Анализ работы с молодыми специалистами за 2014/2015 учебный год


Итоги работы с молодыми специалистами

Во исполнение приказа «О назначении наставников молодым специалистам МБОУ СОШ», в целях быстрейшего овладения профессиональными педагогическими навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, формирования позитивного отношения к труду, адаптации молодых специалистов в работе на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышения квалификации молодых специалистов в течение учебного года проводилась работа с молодыми педагогами в соответствии планом работы на 2014/2015 учебный год.
В школе созданы необходимые условия для становления профессионального мастерства молодых специалистов. Для успешной адаптации молодых специалистов была разработана система внутришкольного повышения квалификации начинающих педагогов, включающая следующие структурные подразделения: педагогический совет, научно-методический совет, школьные методические объединения, временные творческие группы.
Руководителем научно-методического совета методистом была организована работа по направлениям: дидактическая подготовка (изучение работ Занкова Л.В., Гальперина П.Я., Лернера И.А., Бабанского Ю.К. и др.); психологическая подготовка (изучение работ И.С. Кона, Л.С. Выготского, Л.Т. Беленькой, В.В. Давыдова); изучение частных методик, методических журналов; техническая подготовка (изучение возможностей использования компьютера в учебном процессе). Проведенная диагностика педагогической деятельности позволила перевести работу с кадрами в режим активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя, выявить доминирующие затруднения: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемому предмету; отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к учащимся; воспитательная работа.
Заместители директора по УВР посетили уроки и воспитательные мероприятия, проводимые молодыми специалистами, провели диагностику результатов обучения и воспитания учащихся с целью анализа деятельности учителя, оценки уровня профессионализма, оказания своевременной помощи, оптимизации процесса обучения.
Руководители методических объединений учителей английского языка, математики, учителей физической культуры, начальных классов, педагогов дополнительного образования провели индивидуальное собеседование с молодыми специалистами по определению темы самообразования и формы отчета, тематики открытых уроков, привлечения к школьным и общегородским мероприятиям.
Организация индивидуальной методической помощи начинающим педагогам осуществлялась педагогами-наставниками. Данный вид работы способствовал повышению профессионализма учителя, овладению методами развивающего обучения и различными приемами работы по формированию учебных умений и навыков, самооценки и взаимооценки учащихся. В ходе контроля в процессе анализа ведения документации (классный журнал, рабочие программы, календарно-тематические планы учителей), содержания плана работы, посещения уроков, а также собеседование с молодыми специалистами, руководителем МО и учителями-наставниками изучались следующие вопросы: ознакомление с современными методами и приемами обучения, с методиками и образовательными программами; затруднения молодых специалистов в планировании и реализации учебного процесса; соблюдение требований нормативных документов, в том числе по охране труда и технике безопасности; уровень владения фактическим материалом по предмету; участие молодых специалистов в методической работе школы, методического объединения; оказание помощи в профессиональном росте молодым специалистам учителями-наставниками. Встречи за «круглым столом» по вопросам проблемы поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов расширили профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. 
Для адаптации молодого учителя в коллективе, выработки своей системы преподавания, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности педагогами-наставниками организуются консультации по оформлению классных журналов, составлению тематического и поурочного планирования, написанию рабочих программ. Проводятся практикумы по проектированию методической структуры и содержания урока в зависимости от его типа, цели и задач, оптимальному отбору методов, приемов и средств обучения при организации познавательной деятельности учащихся, языкового материала, материала для контроля знаний. Педагоги-наставники снабжают молодых коллег методической литературой, дидактическим материалом, оказывают помощь в составлении тестов, внеклассных мероприятий по предмету. Молодые специалисты охотно работают в тесном контакте с учителями-наставниками, посещают уроки, внеклассные мероприятия с целью изучения, освоения и внедрения педагогического опыта.
Психологами школы проводилась индивидуальная работа с молодыми педагогами по вопросам форм и приёмов обеспечения надлежащего поведения в классе. Для максимального приближения молодых педагогов к реальной обстановке, формирования навыков быстрого принятия педагогически верных решений, умения вовремя увидеть и исправить ошибку проведены деловые игры по решению педагогических ситуаций, анализ различных стилей педагогического общения и воздействия.
Повышению профессионализма молодых специалистов способствует доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, к новым педагогическим технологиям через участие во всероссийской видеоконференции «Современный урок: исследование и решение проблем технологического и информационно-ресурсного обеспечения», всероссийском семинаре «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО в аспекте содержания предметной области «Математика» по УМК издательства «Просвещение», 1 региональном форуме учителей математики. Интернет-семинар «Современный урок в условиях ФГОС ООО средствами УМК по математике издательства «Просвещение», II Ноябрьских педагогических чтениях по теме «Обучение работе с информацией как способ формирования и развития универсальных учебных действий учащихся», мастер-классах «Освоение проектной технологии», «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе как условие формирования действий самоконтроля и самооценки» и «Использование образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» в проектной деятельности», «Дистанционная технология смешанного обучения как способ реализации современных задач образования». Посещая заседания городских методических объединений, мастер-классы опытных учителей, молодые педагоги на практике овладевают педагогическими приёмами, учатся применять активные методы преподавания. Сотрудничество позволяет улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.
Кроме этого молодые педагоги используют базу данных школьного библиотечно-информационного центра для повышения профессиональной компетентности, получают доступ к материалам периодической печати, поиску методических новинок, в том числе через Интернет.
Проведение целенаправленной разносторонней работы педагогического коллектива школы с молодыми специалистами дает положительные результаты. 
Результативное участие в профессиональных конкурсах активизирует процесс самообразования молодых педагогов, способствует их активной жизненной позиции, служит пропаганде их учительского труда, стимулирует к творческой работе:
- Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Педагогическая статья» (диплом II степени);
- Муниципальный этап II региональной олимпиады учителей математики образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа;
- Муниципальный этап I региональной олимпиады учителей по информатике.
Молодые педагоги транслировали опыт работы на страницах педагогической периодики, ресурсах Интернет.
Анализируя работу с молодыми специалистами, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих педагогов, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма. Кроме положительных моментов следует отметить и недостатки: низкая активность отдельных педагогов; недостаток внимания, уделяемого молодым учителям со стороны администрации школ, наставников молодых специалистов, школьных методических объединений.
Выводы:
Уровень работы педагогического коллектива школы в 2014-2015 учебном году с молодыми педагогами считать удовлетворительным.
Продолжить работу по созданию условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей.
Педагогам-наставникам:
- продолжить оказывать помощь молодым специалистам в разработке рабочих программ;
Молодым специалистам:
- посещать открытые уроки, внеклассные мероприятия учителей школы;
- изучать передовой педагогический опыт учителей;
- принимать участие в работе ШМО, ГМО учителей иностранных языков, учителей математики, учителей музыки, начальных классов, физической культуры.
Включить в план методической работы выпуск методического сборника «В помощь молодому учителю».
 
Включить в план методической работы выпуск методического сборника «В помощь молодому учителю», включающего методические советы учителю, статьи, посвященные вопросам применения новых педагогических технологий, разработка уроков по различным школьным дисциплинам с применением активных методов преподавания.
молодым специалистам Салиховой А.Р., Коровину Д.В., Хасановой С.М., Гарибову А.М., Гаджиеву Н.Я., Афанасьевой О.А., Ожерельевой А.И. посещать открытые уроки, внеклассные мероприятия учителей школы; изучать передовой педагогический опыт учителей; принимать участие в работе ШМО, ГМО учителей иностранных языков, учителей математики, учителей эстетического цикла, учителей физической культуры, учителей начальных классов, Школе молодого специалиста.Задачи на следующий учебный год:
 работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
 направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.