Интегрированный урок Весна в произведениях художников и поэтов литературное чтение и изобразительное искусство

Интегрированный урок
изобразительное искусство и литературное чтение.
Учитель: Чесалина Светлана Александровна.
Тема урока: «Весна в произведениях художников и поэтов».

Цель урока: Создание образного представления о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства.

Задачи: Формировать образное представление о весне.
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Создать условия для развития наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.
Способствовать формированию умения работать в группах.
Оборудование: Репродукции картин и портреты художников и поэтов.
Ход урока.
Ребята, прослушайте внимательно запись, а потом я попрошу вас ответить на несколько вопросов.
Что вы услышали?
(Журчание ручейков, пение птиц, крики грачей и т.д.)
Какую картину вы себе представили?
Как ее можно назвать? (Звуки весны).
Бегут ручьи, кричат грачи.
День прибывает, когда это бывает? (Весной)
Сегодня мы будем говорить о весне – прекрасном времени года, о том как художники и поэты изображают весну в своих произведения. Попробуем создать образное представление о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства.
У каждого человека есть свое любимое время года .Есть свое любимое время года и у поэтов, композиторов, художников – пейзажистов. В своих произведениях они могут передать состояние природы с наибольшей полнотой передать волнующие их чувства, определенное настроение.
Как художники, композиторы, поэты воспевают красоту природы?
Художники ( пишут картины, красками, в цвете)
Композиторы (пишут музыку, звуками)
Поэты (пишут стихи, красивыми словами)
Класс разделился на три группы. Каждая группа получила задание выбрать понравившуюся картину художников о весне .Рассказать об этой картине и кратко о художнике, создавшем ее. Подобрать подходящие стихи к картине, выучить их наизусть и выразительно их рассказать.
Выступление первой группы.
Удивительный мир окружает нас – это мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художники – пейзажисты. Одним из первых художников, который посвятил свое искусство родной природе, был Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897).Родился он в Москве. Жили Саврасовы бедно. Одна радость была у мальчика –он любил рисовать. Очень хотелось ему стать настоящим художником. Саврасов поступил в московское училище живописи и ваяния. Успешно окончил его, а потом всю жизнь рисовал и учил этому других. Ученики очень его любили, так как это был очень добрый и скромный человек. Один из учеников Саврасова вспоминал, что, бывало, как только сойдет снег, Алексей Кондратьевич приходил к ним в мастерскую и сообщал словно про какое – то чудо: «Ступайте в Сокольники, фиалки уже распустились. Там красота неизъяснимая!..- ведь весна – уже лужи, воробьи чирикают, хорошо!» И, примостившись где – нибудь на опушке леса или на берегу реки, будущие художники старались перенести в свои альбомы красоту весенней природы.
Оттаяло все, на березах капели.
Ребята, смотрите, грачи прилетели.
И с первого взгляда понятно всем сразу –
Весенний пейзаж, а художник? (Саврасов)

Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою удивительную картину «Грачи прилетели» в 1871 г. Какое хорошее и меткое название! Как будто кто – то, пробегая мимо , сообщил нам радостную весть. Но и теперь , как и прежде, в Третьяковской галерее, у небольшого полотна собираются люди и подолгу ее рассматривают. Саврасов так построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно – каждый предмет, каждую деталь. Наступила весна. Снег еще не везде сошел, но в воздухе носится предчувствие тепла. Картина Саврасова с поразительной точностью передает атмосферу весны .Создается ощущение, что ты не в классе, а сидишь в деревенском домике и смотришь в окно. Воздух чист и прозрачен, как хрусталь. По серовато – голубому небу плывут легкие белые облака. От земли идет легкий пар, хотя снег еще не совсем сошел. Он почернел, покрылся легкой корочкой, во многих местах растаял. В низинах много талой воды. На первом плане – грачи – первые вестники весны в наших краях. Они заняты важным делом: кричат, суетятся, перекликаются, спешат соорудить гнезда на ветках берез. У березок на снегу много птичьих следов. В стороне бежит грач, держа в клюве веточку. Березы не похожи друг на друга: одна из них искривилась, изогнулась в разные стороны; видно, что не пожалели их зимние ветры и метели. Людей на картине нет. И в то же время все говорит о том, что они где – то рядом. Мы почти ощущаем их, так как это они построили изгородь, дома, сараи, церковь. Люди скоро вспашут землю, засеют ее зерном. Посмотрите, какие нежные цвета в картине: бледно – голубые, беловато – серые, светло – коричневые. Бывают ранней весной дни, когда все кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел показать, что сон этот не глубокий – природа постепенно начинает оживать : трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и тянутся к свету молодые березки. И слышно как в проталинах булькает вода. В тихом уголке русского селения художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал ее людям. Сам Саврасов говорил, что без воздуха пейзаж – не пейзаж. Все на картине радостное и прозрачное.
К картине Алексея Кондратьевича Саврасова мы подобрали стихи Ивана Алексеевича Бунина и Николая Ивановича Рыленкова.

Иван Алексеевич Бунин
Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно
Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Николай Иванович Рыленков
Кричат грачи, журчат ручьи
На все лады.
В снегу следы, не знаю чьи,
Полны воды.
Как будто кто – то шел без вех,
Без торных троп.
Ступая на этот гиблый снег.
И не утоп.
А грач, бросая тень крыла
В проем окна,
Твердит, что так пройти могла
Одна весна.
И, видя темный след в снегу,
Я сам не свой.
С крыльца высокого бегу
Вслед за весной.

Выступление второй группы.
Выдающийся мастер пейзажного жанра Исаак Ильич Левитан (1860-1900) все свое творчество посвятил изображению русской природы. Его произведения глубоки по содержанию и необычайно «прозрачны», ясны по форме. Картины Левитана обычно называют «пейзажами настроения». «Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала его чуткую душу»- писал о художнике его близкий друг, живописец Константин Коровин. Ученик знаменитых пейзажистов Алексея Саврасова и Василия Поленова Левитан превзошел популярностью и своих учителей и многих других пейзажистов.
Возле леса дом с крыльцом стоит.
Снег везде еще лежит.
Но солнце припекает
И снег быстрее тает.
Небо голубое, яркое такое.
Март все-таки пришел,
К крылечку он тропиночку нашел.
Неподалеку лошадь, сани,
Что за картина? Догадайтесь сами!
Кто картину написал?
Ну, конечно(Левитан).


Картина «Март» написана Исааком Ильичем Левитаном в 1895 году, в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Глядя на эту картину, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалеку дома, которая ждет своего хозяина. Озаренная солнцем, она, очевидно, задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей. На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Желтый цвет придает картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создается такое впечатление, что снег-теплый, ведь он озарен яркими солнечными лучами! Скоро по стоку зазвенит капель. Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь. Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа. Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится . Неужели пришла весна ? Подтаявшая дорога и не сброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Все ожидает прихода нового теплого сезона! Природа нежится в теплых солнечных лучах. Слева перед нами предстает лес, ожидающий весну. Хвойная зелень отбрасывает темные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и темные. Солнечные мартовские лучи еще не успели обогреть хмурые сине – зеленые ели, а так хочется, чтобы солнце ярко – золотым светом озарило их насупившиеся кроны! Скоро это произойдет, ведь на дворе – март! Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца – ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный – его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков – снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах. Художник бесконечно влюбленный в тихую прелесть русской природы позволяет и нам прикоснуться к чарующему ее обаянию, услышать песню ее весеннего пробуждения.
Картину Исаака Ильича Левитана «Март», полную радостного возбуждения, поможет лучше воспринять стихотворение И.Калашникова.
Веселый март крича грачами
В бездоньи синьковых небес,
Звуча горячими лучами,
Ворвался в спящий зимний лес.
И снег обмяк и заслезился.
И не по – зимнему он бел,
Капелью звонкой с крыш полился,
Задумчиво поголубел

Живописная тема пейзажа великолепно выражена в строчках Федора Ивановича Тютчева:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась.

Выступление третьей группы.

Замечательный мастер лирического пейзажа Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958) прожил, по сравнению со всеми другими русскими художниками, самую долгую жизнь – 96 лет. Возможно помогло ему в этом стремление постоянно бывать на природе, которую он тонко чувствовал и бесконечно любил. Его учителями в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были А.К. Саарасов и В.Д,Поленов, его соучениками и ровесниками – А.Е.Архипов, И.И.Левитан, К.А.Коровин. Так что у него была прекрасная живописная школа, предопределившая умение мастерской передачи световоздушной среды и душевный, лирический настрой его живописи.

На картине Бакшеева в ряд.
Белоствольные березки стоят.
Яркое солнышко их озаряет,
Природа вокруг оживает.
Наконец, то пришла (Голубая весна).



Голубая весна – чудная картина пробуждающейся природы. Написал эту картину Василий Николаевич Бакшеев в 1930 году. На фоне весеннего лазоревого неба, стоят белоствольные березы – поэтический символ России. Лучи уже по – весеннему яркого солнца греют землю, только что сбросившую снежный покров. В радостном устремлении в бездонную лазурь неба тонких, еще безлистых березок чувствуется особая ликующая мелодия. Стволы деревьев словно купаются в чистом прозрачном воздухе, все живое тянется к теплу и свету. Художник подмечает разные детали, характеризующие приход весны: мягкость земли, голубые тени, гармонию форм, линий, тонких цветовых соотношений. С удивительным мастерством создал Бакшеев из стволов деревьев причудливое кружево, придающее композиции картины своеобразное ритмическое движение. Прозрачные тени, солнечные блики дополняют это движение, как бы вовлекая зрителя в радостный весенний хоровод. «Природа так многогранна, что всегда найдется, что о ней сказать, еще никем не сказанное. Вся история русского пейзажа – наилучшее этому свидетельство»,- писал В.Н.Бакшеев. Пейзаж « Голубая весна» - это слово о природе. Мотив картины предельно ясен и прост – деревья, окутанные голубой дымкой и согретые дыханием наступившей весны. Живописец сумел передать в нем свой душевный восторг перед великим обновлением природы, пробуждением новой жизни.
К картине Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна» подходят замечательные строчки из стихотворения Сергея Александровича Есенина:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Вопросы:
1.Картины каких художников мы рассматривали на уроке?
2.Что нового вы узнали о творчестве художников - пейзажистов?
3. Назовите поэтов, написавших стихи о весне.
4. Какие средства художественной выразительности использовали художники, создавая картины?
5.Какие средства художественной выразительности использовали поэты, создавая стихотворения?
Домашнее задание:
Выполнить эскиз рисунка на тему: «Пришла весна и все ей рады».
Попробовать сочинить четверостишие о весне.

Рисунок 115