Рабочая программа по учебному предмету Обществознание (включая экономику и право) (уровень основного общего образования, 7-9 классы)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнеиргинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________
«_____»_________20__ РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Протокол № ______
«_____»______20_____ УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________/Пудова О.Н./
«_____»_________20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
ОЩЕСТВОЗНАНИЕ
(включая экономику и право)
7-9 классы
основное общее образование
на 2016 –2017 учебный год
Разработчик программы:
Изюрова Мария Александровна
Квалификация:
соответствие занимаемой должности
Педагогический стаж: 4 года
Эксперт программы: Чуткова Н.И.
Село Нижнеиргинское, 2016год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312 в действующей редакции);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 в действующей редакции);
Рабочая программа основного общего образования по истории (см. сайт Министерства образования и науки - http://mon.gov.ru/work/obr/dok);
Учебный план МКОУ «Нижнеиргинская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся «МКОУ Нижнеиргинская СОШ» и иных локальных актах.
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) Министерства образования и науки РФ 2004 года и конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. В программе указано распределение учебных часов по разделам программы предмета.
Так же при разработке программы использовалась следующая авторская программа: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2010. В авторскую программу существенных изменений внесено не было.
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета;
Место учебного предмета в учебном плане;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование;
Календарно-тематическое планирование;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса;
Критерии оценивания знаний обучающихся;
Результаты освоения учебного предмета;
Приложения к рабочей программе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа реализуется по учебному комплексу:
7 класс Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2014.
8 класс Обществознание. 8-9 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2013.
9 класс Обществознание. 8-9 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2013.
Данная программа, на основании Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривает обязательное изучение обществознания на этапе основного общего образования в следующем объеме:
VII классе - 34 часа;
VIII классе – 34 часа;
IХ классе – 34 часа.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Результаты освоения учебного предмета», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
При изучении курса обществознания используются следующие:
Типы и виды уроков:
урок изучения нового материала;
комбинированный урок;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок-рассказ;
урок-игра;
урок-беседа;
урок-соревнование;
урок-дискуссия;
урок-семинар;
урок-конференция и т.д.
2. Формы организации учебной деятельности:
-парные;
-групповые;
-игровые;
-самостоятельные работы;
-анализ текста, документов;
-подготовка сообщений, докладов;
-творческие задания;
-проектная деятельность;
-ролевые и деловые игры;
-составление тезисов, планов, конспектов;
-зачеты;
-викторины.
3.Методы и формы проверки уровня освоения материала:
- устный контроль (опрос, работа с картой)
- письменный контроль (тестирование)
- письменный контроль (контрольная работа)
- письменный контроль (диктант по датам и терминам)
- письменный контроль (практическая работа)
- комбинированный контроль
- защита и презентация проектных работ
- круглый стол
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:
контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ГОС;
проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется учителем в течение учебного года на текущих занятиях и после изучения логически завершенных частей учебного материала в соответствии с учебной программой:
поурочно, потемно;
по учебным четвертям.
Промежуточная аттестация учащихся представляет собой процедуру определения степени соответствия образовательных результатов, продемонстрированных учащимися в текущем учебном году требованиям государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта, учебных программ по предметам, курсам, дисциплинам.
Промежуточная аттестация подразделяется:
на четвертную промежуточную аттестацию, которая проводится по учебному предмету по итогам четверти (последняя неделя четверти);
на годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по учебному предмету по итогам учебного года (последняя неделя 4 четверти).
Годовая аттестация учащихся по следующему графику:
7 класс 8 класс 9 класс
сроки форма сроки форма сроки форма
Обществознание (включая экономику и право) 4 четверть
(15-23 мая) Тестирование 4 четверть
(15-23 мая) Тестирование 4 четверть
(15-20 мая) Комбинированный контроль

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Курс «Обществознание (включая экономику и право)» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Курс обществознания в 7-9 классах ориентирован реализацию межпредметных связей с курсом истории и другими учебными дисциплинами. Ориентирован на круг вопросов более высокого уровня и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Данная программа, так же предусматривает обязательное изучение обществознания на этапе основного общего образования в следующем объеме:
Класс Количество часов Из них резерв
7 класс 34 часа 4 часа
8 класс 34 часа 4 часа
9 класс 34 часа 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС (34 часа)
Тема 1. Человек и другие люди (5ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт
Тема 2. Человек и закон (11 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (10 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (4 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Резерв – 4 часа
8 КЛАСС (34 часа)
Тема 1. Личность и общество (4 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизн.
Резерв 4 часа
9 КЛАСС (34 часа)
Тема 1. Политика и социальное управление (11 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21 час)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Резерв 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/пНаименование раздела Количество часов В том числе часы резерва
1 Введение. Как работать с учебником 1 2 Человек среди людей 7 1
3 Человек и закон 12 1
4 Человек и экономика 10 1
5 Человек и природа 4 1
Итого 34 4
8 класс
№ п/пНаименование раздела Количество часов В том числе часы резерва
1 Личность и общество 5 1
2 Сфера духовной культуры 8 1
3 Экономика 15 1
4 Социальная сфера 6 1
Итого 34 4
9 класс
№ п/пНаименование раздела Количество часов В том числе часы резерва
1 Политика 11 0
2 Право 21 1
3 Итоговое повторение 2 1
Итого 34 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС (34 часа)
№ п/пДата проведения урока Раздел программы, количество часов Тема урока Количество часов Виды учебной деятельности обучающихсяФормы контроля Домашнее задание
1 Как работать с текстом учебника 1 Читать с. 3-6, подготовка к вводной контрольной
2 Человек среди людей (7 часов) Межличностные отношения 1 Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества в обществе на конкретных примерах. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, взаимопонимание Задание по картинке стр.17 тезисы к стр.11 П.1 в. 3-5 задание 2,3
3 Человек в группе 1 Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. Задание по иллюстрации стр. 25 П.2 в.4-6 задание 7-9, учить слова
4 - 5 Зачем люди общаются 2 Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. Составить план стр.34-36 П.3 в.4-8 задание 4-6, подготовка к см. работе
6 - 7 Конфликты в межличностных отношениях. Почему нужно быть терпимым 2 Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Задание 2,3,4 П.4 в. 3 задание 5-8
8 Практикум по главе 1 1 Обобщение и систематизация материала Повторение 1 главы
9 - 10 Человек и закон (12 часов) Что значит жить по правилам 2 Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни Работа с таблицей стр.59, задания по иллюстрациям с.61-62 П.5 в.3,4 задание 3,4,5
11 - 12 Права и обязанности граждан 2 Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Работа с текстом документа П. 6 в.4,5 задание 3-5, 7,8
13 - 14 Почему важно соблюдать законы 2 Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. Работа с текстом стр.83 задание по картинке стр.84 П.7 в.5-7 задание 1-4
15 Защита Отечества 1 Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. Сообщение о летчике И.КожедубеПлан к стр.91-93
П.8 в. 4-7 задания 1, 3-6
16 Для чего нужна дисциплина 1 Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины. Рассказ по тексту стр.103-104
Стр.107 задание по плакатам. П.9 в.4,5 задания 1,3-5
17 - 18 Виновен - отвечай 2 Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. Составление схемы к тексту стр.112-114 П.10 в. 5-8 задания 1, 3-5 № 6 – по желанию
19 Кто стоит на страже закона 1 Называть правоохранительные органы РФ. Различать сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов Задание по иллюстрации стр.123 П.11 в. 3,5,6 задания 1, 3, 4-7
20 Практикум к главе 2 1 Обобщение и систематизация материала Повторение 2 главы 21 Человек и экономика
(10 часов) Экономика и ее основные участники 1 Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя Задание по иллюстрации стр.135 задание 3 стр.136 П.12 в.3,4 задания 2, 4,5
22 Мастерство работника 1 Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. Задание к стихотворению стр.145
По иллюстрациям стр.149 П.13 в. 4,5 задания 4-7
23 - 24 Производство: затраты, выручка, прибыль 2 Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. Составление схемы стр.154-155
Задание к тексту стр.155 и 156 П.14 в.3 задания 2-6 по вариантам
25 - 26 Виды и формы бизнеса 2 Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций. План к стр.167-168 задание 2 П.15 в.3-5 задания 1,3
27 Обмен, торговля, реклама 1 Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать свое поведение в точки зрения рационального покупателя. Задание по иллюстрации стр.171
В. 4, 5 П.16 в. 3 задания 1, 2, 4, 5 6,7
28 Деньги, их функции 1 Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег Схема «Функции денег» задание по иллюстрации стр.186 П.17 в.3 задания 2-7 № 8-9 – по желанию
29 Экономика семьи 1 Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Схема «виды ресурсов» стр. 190-192 П.18 в.5 задания 2-5
30 Практикум по главе 3 1 Обобщение и систематизация материала Повторение 3 главы
31 Человек и природа
(4 часа) Человек – часть природы 1 Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе. Задание по иллюстрациям стр.208 -211 П.19 в.5-7 задания 1, 3, 4
32 Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы 1 Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали. Задание № 1,2 стр.222 П.20 в. 4,5 задание 3, П.21 в.5,6
33 Практикум по главе 4 1 Обобщение и систематизация материала Повторение 4 главы
34 Итоговое повторение 1 Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать
собственную точку зрения или обосновывать известные; использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих заданий Тестирование Повторение материала
8 КЛАСС (34 часа)
№ п/пДата проведения урока Раздел программы, количество часов Тема урока Количество часов Виды учебной деятельности обучающихсяФормы контроля Домашнее задание
1 Личность и общество
(5 часов) Что делает человека человеком? 1 Выявить отличия человека от животных. Различать биологические и социальные качества человека и конкретизировать их примерами. Выявлять связь между мышлением и речью. Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности человека. Задание по тексту и иллюстрации стр. 12 § 1, вопросы, задания рубрики «В классе и дома» 2-4
2 Как стать личностью? 1 Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия личность. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Индивидуальные задания § 1 практикум
3 Общество как форма жизнедеятельности людей 1 Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Составление схемы стр.16-17 § 2 в.4-6 задания 1
4 Развитие общества 1 Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогресса и регресса в обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем современности. Привести из курса истории примеры различных революций и реформ, обосновав их итоги и значение. § 3 в. 6-7 задания 3-5 подготовка к практикуму
5 Практикум по главе 1 1 Обобщение и систематизация материала Повторение 1 главы
6 Сфера духовной культуры
(8 часов) Сфера духовной жизни 1 Определять сущностные характеристики понятия «духовная культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. Индивидуальные задания § 4 в. 3-4 задания 1-3
7 Мораль 1 Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали и моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Задания стр.1,2 § 5 в.4-7 задания 3,4
8 Долг и совесть 1 Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. опрос § 6 в.5-6 задания 2,6
9 Долг и совесть 1 Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. Задания по тексту стр.49-50 дискуссия § 6 в.4-7 задания 3,4
10 Моральный выбор – это ответственность 1 Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Решение проблемной ситуации стр.54 § 7 в.4-7 задания 3,4
11 Наука и образование в современном обществе 1 Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.
Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. Сформулировать нравственные принципы труда ученых § 8 задания 2-5, § 9 в.3,4,6
12 Религия как одна из форм культуры 1 Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. Задания для дискуссии стр. 81 § 10 в. 5 задания 2-4
13 Практикум по главе 2 1 Обобщение и систематизация материала Повторение главы 2
14 Экономика
(15 часов) Экономика и ее роль в жизни общества
1 Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. Задание 2 стр.91 работа с текстом стр. 89 § 11 в. 4-6 задания 3,4
15-16 Главные вопросы экономики 2 Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. Заполнение таблицы стр.95-99 § 12 в. 3,4 задания 1,2
§ 12, практикум
17 Собственность 1 Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой права собственности. Схема «формы собственности в РФ» § 13 в. 5 задания 1-3
18 Рыночная экономика 1 Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономики. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества. Словарный диктант
Индивидуальные задания § 14 в.2, 4, 5,6 задания 2,5
19 Производство – основа экономики 1 Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. Схема стр.118-120
Задание 4стр.123 § 15 в. 4-6 задания 3
20 Предпринимательская деятельность 1 Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательстве. Схема «Формы предпринимательства» на основе текста стр.128-131 § 16 в. 6 задания 1, 3,4
21 Роль государства в экономике 1 Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. Таблица «виды налогов», структура государственного бюджета § 17 в. 2,3,6 задания 1, 2
22 Распределение доходов 1 Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. Схема «доходы граждан» стр.140-141 в.3 § 18 в. 4,5 задания 1 -4
23 Потребление 1 Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. Работа с текстом закона стр.153
Анализ проблемной ситуации стр.153 § 19 в. 4-6 задания 1-4 по вариантам
24 Инфляция и семейная экономика 1 Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. План стр.157-159 задания 1,2 § 20 в. 3-5 задания 3,4
25 -26 Безработица, ее причины и последствия 2 Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда. Таблица «Причины безработицы и меры борьбы с ней» задание 1 стр. 170 § 21 в. 4,6 задания 3,4
27 Мировое хозяйство и международная торговля 1 Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» Схема «особенности протекционизма и свободной торговли» § 22 в. 4,5 задания 2,3 подготовка к практикуму
28 Практикум к главе 3 1 Обобщение и систематизация материала Повторение главы 3
29 Социальная сфера
(6 часов) Социальная структура общества 1 Выявлять и различать социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа. Схема «Социальная мобильность» стр.183 § 23 в. 4-7 задания 1,3,4
30 Социальные статусы и роли 1 Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. Задание 1,2 стр. 197 § 24 в. 5,6 задания 3,4
31 Нации и межнациональные отношения 1 Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия: этнос, нация, национальность. Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и пути их разрешения. Индивидуальные задания для работы в группе
дискуссия § 25 в.6,7 задания 2,3, 6,7
32 Отклоняющееся поведение 1 Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. Работа с текстом стр.212 задания 1,2 § 26 в.4-6 задания 4 подготовка к практикуму
33 Практикум к главе 4 1 Обобщение и систематизация материала Повторение 4 главы
34 Итоговое повторение по курсу 1 Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать
собственную точку зрения или обосновывать известные; использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих заданий Тестирование
9 КЛАСС (34 часа)
№ Дата проведения урока Раздел программы, количество часов Тема урока Количество часов Универсальные учебные действия Формы контроля Домашнее задание
1- 2 Политика
(11 часов)
Политика и власть 2 Характеризовать власть и политику как социальные явления. Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках Опрос,
задания из рабочей тетради
§1 в.2,4,5 задания 1,3
3 Государство 1 Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. Уметь называть разные причины появления государства Составить схему к тексту стр.15-17 §2 в. 5-8 задания 2,3
4- 5 Политические режимы 2 Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. Задания 2, 3, 4 таблица на сравнение политических режимов §3 в. 6, 7
Учить слова
6 Правовое государство 1 Раскрывать принципы правового государства. Осуществлять поиск социальной информации в тексте. Задания из рабочей тетради §4 в. 3, 5 задания 2, 3
7 Гражданское общество и государство 1 Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление. В.4, 5 стр. 47
Работа с документом стр. 46 §5 в.7-10 задания 1, 3
8 Участие граждан в политической жизни 1 Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности. Работа с раздаточным материалом §6 в.6 задания 1, 5-9
9-10 Политические партии и движения 1 Называть признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности. Задания по документу стр.62
сообщения §7 в.4 задания 1-3
11 Практикум к главе 1 1 Обобщение и систематизация материала Повторение 1 главы
12 Право (21 часа) Право, его роль в жизни общества и государства 1 Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. Схема о нормативных актах §8 в. 3-5 задания 2,3
13 Правоотношения и субъекты права 1 Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснить причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность» и особенности возникновения у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Решение проблемных ситуаций задание 1, 2 стр. 83-84 §9 в.4- 8 по вариантам
14 Правонарушения и юридическая ответственность 1 Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. Работа с текстом документа стр.87, 89 §10 в. 5,6 задания 1, 2
15 Правоохранительные органы 1 Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Задания из рабочей тетради §11 в. 7,8 задания 2, 3
16 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ 1 Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие ее высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина. Работа с текстом Конституции РФ 1993 г. 1 глава и оформление таблицы §12 - 13 в. 4-8 по вариантам задания 2, 4
17 Права и свободы человека и гражданина 1 Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав). Устный контроль §14 -15 в. 4, 6, 8, 9 задания 3, 4
18 Гражданские правоотношения 1 Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. Ролевая игра «Я – потребитель» §16 задание 1, 3, 4
19-20 Право на труд. Трудовые правоотношения 2 Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Работа с текстом документа стр. 148
Решение проблемных ситуаций §17 задания 2, 3
21-22 Семейные правоотношения 2 Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать ее из адаптированных источников различного типа. Схема «Условия заключения брака»
Права и обязанности родителей и детей §18 в.1, 5, 6 задания 1-4
23-24 Административные правоотношения 2 Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний. Задания из рабочей тетради §19 в. 5-7 задания 2,3
25-26 Уголовно-правовые отношения 2 Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. Работа с раздаточным материалом §20 в.4, 5 задания 1.2,3
27-28 Социальные права 2 Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной политики нашего государства. Задания 1,2 стр. 190 §21 в. 6 задания 3 -5
29 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 1 Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление». Задания 4, 5 2 стр. 199 §22 в. 4, 5 задания 3, 6
30 Правовое регулирование отношений в сфере образования 1 Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. Работа с текстом документа стр. 202, 205 §23 в. 2, 5 задания 2, 3, 4
31-32 Практикум к главе 2 2 Обобщение и систематизация материала Повторение 2 главы
33-34 Итоговое повторение 2 Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать
собственную точку зрения или обосновывать известные; использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих заданий Комбинированный контроль УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
УМК:
7 класс Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2014.
8 класс Обществознание. 8-9 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2013.
9 класс Обществознание. 8-9 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2013.
Контроль знаний Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6,7.8,9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.г., 2010, 2011 г. Обществознание 6,7,8,9 класс
Дополнительная литература для учителя:
Боголюбов Л. И., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.—М., 1997.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М, 1999.
Мушинский В. О. Обществознание: 8 кл.— Ч, 1.— М., 2002.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
Симоненко В. Д., Швлепина О. И, Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально- гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железное Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие.— М., 1999.
К разделу «Гражданин. Мораль. Право» Литература для учащихся
Гуревич П. С. Обществознание: 9 кл.— М., 2000.
Гуревич П. С. Человек: Обществоведческий курс: 9 кл.— М., 1998.
Каманина Т. В., Каманин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. для доп. образования.— М., 1998.
Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 1998.
Кравченко А. И. Обществознание: 9 кл.—М., 1999.
Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 1997.
Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2.— М., 2000.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 1997.
Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 1998.
Никитин А. Ф. Дополнительные материалы к пособию «Право и политика»: 9 кл.— М., 1998.
Никитин А. Ф. Право и политика: 9 кл.— М., 1995—1997.
Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия.— М., 1999. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика.— М., 1998. Зеленкова И. Л. Основы этики.— Минск, 1998.
Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике.— Ростов н/Д, 1999. Каманина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2001.
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001. Нерсесянц В. С. Философия права.— М., 1997.
Основы этических знаний/Под ред. М. Н. Росенко и др.— СПб., 1998. Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.
Проблема общей теории права и государства/Под ред. В. С. Нерсесянца.— М., 2001.
Теория государства и права.— М., 1997. Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет.— М., 1998. Этика/Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко.— М., 1999. Этика/Под ред. Т. В. Мишаткиной и Я. С. Яскевич.— М., 2002.
Интернет ресурсы:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Обществознание» и .ЦОРы.
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru
Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru
Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/books/
Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru
Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/
Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ru
Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценки устного ответаОценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответаПри оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Критерии оценивания практических (лабораторных) работОценка"5" ставится, если обучающийся: правильно определил цель работы; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для работы необходимую информацию, обеспечивающую получение выводов с наибольшей точностью; научно грамотно сформулировал выводы. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики и сделал выводы;
Оценка ”4” ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но: было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или выводы сделал неполные;
Оценка «3» ставится, если обучающийся: правильно определил цель работы; работу выполняет правильно не менее, чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что не позволяет получить правильные выводы по основным, принципиально важным задачам работы; или в ходе работы были допущены ошибки в формулировании выводов;
Оценка"2" ставится, если обучающийся: не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; или допускает две (и более) грубые ошибки в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Критерии оценивания творческих, исследовательских и проектных работ СодержаниеОбучающийся демонстрирует основательное знание закономерностей общественного развития, свободно ориентируется в экономических, социальных и политических процессах, умеет показать взаимосвязь всех сфер общественной жизни - 9-10 баллов.
Обучающийся ориентируется в экономических, социальных и политических процессах, умеет показать взаимосвязь всех сфер общественной жизни, возможны один-два незначительных недочета - 7-9 баллов.
Обучающийся в основном ориентируется в экономических, социальных и политических процессах, в основном умеет показать взаимосвязь этих процессов, но допустил один грубый или три-четыре незначительных недочета - 5-6 баллов.
Обучающийся слабо ориентируется в экономических и политических процессах, не может показать взаимосвязь между сферами общественной жизни - 3-4 балла.
Обучающийся не ориентируется в экономических, социальных и политических процессах жизни общества, допускает многочисленные ошибки и недочеты - 1-2 балла. Логика изложения
Обучающийся полностью раскрывает содержание всех сфер общественной жизни, его изложение имеет четкую структуру, прослеживаются причинно-следственные связи, в работе показана дальнейшая динамика развития данного общества - 7-8 баллов.
Обучающийся в основном раскрывает содержание всех сфер общественной жизни, в его изложении присутствует структура, в основном прослеживаются причинноследственные связи, но допущен ряд логических нарушений в демонстрации динамики развития - 5-6 баллов.
Обучающийся раскрывает не все сферы общественной жизни, его изложение недостаточно структурировано, упущен ряд важных моментов - 3-4 балла.
В изложении обучающегося отсутствует логика - 1-2 балла.
Понятийный аппарат
Обучающийся демонстрирует свободное владение всеми необходимыми терминами и понятиями для четкого и ясного изложения и раскрытия поставленной проблемы; всегда использует их по назначению - 7-8 баллов.
Обучающийся демонстрирует достаточный уровень владения терминами и понятиями при раскрытии поставленной проблемы, но допускает отдельные случаи неправильного их употребления - 5-6 баллов.
Обучающийся не всегда показывает достаточный уровень владения необходимыми терминами и понятиями, часто неправильно их употребляет - 3-4 балла.
Обучающийся не достигает достаточного уровня владения общественно-научной терминологией - 1-2 балла.
Оценка "5" - 20-26 баллов.
Оценка"4" - 14-19 баллов
Оценка "3" - 7-13 баллов
Оценка "2" - 3-6 баллов.
Критерии оценивания тестовых работВсе правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл. Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла: два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки. За ответы на задания уровня С максимальное количество баллов - 3. За каждую часть задания обучающийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
80% от максимальной суммы баллов - оценка «5»
60-80% - оценка «4»
40-60% - оценка «3»
0-40% - оценка «2»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.