Мустьерский период каменного века


Класс: 6
Урок № 5-6
Тема урока: Мустьерский период раннего палеолита
Цели урока: Познакомить учащихся с эволюцией орудий труда. Показать значение огня в жизни древнего человека. Рассказать о ледниковом периоде. Развивать мышление учащихся. Воспитывать взаимопонимание, взаимоуважение.
Методы: объяснительно – иллюстративный
Приемы: рассказ, беседа.
Наглядности: иллюстрации, дополнительная литература.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Орг. момент (тема, цели урока)
II. Опрос домашнего задания
1. Древний мир это …
2. Расскажите о происхождении человека
Австралопитек – древнейший человек (2,6 млн. лет назад), нашли в Южной и Восточной Африке, Австралии.
Питекантроп – древнейший человек (1 млн. лет назад), найден на острове Ява.
Синантроп – китайский человек (200-500 тыс. лет назад), найден в Китае.
Неандерталец (100-40 тыс. лет назад), найден в Германии.
3. Какими орудиями труда пользовались древнейшие люди? Как их использовали.
4. На какие периоды делится каменный век?
5. Объясните их название.
III. Объяснение нового материала.
План.
1. Орудия труда.
2. Использование огня.
3. Похолодание на земле.
Первые орудия труда, созданные человеком, получили название – каменные рубила.
В мезолите появились лук и стрелы, топоры, бумеранги.
Наиболее высокого уровня обработка камня достигла в эпоху неолита.



«Путешествие в древний мир»
Смерть огня
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости;
все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!
Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и
два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли
его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота;
синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с
ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого
медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от
обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал
из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться
камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в
глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из
клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем
мамонты.
И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же,
уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно
уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он
дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое
красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить... потом
он вовсе исчез... Уламры бежали, осиротевшие, в осеннюю ночь. Звезд не
было. Тяжелое небо опускалось над тяжелыми водами; растения протягивали
над беглецами свои похолодевшие стебли, слышно было только, как шуршат
пресмыкающиеся. Мужчины, женщины, дети поглощались тьмою. Прислушиваясь к
голосам своих вожаков, они старались двигаться по сухой и твердой земле,
переходя вброд встречавшиеся ручьи и болота.
Около 100 тыс. лет назад на Земле наступило резкое похолодание.
13 тыс. лет назад началось таяние ледников.
IV. Закрепление.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI. Домашнее задание §2, вопросы в конце параграфа.