Конспект урока обществознания на тему Семейное право (9 класс)

Тема: «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» Тип урока: изучение нового материала Цели: - обучающая: познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов; - развивающая: умение работать с документами, анализировать, выражать свою позицию, делать выводы; - воспитывающая: способствовать нравственному воспитанию, уважительному отношению к нормам семейного права.
Оборудование: компьютер и проектор; учебник «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс РФ, раздаточный материал (карточки).
Формы работы: работа в группах, с документами, с учебником, применение ИКТ, творческое задание.
Класс предварительно разделен на 2 группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика.
Ход урока: I. Организационный момент: - Здравствуйте ребята! Чтение стихотворения о любви.

II. Изучение новой темы План: 1. Потребность человека в семье. 2. Что такое брак? З. Порядок и условия заключения брака. 4. Права и обязанности супругов.
Вступительное слово учителя .
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (слайд №1) Сегодня мы поговорим с вами на тему «Семейное право». Слайд 1
Я надеюсь, что она вас заинтересует, так как в недалеком будущем многие из вас будут создавать свои семьи, и знания, полученные сегодня помогут вам в выборе своей второй половинки. А что же мы узнаем? (ответы детей) В ходе урока мы познакомимся с Семейным кодексом, который регулирует вопросы семьи и брака; вы получите представление о порядке и условиях вступления в брак; узнаете о личных и имущественных правах и обязанностях супругов.
Слайд 2
А сейчас, внимание, проблемный вопрос: им послужат слова немецкого философа Б. Зигеля (зачитываю): «Жить в семье значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить друг друга». Обратите на них внимание, т.к. в конце урока мы вернемся к ним, и вы должны будете ответить, согласны ли вы с этим философом.
Работать мы будем в группах, и какие вопросы мы рассмотрим на уроке:
Слайд 3
2. Что такое брак.
Слайд 4
- А что такое брак? Слово брак произошло от древнерусского слова «братичи», что в переводе означает отбирать, выбирать лучшее. (ответы детей)
Слайд 5-6:
Брак это... (запись в тетрадь)
Слайд 7-8
- Каков возраст вступления в брак?
3. Семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ, действующим с 1996 года. Сейчас мы поработаем с некоторыми его статьями и выясним, каковы порядок и условия заключения брака.
Слайд 8. Работа в группах: 1 группа работает со статьями 10 и 11 и выясняет, каков порядок заключения брака? 2 группа работает со статьями 12 и 13 и выясняет, каковы условия заключения брака? 3 группа работает со статьями 14 и 15 и выясняет, какие обстоятельства препятствуют заключению брака?
ФИЗМИНУТКА
Выступление групп с результатами работы. Слайд 9 (запись в тетрадь)
- Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас, давайте рассмотрим несколько ситуаций и попробуем их разрешить. (ситуации)
4. После заключения брака у супругов возникают определенные права и обязанности, которые делятся на личные и имущественные.
- А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Мое и наше». Группам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества (6 одинаковых карточек для всех групп). Необходимо разложить их в две стопки. 1. Имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно «наше»). 2. Имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно «моё»). Карточки с заданиями: 1. Счет в банке, открытый одним из супругов в барке. 2. Квартира, купленная после заключения брака. 3. Дача, полученная супругой по наследству. 4. Мебель, купленная в квартиру во время брака. 5. Автомобиль, принадлежавший супругу до вступления в брак. 6. Одежда, обувь супругов.
(итоги комментируются и обобщаются)
III. Проверка домашнего задания.
- Какой текст вам был представлен в ГИА?
-Проверим как вы выполнили задания части С.
IV. Решение проблемного вопроса.
Слайд 11.
Ребята, мы вновь возвращаемся к высказыванию Б. Зигеля. Согласны ли вы с ним? Почему?
V. Закрепление:
Сегодня на уроке я хотела бы отметить работу следующих ребят. . .(выставление оценок) VI. Подведение итогов урока.
Ребята, перед вами дерево. Вы видите, что оно сухое, безжизненное. На ваших столах вы видите по 2 листочка разного цвета. Коричневый выберут те, кто считает, что семья человеку не нужна, а зеленый, те, кто считает, что семья необходима. Давайте попробуем оживить наше дерево, т.е. подарить ему листву, ну а цвет, каждый выберет по своему усмотрению. (прохожу по рядам, дети вешают листья) Я очень рада, что на нашем дереве нет ни одного коричневого увядшего листка. Оно зазеленело, ожило, и это вселяет в меня уверенность, что вы создадите здоровые, полноценные семьи на благо нашего государства. VI. Домашнее задание.
- Спасибо за работу! До свидания!







15