Рабочая программа по учебному предмету Обществознание (уровень основного общего образования)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы.
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 (в действующей редакции)
Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 201;
Обществознание. 5-9 класс. Рабочие программы. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014 г.).Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2014;
В том числе, программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Ориентирована на УМК: предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2014.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Таким образом, изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (1015 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
При изучении курса обществознания используются следующие:
Типы и виды уроков:
урок изучения нового материала;
комбинированный урок;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок-рассказ;
урок-игра;
урок-беседа;
урок-соревнование;
урок-дискуссия;
урок-семинар;
урок-конференция и т.д.

Формы организации учебной деятельности:
-парные;
-групповые;
-игровые;
-самостоятельные работы;
-анализ текста, документов;
-подготовка сообщений, докладов;
-творческие задания;
-проектная деятельность;
-ролевые и деловые игры;
-составление тезисов, планов, конспектов;
-зачеты;
-викторины.
Методы и формы проверки уровня освоения материала:
- устный контроль (опрос, работа с картой)
- письменный контроль (тестирование)
- письменный контроль (контрольная работа)
- письменный контроль (диктант по датам и терминам)
- письменный контроль (практическая работа)
- комбинированный контроль
- защита и презентация проектных работ
- круглый стол
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:
контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС;
проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется учителем в течение учебного года на текущих занятиях и после изучения логически завершенных частей учебного материала в соответствии с учебной программой:
поурочно, потемно;
по учебным четвертям.
Промежуточная аттестация учащихся представляет собой процедуру определения степени соответствия образовательных результатов, продемонстрированных учащимися в текущем учебном году требованиям государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта, учебных программ по предметам, курсам, дисциплинам.
Промежуточная аттестация подразделяется:
на четвертную промежуточную аттестацию, которая проводится по учебному предмету по итогам четверти (последняя неделя четверти);
на годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по учебному предмету по итогам учебного года (последняя неделя 4 четверти).
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Годовая аттестация учащихся по следующему графику:

5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс


сроки
форма
сроки
форма
сроки
форма
сроки
форма
сроки
форма

Обществознание
4 четверть
(15-23 мая)
Контрольная работа
4 четверть
(15-23 мая)
Комбинированный контроль
4 четверть
(15-23 мая)
Тестирование
4 четверть
(15-23 мая)
Тестирование
4 четверть
(15-20 мая)
Комбинированный контроль




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Структура курса и последовательность предъявления материала:
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (57 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни».
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них «Регулирование поведения людей в обществе» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема «Человек в экономических отношениях» даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (89 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая «Личность и общество» вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема «Сфера духовной культуры» вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Так же при изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории и литературы. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. Например, при изучении темы «Человек» в 5 классе используется материал, полученный по истории Древнего мира, при изучении темы «Нравственные основы жизни» в 6 классе – материал по литературе, при изучении в 7 классе темы «Сфера духовной культуры» используется материал курса истории и литературы. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 59 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
При изучении курса обществознания учащиеся принимают участие в различных социальных проектах («Мое место в будущей России», «Портрет моей семьи» и др.), участвуют во встречах с ветеранами, с интересными людьми, составляют презентации, выступают с докладами и сообщениями, проводят деловые игры («Суд идет». «Семейный совет» и т.д.), социальные опросы и др.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с учётом уже сложившихся представлений (а возможно, и стереотипов и предубеждений) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 59 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению помогут реконструкция и анализ типичных социальных ситуаций и сложившихся практик поведения с позиций норм морали и права.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь её выпускникам осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Таким образом, с учетом учебного плана образовательного учреждения, объем учебного времени на изучение данного предмета распределяется следующим образом:
Класс
Общее количество часов в неделю
Общее количество часов в год
В том числе:




Инвариантная часть
(75%)
Вариативная часть (25%)

5 класс
1 час
35 часов
27 часов
8 часов

6 класс
1 час
35 часов
27 часов
8 часов

7 класс
1 час
35 часов
27 часов
8 часов

8 класс
1 час
35 часов
27 часов
8 часов

9 класс
1 час
35 часов
27 часов
8 часов

ВСЕГО:
175 часов
135 час
40 часов



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе. В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об обществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществоведения знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.
Обществоведческое образование необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».
Для современного обществоведческого курса, освещающего проблемы человека и общества, базовыми являются экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение, а также философия.
Овладение основами философии помогает школьнику правильно ориентироваться в мире познания и человеческих ценностей, а также найти свое место в жизни. Значение и необходимость изучения философии в школе объясняются главным образом тем, что она отвечает на вопросы: как правильно мыслить? Как достойно жить? Понимание сущности социальных процессов дает социальная философия.
Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструментом, который выпускник средней школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами.
Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы и представляют собой каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию.
Возрастание значения политологии науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.
Социальная психология играет важную роль в определении выпускником своего места в обществе и формировании его позиции по отношению к обществу, при этом ее вес увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений, значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.
Овладение базовыми знаниями по праву обязательный элемент развития социально активной личности, обладающей необходимым для современного общества уровнем правосознания и правовой культуры. В свою очередь, это воспитывает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, ответственное и уважительное отношение к правам и свободам других лиц, гражданскую позицию.
Изучение названных социально-гуманитарных наук в отдельности задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в своей базисной части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем такие знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современной тенденции к интеграции социально-гуманитарного знания. В современном обществоведческом курсе знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Научная картина мира немыслима без целостного представления об обществе и современных проблемах человека.
Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет.
В числе общих требований к содержанию образования ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.
Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование Закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает освоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
(75% материала- 135 часов)

5 КЛАСС - Социальная сущность личности (27 ч.)

I. Человек в социальном измерении (18 ч.)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Люди с ограниченными возможностями и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права получает человек от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение (9 ч.)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение . Межличностные конфликты и пути их разрешения.

6 КЛАСС - Современное общество (27 ч.)

III. Общество – большой «дом» человечества (12 ч.)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём (15 ч.)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экономическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в конце XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место Росси среди других государств мира.

7 КЛАСС - Социальные нормы (27 ч.)

V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч.)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Феде Основной закон государства. Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита отечества – долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства (9 ч.)
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.

8 КЛАСС - Экономика и социальные отношения (27 ч.)

VII. Мир экономики (12 ч.)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч.)
Основные участники экономики – производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений (9 ч.)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменение социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

9 КЛАСС - Политика. Культура (27 ч.)

X. Политическая жизнь общества (16 ч.)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство РФ.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство закона. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти РФ. Органы законодательной власти. Орган исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и ей противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч.)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура РФ. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч.)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
(25% материала – 40 ЧАСОВ)

На реализацию вариативной части содержания курса «обществознание» на уровне основного общего образования отводится по 8 часов в каждом классе.
В соответствии с локальными актами образовательного учреждения, ежегодно проводится вводный, промежуточный и итоговый контроль уровня усвоения материала по предмету, поэтому 3 часа в каждом классе отводятся для данного вида деятельности (в 5 классе вводный контроль не проводится).
5 КЛАСС – 8 часов

Кол-во часов
Направление деятельности
Содержание

2 часа
Контроль
промежуточный и итоговый контроль

5 часов
Работа над годовым проектом «Портрет моей семьи»
Тема «Человек»: сочинение на тему «Чем я похож на своих родителей» (1ч.)
Тема «Семья»: фоторассказ «Традиции нашей семьи», рассказ об увлечениях членов семьи. (1ч.)
Тема «Школа»: интервью с родителями о том, как и где они учились (1ч.)
Тема «Труд»: интервью с родителями на тему выбора профессии. (1ч.)
Тема «Родина»: интервью с родителями о своих родственниках, о том, представители каких национальностей есть среди них, что известно о деятельности кого-то из них. Составление герба своей семьи (1ч.)

1 час
Резервное время



6 КЛАСС – 8 часов

Кол-во часов
Направление деятельности
Содержание

3 часа
Контроль
Вводный, промежуточный и итоговый контроль

3 часа
Работа над проектом «Память о войне»
Тема «Нравственные основы жизни»:
встреча с ветеранами Великой Отечественной войны/сбор и обобщение информации о членах своей семьи – участниках Великой Отечественной войны (1 ч.)
посещение воинского захоронения/памятника героям Великой Отечественной войны(1 ч.)
круглый стол «Война в нашей семье» (1 ч.).

2 часа
резервное время



7 КЛАСС – 8 часов

Кол-во часов
Направление деятельности
Содержание

3 часа
Контроль
Вводный, промежуточный и итоговый контроль

2 часа
Работа над проектом «Я правотворец»
создание краткогопроекта собственного законодательного акта (1 ч.)
круглый стол «Законы в нашей жизни» (1 ч.).

2 часа
Работа над проектом «Экологические проблемы нашего села»
Тема «Человек и природа»: выявление проблем и поиск путей их решения (2 ч.).

1 час
резервное время.



8 КЛАСС – 8 часов

Кол-во часов
Направление деятельности
Содержание

3 часа
Контроль
Вводный, промежуточный и итоговый контроль

1 час
Деловая игра
Деловая игра «Семейный совет» по теме «Экономика»

2 часа
Работа над проектом «Мое место в будущей России»
Тема «Социальная структура общества»: разработка и представление презентации по теме «Мое место в будущей России» (на основании всего ранее изученного материала).

2 часа
Резервное время



9 КЛАСС – 8 часов

Кол-во часов
Направление деятельности
Содержание

3 часа
Контроль
Вводный, промежуточный и итоговый контроль

1 час
Круглый стол
Тема «Участие граждан в политической жизни»: круглый стол «Мы – будущие избиратели» по итогам изучения.

2 часа
Деловая игра
Тема «Правонарушения и юридическая ответственность»: проведение деловой игры «Суд идет»

2 часа
резервное время



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план (5-9 класс) – 175 часов


Блоки
Наименование разделов
Часы инвариантной части
Часы вариативной части
В том числе (от общего количества часов)
Резерв






Практические или лабораторные работы
Плановых контрольных работ, зачетов, тестов
Административных контрольных уроков
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
Экскурсии, проекты, исследования



1. Социальная сущность личности 
1.1. Человек в социальном измерении
18
4
2
2

2
1
1



1.2. Ближайшее социальное окружение
9
3
1
1
1
1




2. Современное общество
2.1. Общество – большой дом для человечества
12
3
1
2

2
1
2



2.2. Общество, в котором мы живём
15
3
1
2
1
2
2



3. Социальные нормы
3.1. Регулирование поведения людей в обществе
18
4
2
2

1
1
1



3.2. Основы российского законодательства
9
3

1
1
1
1



4. Экономика и социальные отношения
4.1. Мир экономики
27
2
2
2

3
2
2



4.2. Человек в экономических отношениях
6
2

1

1





4.3. Мир социальных отношений
9
2
1
1
1





5. Политика. Культура
5.1. Политическая жизнь общества
16
2
1
2

2
1
2



5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни
8
2
1


1
1




5.3. Человек в меняющемся обществе
3
2
1

1




ИТОГО:
135
40
13
16
4
16
10
8



Календарно – тематическое планирование

5 класс - 35 часов (1 час в неделю)

Тема,
раздел
К-во часов
Дата
Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности учащихся
Формы контроля
Д/з

1
Вводный урок
1

Понимание состава предмета «обществознание», круга изучаемых в его рамках тем


С. 5-8 - устно

Раздел 1. Человек (6 часов)


2-3
Загадка человека.
2

Знать специфические черты человека как социально-биологического существа, понимать значение слова «личность».
Коллективная

Опрос
С.10-11-пересказ, С.14, П.С №1.-схема
С.12-14-пересказ, С.14, ВКиД №1-письм.

4-5
Отрочество – особая пора жизни.

2

Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием в доступной социальной практике
Индивидуально-обособленная
Парная
Опрос
§2-пересказ, С. 21. П.С. № 1-4 уст.
Творческое задание-опрос по теме

6
Начало работы над проектом «Портрет моей семьи»
1

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Проверка заданий


Раздел 2. Семья(5 часов)


7
Семья и семейные отношения.
1

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос, составление схем
§3, схема типов семей

8
Семейное хозяйство.
1

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства
Коллективная
Индивидуально-обособленная

Опрос, составление таблицы
§ 4, с. 38-пс№5

9-10
Свободное время.
2

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни
Индивидуально-обособленная

Опрос, составление плана и режима дня
§ 5 таблица

11
Работа над проектом «Портрет моей семьи»
1

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
Индивидуально-обособленная
Парная
Просмотр и обсуждение мультфильмов о семейных отношениях


Раздел 3. Школа (6 часов)


12-13
Образование в жизни человека.

2

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос, выборочная проверка тетрадей
§6, эссе «Школа моей мечты»

14-15
Образование и самообразование.
2

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
Индивидуально-обособленная
Групповая

Опрос, составление плана работы над проектом
§7, схемы с. 59 и 60.

16
Одноклассники, сверстники, друзья.
1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос, задание по сбору информации
§8, сочинения

17
Работа над проектом «Портрет моей семьи»
1

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием доступной социальной практики
Индивидуально-обособленная
групповая

Опрос, задание по группам


Раздел 4. Труд (6 часов)


18-19
Труд – основа жизни.
2

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде
Коллективная

опрос
§9, термины, ВКиД № 1-2

20-21
Труд и творчество.
2

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос, сообщения
§10, таблица «труд и ремесло»

22-23
Работа над проектом «Портрет моей семьи»
2

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием доступной социальной практики
Индивидуально-обособленная
Парная
Опрос, выборочная проверка тетрадей, сообщения


Раздел 5. Родина (11 часов)


24-25
Наша Родина – Россия
2

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос
§11, сообщения

26-27
Государственные символы России.
2

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве столице России
Индивидуально-обособленная
Групповая

Опрос, сообщения и презентации
§12, ПС № 1-3 – уст.

28-29
Гражданин России.
2

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос, сообщения
§13, термины, схема. ПС № 1-4

30-31-32
Мы – многонациональный народ.
3

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей
Коллективная
Групповая

Опрос, сообщения, выборочная проверка тетрадей
§14,сообщения, термины

33
Работа над проектом «Портрет моей семьи»
1

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием современных интернет-технологий в доступной социальной практике
Индивидуально-обособленная
Коллективная
Групповая

выступления


34
Итоговое повторение
1

Развитие саморефлексии, анализ достижений за прошедший учебный год.
Коллективная

Контрольная работа


35
Резерв
1






Итого часов:
35



6 класс - 35 часа (1 час в неделю)

Тема,
раздел
К-во часов
Дата
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Формы контроля
Д/з

1
Вводный урок
1

Умение работать с учебником, легко находить необходимую информацию


С.4-6-уст.

Раздел 1. Человек в социальном измерении (10 часов)


2
Человек – понятие и сущность
1

Знать специфические черты человека как социально-биологического существа.
Коллективная

Опрос
С.16, ПС: 1

3
Человек - личность
1

Понимать значение слова «личность», приводить примеры.
Индивидуально-обособленная
Парная
Опрос,
§1, сообщения

4
Самооценка и самопознание
1

Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием в доступной социальной практике.
Индивидуально-обособленная
Коллективная
Проверка заданий
§2 (С.17-19), С.23: ПС№1-3 – уст.

5
Человек и его дела





§3, с.31 ПС №1-3

6
Потребности человека
1

Понимать значение термина «потребности», уметь привести примеры различных видов потребностей
коллективная
Опрос
§4, (с.33-36)-уст.

7
Что мне нужно
1

Уметь определять личные потребности, соотносить их с потребностями коллектива, семьи, страны, осознавать собственную ответственность за способы достижения желаемого
индивидуальная
Составление списка-таблицы
§4 (с.36-39)-уст.

8
На пути к жизненному успеху
1

Осознавать разницу между различными профессиями, необходимости труда в деле их достижения.
Индивидуально-обособленная
Коллективная
Опрос, выборочная проверка терминологии
§5. С. 47, ПС: 1-2

9
Успех-работа или удача?
1

Понимание значимости труда и необходимости приложения усилий для достижения успеха, важности выбора будущего занятия жизни
Коллективная (обсуждение)
Опрос
§5, с. 47. ПС № 2-3

10
Составляем план достижений
1

Умение ставить цель и составлять план действий по ее достижению, соотносить его с морально-этическими нормами
Индивидуально-обособленная
Проверка планов
§1-5 (повторение)

11-12
Практикум по главе 1
2

Понимание роли каждого отдельного человека в общественной жизни, осознание себя как человека, стремящегося быть достойной личностью и гражданином своей страны
коллективная
опрос


Раздел 2. Человек среди людей (11 часов)


13
Межличностные отношения
1

Показывать на конкретных примерах важнейшие элементы межличностных отношений, их сравнивать. Выражать собственную точку зрения на значение семьи, дружбы, общения в различных социальных группах
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос, составление схем
§6, С. 57, ВКиД № 1 – письм.

14
Я и мое окружение
1

Уметь проводить самостоятельный анализ своей деятельности, отношений с окружающими, близкими людьми
Коллективная
Индивидуально-обособленная

Просмотр и обсуждение мультфильмов о семейных и дружеских отношениях
§6, С.56 ПС №1-3 – уст.

15
Учимся общаться
1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями с другими людьми. Описывать и оценивать свои коммуникативные способности для личностного развития.
Индивидуально-обособленная

Опрос, ответы на вопросы по д/з
§6, сообщения

16
Человек в группе
1

Понимать различия разных социальных групп, их значимости для реализации различных целей и потребностей людей
Индивидуально-обособленная
Парная
Опрос, заполнение таблицы
§7, схема по группам

17
Вместе мы можем многое
1

Осознавать ответственность за собственный выбор друзей, поступки и действия, знать, что за неправомерные действия существует наказание, важность групповых норм, необходимость следовать букве закона.
Индивидуально-обособленная, коллективная
Опрос, работа по группам
С.60-63, С. 66 ВКиД № 1-2 – письм.

18
Полезные дела
1

Осознавать необходимость совершать полезные дела вместе с другими людьми, участвовать в общественно-полезной деятельности
Коллективная, парная
Опрос, работа по группам
С.64-65, ПС№ 3 – письм.

19
Общение


Понимание сущности коммуникации, роли общения в жизни человека. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
коллективная
Опрос
§8, с. 74 ПС№1-2

20
Конфликты в межличностных отношениях
1

Понимание сущности конфликта, возможности его позитивного итога, необходимости уметь эффективно преодолевать конфликты
Коллективная, индивидуально-обособленная
Опрос, составление схемы
§9 (с.76-80)

21
Не нужно ссориться
1

Умение выбрать наиболее эффективный вид преодоления конфликтной ситуации, определять тип конфликта
коллективная
опрос
§9, сообщения

22
Давай поговорим
1

Реализация различных форм преодоления конфликта, применение верных способов коммуникативных методов
индивидуально-обособленная
Опрос (обсуждение, беседа)
§

23
Практикум по главе 2
1

Умение составить схему, план, сценарий, словарь, памятку выхода их конфликта, Осознание своей ответственности за свое поведение и действия, усилий для реализации стоящих задач и целей.
Коллективная. Групповая, инд.-обособленная (с.84 – практикум)
Решение конфликтной ситуции


Раздел 3. Нравственные основы жизни (11 часов)


24
Добрые дела
1

Характеризовать различные дела как добрые или злые. Понимать значение добрых дел в жизни людей, приводить конкретные примеры из своей жизни, кино, литературы.
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос
§10, ПС № 1-3-уст.

25
Человек славен добрыми делами
1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Уметь составить список добрых дел – сделанных и планируемых, мотивация на добро в повседневной жизни.
Индивидуально-обособленная
Групповая

Опрос, составление списка и плана
С.92 - задание

26
Будь смелым
1

Характеризовать состояние страха, понимать его сущность, понимать причины и прогнозировать возможные последствия страха в различных жизненных ситуациях.
Индивидуально-обособленная
Коллективная

Опрос, задание по сбору информации
§11 (92-93) С. 97 ПС№1.

27
Смелость города берет!
1

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием доступной социальной практики
Индивидуально-обособленная
групповая

Опрос, задание по группам
§11 (с.94-96), С.97 ПС № 2-3, сообщения

28-29
Победить страх
2

Осознавать и уметь применять различные виды самопомощи в ситуации страха, преодолевать его, понимать взаимосвязь страха и зла, необходимости преодоления негативных последствий страха.
Коллективная, индивидуально-обособленная, групповая
Опрос, составление плана, заполнение таблицы
§11 (с.96-97) ВКиД № 1, 4

30-32
Работа над проектом «Память о войне»
3

Понимание и умение использовать пройденный в течение года материал на практике, соотносить понятия словаря с конкретными темами курса, отвечать на вопросы итогового повторения. Развитие навыка работы с книгой, интернет-ресурсами.
Коллективная, индивидуально-обособленная, групповая
Проверка словарей, опрос, работа с вопросами
С. 108-111

33
Человек и человечность
1

Понимание сущности понятий гуманизма и человечности, умение привести примеры его проявления в повседневной жизни, литературы, кино
коллективная
Опрос, проверка таблиц
§12, с.104, ПС № 1-2

34-35
Резерв
2






Итого часов:
35






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2014
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015
Обществознание, 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2014
Обществознание, 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. М: Просвещение, 2014
Обществознание, 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2014
 
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., «Просвещение» - 2014
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. «Просвещение» - 2014
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. «Просвещение» - 2014
Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. «Просвещение» - 2014
Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. «Просвещение» - 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»:
1. Л.Ф. Иванова. «Обществознание. Поурочные разработки». 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
2. - Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова «Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
 
КИМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
1. КИМы. Обществознание: 6 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2014.
2. КИМы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2015.
3. КИМы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013.
4. КИМы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс.
2. Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 6 класс.
3. Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 7 класс.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:
Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С. А. Морозова. СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. М., 2001.
Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 2001.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. М., 2004.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго- латьев, В. В. Огнева. М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто- рова. М., 2005.
Смирнов Г Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. / М. В. Лип- сиц. М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин. М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. Ростов н/Д, 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. М., 2005.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Президент Российской Федерации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Судебная власть Российской Федерации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Собрание законодательства Российской Федерации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательные ресурсы Интернета обществознание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Обществознание в школе (дистанционное обучение).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] актуальные новости общественной жизни.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фонд общественного мнения (социологические исследования).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 50 лекций по микроэкономике.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Галерея экономистов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Основы экономики. Вводный курс.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Центр экономического и бизнесобразования: в помощь учителю. Бизнес-словарь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Права человека в России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Президент России гражданам школьного возраста.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Московская школа прав человека.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Декларация прав школьника.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Права и дети в Интернете.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] журнал «Человек и труд».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Духовная жизнь общества.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека по культурологии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Культура России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Экология и жизнь. Международный экологический портал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Экологический центр «Экосистема».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Национальный портал «Природа России».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Глоссарий по социальным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Энциклопедии, словари, справочники.
Обществознание: 811 классы. Программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. М., 2004.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Персональный компьютер;
2.Колонки;
3.Проектор;
4.Экран;
5.Карточки с заданиями и рисунками.


ПРЕЕМСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

В результате обучения по данной рабочей программе будет обеспечено дальнейшее образование учащихся общеобразовательной школы по УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.


ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
№1
Возможные формы и темы проектов.
Наиболее реальными формами проектов могут быть групповые, парные, индивидуальные рисунки, схемы, полезные советы, памятки, правила, таблицы, создание стенда, плаката, компьютерной презентации, учебного пособия, справочника, подборки материалов прессы и т.п.
 
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Здоровый образ жизни.
6. Мой режим дня.
7. Акция: "Неделя добрых дел".
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
12. Человек долга кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.
14. Герои современной России. Ими гордится Орловщина.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 215