Рабочая программа курса по выбору Практическое обществознание для 9 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
г. Камень-на-Оби Алтайского края
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________/З.П. Орехова/
Протокол № ________
от ___.___. 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей № 4»
________/Т.А. Верещагина/
«__»____________2015 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «Лицей № 4»
_________________/А.А.Реттих/
Приказ №______________
от «_____»____________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору «Практическое обществознание»
Верещагиной Татьяны Александровны
для учащихся 9В класса
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к прохождению государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ. Теоретические и практические занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ОГЭ.
Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.  Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
  Задачи курса:
 - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена;
 - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – экономического профиля для дальнейшего обучения;
 - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
 - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
  Курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 6 тем, охватывающих общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые проверяются в ходе итоговой аттестации, но недостаточно полно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6 – 9 классы». При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия.
  Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов типовых тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации. По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Программа занятий состоит  из трёх разделов:
Повторение, систематизация и углублённое изучение курса обществознания основной школы.
Особенности ОГЭ по обществознанию. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса обучающиеся должны:
Знать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
характерные черты социального объекта, элементы его описания.
Уметь:
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  
осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
овладение навыками компьютерных технологий;
решать тестовые задания.
Использовать приобретённые знания и умения для:
Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
Предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
В результате изучения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
определять основания и способы своих и чужих действий;
определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
оперировать с абстракциями различной степени сложности;
выдвигать гипотезы;
Текстовые:
уметь освещать материал логически, последовательно;
при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
определять основания чужой точки зрения;
вести дискуссию;
проявлять толерантность.
Тематическое планирование
№ Тема Количество часов
теория практика всего
1 Введение 1 1 2
2 Общество и человек 6 4 10
3 Культура 3 1 4
4 Экономика 2 2 4
5 Социальная сфера 2 2 4
6 Политика 2 2 4
7 Право 3 2 5
8 Итоговая проверка знаний - 1 1
ИТОГО 19 15 34

Содержание программы курса «Практическое обществознание»
№ Раздел, тема Теория Практика Всего часов
1 Введение Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Входной контроль: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу. Практикум: выполнение заданий разной сложности, проведение самооценки знаний и умений. Приемы работы с различными документами.
Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ 2
2 Общество и человек Понятие «общество», взаимосвязь общества и
природы, сферы жизни общества и их взаимосвязь, типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное), глобальные проблемы человечества, биологическое и социальное в человеке, личность, деятельность человека, ее основные виды, познание человеком мира и самого себя, потребности и способности человека, межличностные отношения, общение и межличностные конфликты, их разрешение.Практикум: выполнение заданий разной сложности по данной теме, проведение самооценки знаний и умений. Общество и человек (задания на обращение к социальным реалиям). Общество и человек (задание на анализ двух суждений).
10
3 Культура
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; образование; наука в современном обществе; религия, ее роль в обществе; мораль, основные ценности и нормы; гуманизм; патриотизм, гражданственность.Практикум: выполнение заданий разной сложности по данной теме, проведение самооценки знаний и умений. Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям). Духовная культура (задание на анализ двух суждений). 4
4 Экономическая сфера общества Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Рынок, рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги. Экономика семьи. Практикум: выполнение заданий разной сложности по данной теме, проведение самооценки знаний и умений. Экономика
(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений). 4
5 Социальная сфера общества Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт, пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Практикум: выполнение заданий разной сложности по данной теме, проведение самооценки знаний и умений. Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям). Социальные отношения (задание на анализ двух суждений).
4
6 Политика
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; гражданское общество и правовое государство; форма государства (форма правления, политический режим, административно-государственное устройство); формы участия граждан в политической жизни (выборы, референдумы, партии и общественные движения). Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное устройство РФ; органы государственной власти РФ; местное самоуправление Практикум: выполнение заданий разной сложности по данной теме, проведение самооценки знаний и умений. Политика (задание на обращение к социальным реалиям). Политика (задание на анализ двух суждений).
4
7 Право Понятие «право»; нормы права; отрасли права; правоотношения; права человека; права ребенка; права и свободы человека и гражданина в РФ; международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов; административные правоотношения, правонарушения и наказания; основные понятия и институты уголовного права; правоохранительные органы и судебная система. Практикум: выполнение заданий разной сложности по данной теме, проведение самооценки знаний и умений. Работа с нормативными документами. Право (задание на обращение к социальным реалиям). Право (задание на анализ двух суждений). 5
8 Итоговое занятие Итоговый контроль Выполнение заданий разной сложности, тестовый контроль и решение ситуативных задач 1
Учебно-тематический поурочный план курса «Практическое обществознание»
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата Ресурсное обеспечение
план факт 1. Введение. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ 2 03.09
10.09 Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию 2016 г.
2. Общество и человек 10 2.1 Понятие «общество». Взаимодействие общества и природы 1 17.09 Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Москва, 2016.
Презентации по содержательной линии «Общество и человек»
2.2 Сферы жизни общества и их взаимосвязь. Типы обществ (традиционное, индустриальное, информационное) 1 24.09 2.3 Глобальные проблемы человечества 1 01.10 2.4 Биологическое и социальное в человеке. Личность 1 08.10 2.5 Деятельность человека, ее основные виды. Познание человеком мира и самого себя. Потребности и способности человека 1 15.10 2.6 Межличностные отношения. Общение и межличностные конфликты, их разрешение 1 22.10 2.7 Практический тренинг по содержательной линии «Общество и человек» 2 29.10
12.11 Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию
2.8 Решение заданий на анализ двух суждений и ситуативных задач по теме «Общество и человек» 2 19.11
26.11 3. Культура 4 3.1 Понятие «культура». Духовная жизнь общества 1 03.12 Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Москва, 2016.
Презентации по содержательной линии «Культура»
3.2 Образование. Наука в современном обществе 1 10.12 3.3 Религия, ее роль в обществе. Мораль, основные ценности и нормы. Гуманизм, патриотизм, гражданственность 1 17.12 3.4 Практический тренинг по содержательной линии «Культура» 1 24.12 Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию
4. Экономическая сфера общества 4 4.1 Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Главные вопросы экономики 1 14.01 Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Москва, 2016. Презентации по содержательной линии «Экономическая сфера общества»
4.2 Экономические системы. Собственность. Рынок. Экономические цели и функции государства 1 21.01 4.3 Практический тренинг по содержательной линии «Экономическая сфера общества» 2 28.01
04.02 Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию
5. Социальная сфера общества 4 5.1 Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение 1 11.02 Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Москва, 2016.
Презентации по содержательной линии «Социальная сфера общества»
5.2 Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Межнациональные отношения в РФ 1 18.02 5.3 Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера общества» 2 25.02
03.03 Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию
6. Политика 4 6.1 Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Форма государства. Формы участия граждан в политической жизни 1 10.03 Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Москва, 2016. Презентации по содержательной линии «Политика»
6.2 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти РФ; местное самоуправление 1 17.03 6.3 Практический тренинг по содержательной линии «Политика» 2 24.03
07.04 Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию
7. Право 5 7.1 Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Правоотношения. Правонарушения и наказания 1 14.04 Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Москва, 2016. Презентации по содержательной линии «Право»
7.2 Права человека. Права ребенка. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов 1 21.04 7.3 Правоохранительные органы и судебная система РФ 1 7.4 Практический тренинг по содержательной линии «Право» 2 28.04
05.05 Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию
8. Итоговый контроль 1 12.05
19.05 Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию
Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы курса
При изучении курса «Практическое обществознание» используются различные электронные образовательные ресурсы и мультимедийные презентации. Поэтому на занятиях необходимы компьютер, проектор, экран, акустическая система.
Литература
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение.
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е.И. Жильцов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение.
Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ. – Москва: АСТ: Астрель, 2016.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – Москва: АСТ: Астрель, 2010.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс. 60 диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2012.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
Кишенкова О.В. ОГЭ 2016. Обществознание. Тематические тренировочные задания: 9 класс. – Москва: Эксмо, 2015.
Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://ihtik.lib.ru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.
http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9 - Федеральный институт педагогических измерений (нормативно-правовые документы, демонстрационные варианты, спецификации и кодификаторы, открытый банк заданий ОГЭ).
http://soc.sdamgia.ru – Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Обществознание