «Маркшейдерские работы на морских месторождениях», проводился с целью показать методику проведения урока изучения нового материала с использованием ИКТ и активных методов и приемов обучения. Урок нацелен на  формирование у студентов представления об особенностях проведения маркшейдерских работ на морских месторождениях, ознакомление с классификацией и методами съемки при работе на акватории, закрепление знаний об осуществлении каждого из методов, формирование ПКд 4.1: проводить промеры для съемок шельфа, внутренних водоемов и морей.
В методической разработке прослеживается единство образовательной, воспитательной и развивающей целей обучения, которые направлены на выявление особенностей проведения маркшейдерских работ на морских месторождениях, ознакомление с классификацией и методами съемки при работе на акватории, закрепление знаний об осуществлении каждого из методов; на формирование стремления к высокому качеству результатов труда, воспитание интереса к выбранной специальности, на формирование общей компетенции: ОК 7. Перенесение на себя ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий, ОК 6. работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами. Развитие умения анализировать информацию, логическое и наглядно-образное мышление, умение пользоваться профессиональной терминологией; способствовать повышению познавательной активности; развивать монологическую речь, внимательность, способствовать формированию общих компетенций: ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; ОК 2. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества; ОК 3. Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности.
Преподаватель использует активные методы и формы: индивидуальная работа, включающая опережающее задание, работа в группах, работа с интернет-ресурсами, самостоятельная работа, беседа с демонстрацией слайдов, постановка перспективы профессиональной деятельности, работа с таблицей. Группам малого состава предлагаются индивидуальные задания по самостоятельной работе с интернет-ресурсами, заполнение классификационной таблицы. Проводится рефлексия.
Разработка оформлена в соответствии с требованиями, может быть рекомендована преподавателям специальных землеустроительных дисциплин.
Преподаватель специальных
землеустроительных дисциплин ___________ О.В.БасенкоАннотация
Методической разработки урока по теме: «Маркшейдерские работы на морских месторождениях».
Объем 25 стр.
Методическая разработка содержит указания по организации и проведению урока изучения нового материала с использованием ИКТ, активных методов и приемов обучения.
Имеется приложение, в которое вошли дидактические материалы к уроку, классификационная таблица «Методы съемки при работе на акватории», ситуационные задачи, перечень интернет-ресурсов, используемых на уроке.
Методическая разработка может быть полезна преподавателям специальных землеустроительных дисциплин.
Содержание
Введение7
План открытого урока9
Методика проведения урока по теме: «Маркшейдерские работы на морских месторождениях»12
Заключение 20
Приложение19
Введение
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ и активных методов и приемов обучения состоит из нескольких этапов. На каждом из них для активизации работы студентов можно использовать разнообразные приемы и методы с учётом индивидуальных особенностей студентов. Это помогает поддерживать внимание, сохранять интерес к изучаемому материалу.
Данный урок позволяет показать, что активные приемы и методы обучения будут способствовать наилучшему и скорейшему усвоению нового материала. На уроке также используется ИКТ, способствующие развитию умения анализировать информацию, логическое и наглядно - образное мышление, внимательность, формированию общих компетенций: ОК 2. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества; ОК 3. Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности; ОК 6. Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами.
На этапе актуализации знаний использована демонстрация презентации, доклад студента (опережающее задание), активное слушание и обсуждение. С ее помощью можно достаточно быстро выявить пробелы в знаниях студентов по данной теме. Этот этап является приемом активизации работы студентов на уроке. Конкретизируются виды полезных ископаемых, их роль, значение и перспективы в современном мире.
На этапе начальной мотивации учебной деятельности использовано сообщение преподавателя, беседа; визуализация – распространение месторождений полезных ископаемых на земном шаре, их виды; постановка перспективы профессиональной деятельности - роль маркшейдера при освоении акваторий; подводящий к теме диалог.
При сообщении темы урока был использован прием совместной формулировки темы урока, а прием «Знаю; Хочу знать; Узнал», с сопутствующим заполнением таблицы - при совместной формулировке цели.
Этап изучения нового материала связан с просмотром видеофильма, ответами на поставленные вопросы, беседой с использованием демонстрации презентации, заполнением опорных конспектов.
Важен не только объем работ, но и его разнообразие. Для этого студенты изначально разбиваются на малые группы, каждая из которых работает с интернет – ресурсами, характеризуя методы съемки при работе на акватории. Такие задания дают возможность увязать содержание урока со спецификой профессиональной деятельности.
Этап изучения нового материала включает в себя этап закрепления материала с целью последовательной проработки методов работы на акватории, включающий работу с таблицей, громкое обсуждение ответов студентов, проверку.
На заключительном этапе урока студенты решают ситуационные задачи, дифференцированно, самостоятельно работая в малых группах, громкое обсуждение, сравнение полученных результатов по каждому из методов с эталонными.
Проводится рефлексия, выявляющая, насколько полезен был урок, что узнали нового, чему научились.
Заключительная часть занятия предусматривает рефлексию по таблице «Знаю; Хочу знать; Узнал», анализ работы студентов преподавателем, выставление оценок.
План открытого урока
Дата проведения: 25.03.16г.
Место проведения: ауд. 3305
Время проведения: 955-1130
Преподаватель: Дмитриева Ю.Н.
Группа: З-21
МДК 05.01. Маркшейдерское дело (в рамках ПМ 05 «Выполнение работ по рабочей профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах»)
Тема занятия: Маркшейдерские работы на морских месторождениях
Тип урока: урок – изучения нового материала
Вид: урок
Методическая: показать методику проведения урока изучения нового материала с использованием ИКТ, активных методов и приемов обучения.
Учебная: сформировать у студентов представление об особенностях проведения маркшейдерских работ на морских месторождениях, ознакомить с классификацией и методами съемки при работе на акватории, закрепить знания об осуществлении каждого из методов, способствовать формированию ПКд 4.1: проводить промеры для съемок шельфа, внутренних водоемов и морей.
Воспитательная: воспитывать толерантность, умение слушать товарища, способствовать формированию общей компетенции: ОК 7. Перенесение на себя ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий, ОК 6. работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами.
Развивающая: развивать умение анализировать информацию, логическое и наглядно-образное мышление, умение пользоваться профессиональной терминологией; способствовать повышению познавательной активности; развивать монологическую речь, внимательность, способствовать формированию общих компетенций: ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; ОК 2. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества; ОК 3. Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности.
Обеспечение занятия
Наглядные пособия: глобус, слайдовая презентация «Маркшейдерские работы на морских месторождениях», видеофильм «Киринское месторождение».
Раздаточный материал: форма классификационной таблицы «Методы съемки при работе на акватории», перечень вопросов к видеофильму, ситуационные задачи
Технические средства: мультимедиапроектор, ноутбуки, Wi-fi
Межпредметные связи: МДК 05.02. Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты, МДК 01.03. Фотограмметрические работы, МДК 01.01. Технология производства полевых геодезических работ, УД: основы геодезии и картографии, основы геологии и геоморфологии, математика, геометрия, химия, география, физика.
Литература: Чекалин С. И. Геодезия в маркшейдерском деле: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2012. – 543 с.
Интернет-ресурсы: http://nplit.ru - покорение морских глубин;
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидроакустика - гидроакустика;
http://files.school-collection.edu.ru - магниторазведка, электрическая или электромагнитная разведка.
Этапы занятия Основное содержание, необходимые методические пояснения и рекомендации t’ Формы, методы, приемы обучения
Организационный момент Приветствие, перекличка, осмотр готовности кабинета, посадочных мест 2 Актуализация опорных знаний Виды полезных ископаемых. Нефть, газ – их роль, значение и перспективы в современном мире.
5 Демонстрация презентации, доклад студента (опережающее задание).
Активное слушание.
Обсуждение.
Начальная мотивация учебной деятельности Месторождения полезных ископаемых на земном шаре, виды, ареал распространения. Роль маркшейдера при освоении акваторий.
5 Сообщение преподавателя,
беседа, визуализация, постановка перспективы профессиональной деятельности, подводящий к теме диалог.
Сообщение темы урока, постановка цели, задачи Тема: Маркшейдерские работы на морских месторождениях
Цель: выявить особенности проведения маркшейдерских работ на морских месторождениях, ознакомиться с классификацией и методами съемки при работе на акватории, закрепить знания об осуществлении каждого из методов.
Задачи: просмотрев видеоролик, ответить на вопросы; просмотрев презентацию, заполнить опорные конспекты; осуществив поиск информации в интернете, заполнить классификационную таблицу; решить ситуационные задачи. 6 Совместная формулировка темы.
Прием «Знаю; Хочу знать; Узнал», заполнение таблицы, Совместная формулировка цели.
Сообщение преподавателя.
Изучение нового материала
Морские месторождения – специфика работы (поиск, обследование, добыча).
Маркшейдерские работы на морских месторождениях – виды, сущность.
Съемочные работы на морских месторождениях
4. Методы съемки акватории 18
8
20
10 Просмотр видеофильма.
Вопрос-ответ.
Беседа с использованием демонстрации презентации, заполнение ОК.
Самостоятельная работа в малых группах с интернет-ресурсами, заполнение классификационной таблицы.
Работа с таблицей. Громкое обсуждение ответов студентов. Проверка.
Закрепление нового материала Решение ситуационных задач 10 Дифференцированная самостоятельная работа в малых группах по решению задач. Громкое обсуждение.
Домашнее задание Подготовка сообщения: «Перспективы работы маркшейдера на морских месторождениях», пользуясь интернет-ресурсами 2 Инструктаж.
Заключите-
льная часть занятия (подведение итогов) Обобщение работы студентов, оглашение оценок, сообщение о выполнении задач, достижении поставленной цели, вывод. 3 Рефлексия по таблице «Знаю; Хочу знать; Узнал».
Анализ работы студентов преподавателем.
Преподаватель: Дмитриева Ю.Н.
Методика проведения урока
по теме: «Маркшейдерские работы на морских месторождениях»
1. Организационный момент. Приветствие, перекличка, проверка готовности студентов к уроку, оснащенности рабочих мест, запись даты.
2. Актуализация опорных знаний
Добрый день ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вам прослушать сообщение Рязанова А., обратите внимание - на доске указаны ключевые слова, по которым запланировано обсуждение (Полезные ископаемые, роль, значение, перспективы)
Сообщение Рязанова А., о полезных ископаемых, роль, значение, перспективы развития слайд 1-4:
Слайд 1. Полезные ископаемые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
По ценности и значимости для удовлетворения нужд человека их можно распределить на ценные и менее ценные.
Несомненно, огромную роль в жизнедеятельности человека, играют в основном два вида полезных ископаемых – это нефть и газ.
Слайд 2. Природный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ.
Природный газ очень хорошее топливо. В связи с этим возрастает роль природного газа в мировой энергетике, потребление которого уже превысило потребление каменного угля.
Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из него производят пластмассы, волокна и другие ценные материалы.
Слайд 3. Нефть – горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов. На сегодняшний день нефть – одно из важнейших полезных ископаемых.
Оказывается, что чуть ли не все товары, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, имеют в своем составе продукты переработки нефти. Таких продуктов насчитывается порядка 6000. Используется для получения топлива для наших средств передвижения (бензина и дизельного топлива для автомобилей, авиационного керосина для реактивных двигателей самолетов), медикаментов (аспирина), пластика и пластмасс, косметики, одежды.
Но самое интересное, нефть может спасти человечество не только от болезней, но и от голода. Переработка всего 2% от объема ежегодно добываемой нефти позволяет произвести до 25 миллионов тонн белка. Этого достаточно для питания 2 миллиардов человек в течение года.
Вы прослушали сообщение, давайте выясним, почему именно полезные ископаемые, их виды, роль, значение и перспективы являются ключевыми словами на уроке? (студенты формулируют ответ)
Работа маркшейдера, в отличии от работы геодезиста, неразрывно связана с учетом, подсчетом объемов добычи полезного ископаемого, ареал распространения которого разнообразен, и для того чтобы выяснить особенности распространения полезных ископаемых, давайте обратимся к глобусу.
3. Начальная мотивация учебной деятельности.
(Работа с глобусом. Месторождения нефти и газа на земном шаре, виды, ареал распространения)
Большой лев, г. Кимберли - ЮАР; Мир, Удачный - Якутия; Мурманская область; Дьявик, Экати - Канада; Эскандида, Чукикамота - Чили; Супер-пит -Австралия; Бингем-Кэньон – США – это лишь небольшой перечень самых крупных карьеров и рудников во всем мире. Добыча полезных ископаемых в которых ведется уже не одно столетие и запасы в которых уже иссякают.
По прогнозу Минприроды разведанных запасов нефти в России хватит лишь на 28 лет, куда же обратит человечество свой взор? Правильно! На бескрайние просторы океанических и морских акваторий!!!
Около 70 % всех запасов нефти и газа сосредоточено в морских и океанических недрах. Это весомая причина выполнять поиск, разведку и добычу полезных ископаемых.
А если речь идет о продовольственной безопасности в мире, это открывает безграничные перспективы для появления рабочих мест, и трудоустройства на морских месторождениях для таких специалистов как геологи, ну и конечно же маркшейдеры!
4. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
Следовательно, тема урока: «Маркшейдерские работы на морских месторождениях» (Совместная формулировка цели). слайд 5
Что же известно вам об этой теме? Давайте составим таблицу, слайд 6 состоящую из 3 колонок: в 1 ую колонку занесите все что знаете, во 2ую колонку, все что хотите узнать, в 3 будете фиксировать, то, что узнаете в процессе.
Что же вам известно по данной теме урока? Что хотите узнать? (студенты заполняют таблицу по форме, представленной на доске).
слайд 7
Следовательно, целью урока является:
Выявление особенностей проведения маркшейдерских работ на морских месторождениях.
Ознакомление с классификацией и методами съемки при работе на акватории.
Закрепление знаний об осуществлении каждого из методов.
слайд 8
Задачи урока:
1. Просмотрев видеоролик, ответить на вопросы;
2. Просмотрев презентацию, заполнить опорные конспекты;
3. Осуществив поиск информации в интернете, заполнить классификационную таблицу;
4. Решить ситуационные задачи.
План урока:
1. Морские месторождения – специфика работы (поиск, обследование, добыча).
2. Маркшейдерские работы на морских месторождениях – виды, сущность.
3. Съемочные работы на морских месторождениях.
4. Методы съемки акватории
5. Изучение нового материала
слайд 9
1).Морские месторождения – специфика работы (поиск, обследование, добыча)Работы по поиску разведке и добыче полезных ископаемых специфичны, и имеют свои особенности. Чтобы их выявить, предлагаю вам просмотреть видеофильм «Киринское месторождение».
слайд 10
В процессе просмотра видеофильма, предлагаю вам перечень вопросов, на которые необходимо найти ответ:
Комплексы, оборудуемые для добычи полезного ископаемого (ответы: платформы Северное сияние, Полярная звезда, добычной комплекс, манифольд)
Трудности, возникающие на пути добычи полезного ископаемого. (ответы: нестабильное дно, землетрясения, киты, низкие температуры, разлив нефти)
Различия в бурении на суше и на акваториях. (ответы: огромная толща воды, непрозрачный слой воды, отделяет от наблюдателя донный рельеф)
Виды работ предшествующие добыче нефти, газа. (ответы: грунтовая съемка, обследования дна, подготовка места установки платформы, сейсморазведка)
слайд 11
Шельф - подводная окраина материка с таким же геологическим строением, как у суши, и границей его является бровка — резкий перепад глубины.
Манифольд – это элемент нефтегазовой арматуры, который представляет собой несколько трубопроводов, закрепленных на одном основании, рассчитанных на высокое давление и соединенных по определенной схеме.
слайд 12-13
На слайде представлен шельф, бровка, самоподъемные платформы, полупогружные платформы, буровые платформы гравитационного типа, манифольды, эстакады,
Что нового узнали? Зафиксируйте в таблицу, в колонку «Узнал».
слайд 14
2). Маркшейдерские работы на морских месторождениях – виды, сущность.
Какова же специфика маркшейдерских работ на морских месторождениях? Специфика работ определяется наличием водной среды особенностями обустройства и разработки морских месторождений. (ответ: функции маркшейдера: промер глубин, привязка к пунктам ГГС, радионавигация) Это лишь небольшой перечень работ, выполняемый маркшейдером на морских месторождениях и относятся к нему работы представленные на слайде: слайд 15
Определение абсолютных высот морских сооружений производится непосредственным измерением от уровня моря;
Подробный промер дна в районе установки сооружений;
Исследование характеристики донного грунта;
Согласование местоположения объекта;
Использование радионавигационных систем при перенесении в натуру сооружений вне видимости берегов.
Опорная сеть: пункты ГГС расположенные на побережье, островах и крупных гидротехнических сооружениях в море. На месторождениях удаленных от побережья, где ГГС отсутствует, допускается построение самостоятельных сплошных съемочных сетей со сторонами 2—5 км.
Абсолютные отметки пунктов съемочных сетей определяют от реперов и марок высотной основы методами геометрического или тригонометрического нивелирования, а также из непосредственных измерений от уровня моря, приведенного к нулю глубин.
Нуль глубин – это постоянная уровенная поверхность, средний многолетний уровень колебания приливов.
3). Съемочные работы на морских месторождениях. слайд 16
Задание: используя ноутбуки и выход в интернет, заполните таблицу, классифицирующую съемочные работы:
а) гидроакустическим методом;
б)магнитным и электрическим методом;
в)оптическим методом;
г)методом водолазного поиска. слайд 17
Метод Сущность метода Достоинства/Недостатки Применяемое оборудование
4).Методы съемки акватории
Ребята, время вышло, давайте посмотрим, что же у вас получилось!
Работа с таблицей.
Гидроакустический метод. Сущность, достоинства, недостатки. слайд 18-19
Магнитный метод. Сущность, достоинства, недостатки. слайд 20-21
Водолазный поиск. Сущность, достоинства, недостатки. слайд 22-23
Оптические средства. Сущность, достоинства, недостатки. слайд 24-25
Аэрофотосъемка . Сущность, достоинства, недостатки. слайд 26-27
Закрепление нового материала
С целью закрепления знаний, предлагаю вам решить ситуационные задачи.
При глубоководной съемке, заданием предусмотрено определить расстояние и пеленг (угол) до мелких (15 см) подводных объектов, обоснуйте выбор наиболее эффективного способа по осуществлению съемки.
Каковы ваши первоначальные действия при получении задания на обустройство акватории и прокладки подводных коммуникаций.
При глубоком исследовании характера и структуры осадочных пород вы остановили свой выбор на акустическом методе. Обоснуйте свой выбор.
При выполнении съемочных работ на нефтяном месторождении, было выдано задание определить местоположение стальных нефтепроводов. Обоснуйте выбор метода и применяемого оборудования по определению местоположения данных объектов.
При глубоководной съемке необходимо определиться, какой из методов вы будете применять, если необходимо выяснить наличие и состояние подводных сооружений и коммуникаций, и передать данные на поверхность об их состоянии.
При осуществлении глубоководной съемки ваша задача заключалась в фиксации обнаруженных объектов буйками, обоснуйте выбранный метод.
Вами получено задание: составить план обустроенного нефтепромысла эстакадной площадки, обоснуйте выбор метода.
Домашнее задание.
Подготовка сообщения: «Перспективы работы маркшейдера на морских месторождениях».
Заключительная часть занятия (подведение итогов)
Что же вы узнали сегодня на уроке (обращение к таблице). Вывод по работе студентов. Оглашение оценок. Рефлексия по таблице «Знаю; Хочу знать; Узнал».
Анализ работы студентов преподавателем.
Заключение
Урок предназначен для студентов 2 курса специальности 21.02.04 Землеустройство.
На каждом этапе урока, для активизации работы студентов, были использованы разнообразные приемы и методы, с учётом индивидуальных особенностей студентов, что помогало поддерживать внимание на протяжении всего урока, сохранять интерес к изучаемому материалу.
Для работы использовались технические средства: ноутбуки, сеть интернет, что позволяло с наибольшей точностью, быстротой и оперативностью выполнять необходимый поиск информации, характеризуя методы съемки при работе на акватории, сделать вывод о наиболее применимом методе.
Активные методы и приемы позволили сделать урок более продуктивным, поддерживать интерес к изучаемой теме, развивать умение анализировать, аргументировать ответ при решении ситуационных задач.
Приложение 1
Методы съемки при работе на акватории
Метод Сущность метода Достоинства/Недостатки Применяемое оборудование
Приложение 2
Ситуационные задачи
При глубоководной съемке, заданием предусмотрено определить расстояние и пеленг (угол) до мелких (15 см) подводных объектов, обоснуйте выбор наиболее эффективного способа по осуществлению съемки.
Метод Обоснование:
1.
2.
3.
Каковы ваши первоначальные действия при получении задания на обустройство акватории и прокладки подводных коммуникаций.
Метод Обоснование
1.
2.
3.
При глубоком исследовании характера и структуры осадочных пород, вы остановили свой выбор на акустическом методе. Обоснуйте свой выбор.
Метод Обоснование:
1.
2.
3.
При выполнении съемочных работ на нефтяном месторождении, было выдано задание: определить местоположение стальных нефтепроводов. Обоснуйте выбор метода и применяемого оборудования по определению местоположения данных объектов.
Метод Обоснование:
1.
2.
3.
При глубоководной съемке необходимо определиться, какой из методов вы будете применять, если необходимо выяснить наличие и состояние подводных сооружений и коммуникаций, и передать данные на поверхность об их состоянии.
Метод Обоснование:
1.
2.
3.
При осуществлении глубоководной съемки ваша задача заключалась в фиксации обнаруженных объектов буйками, обоснуйте выбранный метод.
Метод Обоснование:
1.
2.
3.
Вами получено задание: составить план обустроенного нефтепромысла эстакадной площадки, обоснуйте выбор метода
Метод Обоснование:
1.
2.
3.
Приложение 3
Перечень интернет-ресурсов, используемых на уроке
1.http://nplit.ru - покорение морских глубин;
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидроакустика - гидроакустика;
3.http://files.school-collection.edu.ru - магниторазведка, электрическая или электромагнитная разведка.
4. http://bse.sci-lib.com/article090262.html - подводное фотографирование и телевидение