Методическая разработка факультативного занятия на тему Банковские услуги (факультатив Финансовая грамотность 8 — 9 классы)


Методическая разработка факультативного занятия на тему « Банковские услуги» (факультатив «Финансовая грамотность» для учеников 8 и 9 классов).
Автор: Печерная Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Рыбачьевская школа» с. Рыбачье, г. Алушты, Республики Крым.
Аннотация
Современная ситуация в сфере экономической жизни россиян, показывает необходимость роста финансовой активности населения, преодоления настороженности и стереотипов населения по отношению к различным финансовым институтам и процессам, повышению финансовой грамотности. Важной составляющей общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России» является повышение финансовой грамотности молодого поколения.
Данный урок является частью раздела «Банковская и финансовая система» факультативного курса «Финансовая грамотность» для учеников 8 и 9 классов. В структуре курса данный урок проводится после изучения темы «Банковская система и её элементы» и предшествует теме «Структура финансовой системы, финансовые институты». Основной целью занятия является повышение финансовой грамотности и информированности учеников в сфере банковских услуг, преодоление стереотипов и страхов в области финансовой активности, а также формирование знаний ключевых банковских понятий и умения использовать их на практике. В соответствии с целью урока были применены такие педагогические методы и технологии как: Интернет – опрос (с использованием социальных сетей) и его анализ с построением графиков; групповые методы работы; технологии развития критического мышления (ассоциативные методы); кейс – технологии (проблемное обучение); работа с текстом (словарем терминов, перечнями, анализом цитат и высказываний); фронтальная работа; таблицы самоанализа. Данная разработка урока была апробирована в присутствии администрации школы и получила хорошие отзывы.
Ключевые понятия: финансовая грамотность, банк, банковские услуги, опрос.
Методическая разработка факультативного занятия на тему « Банковские услуги» (факультатив «Финансовая грамотность» для учеников 8 и 9 классов).
Факультативный курс «Финансовая грамотность» 8-9 классы.
Тема: Банковские услуги.
Классы: 8 и 9
Цель урока: повысить финансовую грамотность и информированность учеников в сфере банковских услуг; начать вырабатывать преодоление стереотипов и страхов в области финансовой активности; формировать знание ключевых банковских понятий и умение использовать их на практике.
Информационно - образовательная среда: 1. Учебник «Обществознание. 8 класс» под ред. Боголюбова. 2. Сайт – конструктор интернет - опросов Survio.ru. 4. Социальная сеть ВКонтакте, группа «Старшие классы МОУ «Рыбачьевская школа». 5. Раздаточный материал (перечень услуг, предоставляемых банками гражданам и словарь банковских терминов)
Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Обществознание» - 7 класс, тема «Экономика семьи»; курс «Обществознание» - 8 класс, тема «Предпринимательская деятельность», «Потребление», «Инфляция и семейная экономика».Ключевые понятия: финансовая грамотность, банковские услуги.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик получит навык распоряжения денежными средствами; научится ориентироваться в многообразии банковских услуг и применять эти знания на практике; проводить анкетирование, опросы, систематизировать и анализировать полученную информацию.
УУД:
Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково – символических средств, в том числе моделей, схем, диаграмм; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.Коммуникативные: согласовывать усилия по достижению общей цели – ориентироваться на партнера; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков.
Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний
1. Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Упражнение «Правильно распорядитесь деньгами».
3. Актуализация знаний.
Упражнение «Ассоциации»
4. Представление темы урока. Постановка цели и задач урока.
Определение темы урока, целеполагания на основе Интернет – опроса.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Создание кейса «Банковские услуги».
Этапы:
Определение потребностей группы населения.
Подбор критериев методов удовлетворения.
Сбор необходимой информации (работа с перечнем банковских услуг и словарем терминов)
Подготовка первичного варианта информативного сообщения.
Получение экспертной оценки (общее обсуждение в классе)
6. Первичное закрепление. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Организационный этап.
Учитель: Добрый день. Рада вас видеть. Как настроение? Все готовы к уроку? Начнем.
Прошу всех объединиться в 4 группы и сесть так, чтобы удобно было видеть меня, доску, экран и друг – друга, это возможно? Спасибо.
Ученики рассаживаются.
Учитель: Прошу в каждой группе выбрать спикера - ученика озвучивающего общие заключения группы после обсуждения. Выбрали? Отлично.
Также нам понадобится помощь тайм – менеджера – он будет следить за временем работы на определенных этапах и координировать общий процесс течения урока. Выбираем? Хорошо. Ваша помощь нам нужна на протяжении всего урока. Во сколько заканчивается урок? За 5 минут до окончания урока, прошу нам сообщить об этом. Также, я буду озвучивать время отведенное на каждый этап урока или задания, прошу вас следить за тем, чтобы мы не сильно выходили за рамки отведенного времени. Спасибо.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайд 2. Упражнение «Правильно распорядитесь деньгами».
Учитель: представьте себе ситуацию, при которой вы стали обладателем определенной суммы денег. Допустим 1 миллион рублей. Как и на какие нужды вы потратили бы эту сумму? Прошу всех составить в тетради небольшой план. Время выполнения упражнения 3-4 минуты, затем желающие поделятся с классом своими наработками.
После выполнения упражнения, ученики зачитывают свои планы.
Учитель: Давайте проанализируем, на что потратили бы свои деньги большинство из вас? А кто был оригинален в своем выборе? Какие выводы мы можем сделать?
Учитель: Бодо Шефер, один из наиболее успешных на сегодняшний день финансовых консультантов в Европе, как-то сказал: «Богатство приносят не те деньги, которые вы зарабатываете, а те, которые сохраняете». Как вы думаете, что он имел ввиду?
Общее обсуждение.
Актуализация опорных знаний.
Слайд 3. Банк.
Учитель:
- Какие ассоциации возникают у вас когда вы видите слово «Банк»?
- Каковы функции банка в современном мире?
- Какие услуги предоставляют банки?
- Приходилось ли вам пользоваться услугами банков? Какими именно?
4. Представление темы урока. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Несколько дней назад я попросила модераторов группы нашей школы («Старшие классы МОУ «Рыбачьевская школа» в социальной сети ВКонтакте) сделать опрос. Опрос «Финансовая грамотность» был создан на сайте - конструкторе опросов Survio.ru. и размещен ВКонтакте. Большинство учеников 8 и 9 классов ответили на предлагаемые вопросы. Предлагаю Вам ознакомиться с результатами этого опроса.
Слайды 4 Результаты интернет – опроса: «Финансовая грамотность»
Учитель: В опросе захотели поучаствовать 15 человек. Предлагаю проанализировать его результаты. Таблицы вы найдете на столе каждой группы. Время обсуждения – 1-2 минуты.нПредложенные вопросы:
Вы можете дать определение термину «депозитарий», (да – 37,5%, нет 37,5%, затрудняюсь ответить - 25%)
Вы можете дать определение термину «инфляция» (да – 50%, нет – 20%, затрудняюсь ответить - 30%)
Вы можете дать определение термину «Доверительное управление» (да – 50%, нет – 50% опрошенных).
Учитель: какие выводы мы можем сделать на основе этого опроса? Обсуждение в группах.
Учитель: прошу спикеров групп высказать мнение ваших групп. Да, приблизительно половина опрошенных владеет банковской терминологией. Половина - это много или мало -судить вам. Посмотрим на результаты приведенные на следующем слайде.
Слайд 5.
Предложенный вопрос:
Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком? Оцените свой уровень финансовой грамотности.
Варианты ответов:
Нулевой – 16,7%
Начальный – 33,3 %
Базовый – 41,7%
Наставник – 0%
Учитель: выскажите общее мнение группы относительно результатов данных опросов.
Учитель: да, я согласна вашим общим мнением. К, сожалению, больше половины участников опроса практически не владеют информацией о финансовой стороне нашей жизни. В каком учреждении чаще всего обычный человек сталкивается с необходимостью быть финансово грамотным? Ну конечно, в банке.
Итак, тема сегодняшнего урока «Банковские услуги». Запишем тему в тетради.
Слайд 6. Тема урока «Банковские услуги».
5. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: в современном мире каждый человек должен обладать определенными финансовыми знаниями, навыками, так как это повышает его конкурентоспособность на рынке труда, вселяет в него уверенность и, в конечном счете, облегчает жизнь. Сегодня на уроке мы попробуем расширить наши знания о банковской системе и услугах предоставляемых банками, также попробуем применить на практике полученные знания.
Учитель: Давайте представим, что каждая из наших групп является группой финансовых консультантов. Перед вами представители одной большой семьи, которые нуждаются в ваших консультациях.
Слайд 7. Фото представителей большой семьи.
Пара преклонного возраста (пенсионеры).
Бизнесмен.
Семья с двумя детьми.
Молодожены.
Учитель: На слайде мы видим фото старшего поколения этой семьи – бабушка и дедушка. Они уже не работают, на пенсии.
Нижнее левое фото – семья взрослой дочери с мужем. У них есть двое детей. Муж работает преподавателем, жена домохозяйка, живут отдельно от родителей, строят загородный дом.
Верхнее правое фото – средний сын, занимается бизнесом, владеет небольшой фирмой. которую планирует расширять, живет отдельно от родителей.
Справа внизу фото младшего сына с женой. Они молодожены, студенты, живут с родителями и любят путешествовать.
Каждая группа финансовых консультантов будет помогать одному из членов семьи. Мы будем создавать Кейс (то есть обучаться, решая реальные проблемные ситуации).
Наша задача помочь каждому представителю этой семьи. Нам нужно проанализировать какие финансовые задачи стоят перед людьми определенного социального статуса, какие финансовые проблемы у них возникают и подсказать, какими именно банковскими услугами им надо воспользоваться, чтобы их решить.
На столе каждой группы есть список услуг, предоставляемых банками гражданам и словарь банковских терминов, которыми вы можете пользоваться. Список банковских услуг можно оформить в виде кластера.
Время обсуждения 5 минут, тайм-менеджер, прошу вас следить за временем.
Слайд 8. Этапы создания Кейса.
Создание кейса «Банковские услуги».
Этапы:
Определение потребностей группы населения.
Подбор критериев методов удовлетворения.
Сбор необходимой информации (работа с перечнем банковских услуг и словарем терминов)
Подготовка первичного варианта информативного сообщения (создание кластера).
Получение экспертной оценки (общее обсуждение в классе)
Групповое обсуждение, затем спикеры озвучивают мнение групп.
6. Первичное закрепление. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: Наш урок близится к завершению. Прошу вас обратить свое внимание на экран.
Слайд 9.
Блиц-опрос:
С какими новыми терминами вы познакомились сегодня на уроке?
В какой жизненной ситуации вам может пригодится знание этих терминов?
Какие новые навыки и умения мы приобрели сегодня на уроке?
Где и как мы можем применить их на практике?
Считаете ли вы, что ваша финансовая грамотность немного повысилась?
Какие еще темы из области экономики и финансов вас интересуют?
Слайд 10. Высказывание Бенждамина Франклина.
Учитель: Вы поработали сегодня очень хорошо, особенно активно и творчески работали… (отмечает работу наиболее активных учеников ). Все материалы урока (презентация, результаты опросов, словарь терминов, перечень банковских услуг) будут выложены в группе «Старшие классы «МОУ Рыбачьевская школа» в сети ВКонтакте - для ознакомления и подготовки к выпускным экзаменам. Закончить наш урок я хотела бы словами Бенджамина Франклина: «Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль.»Спасибо всем за хорошую работу!
Приложение 1.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Основные банковские услуги, предоставляемые физическим лицам, включают:
Операции по вкладам в рублях и иностранной валюте.
Операции с банковскими картами, в том числе перечисления социальных трансфертов и заработной платы.
Денежные переводы в рублях и иностранной валюте, в том числе международные переводы.
Расчетно – кассовое обслуживание, в том числе:
Прием и перечисление платежей населения в пользу организаций.
Операции с иностранной валютой, в том числе покупка – продажа наличной инвалюты.
Операции с дорожными чеками.
Валютный контроль.
Операции с ценными бумагами, в том числе брокерское обслуживание.
Депозитарное обслуживание.
Доверительное управление.
Операции с драгоценными металлами и монетами из драгметаллов.
Операции по обезличенным металлическим счетам.
Предоставление в аренду сейфовых ячеек.
Доставка ценностей населения.
Кредитование в рублях и иностранной валюте:
- потребительский кредит;
- ипотечный кредит;
- автокредит;
- товарный кредит;
- возобновляемый кредит;
- доверительный кредит;
- единовременный кредит;
- кредит под поручительство юридического лица;
- овердрафтный кредит, предоставляемый с использованием банковской карты.
14. Предоставление справок, консультационных услуг и т.п.
Приложение 2.
Словарь терминов.
Банковский счет – счет, открываемый банком юридическим или физическим лицам для их участия в безналичном денежном обороте и аккумулировании на счете безналичных денежных средств для целевого использования.
Банковская карта – инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке.
Валюта – иностранные денежные средства и расчетные единицы.
Валютный контроль – это контроль государства над соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций (осуществляется Центробанком)
Вклад – это деньги, которые вы отдаёте в банк с целью получения дохода.
Денежный перевод – форма перевода денег по банковской или почтовой системе. В структуре денежного перевода всегда присутствует отправитель, получатель и посредник, взимающий за свои услуги определенную плату.
Депозитарное обслуживание – комплекс услуг банков по организации хранения ценных бумаг и осуществления с ними соответствующих операций в интересах клиента.
Доверительное управление – услуга, предоставляемая банками, на рынке ценных бумаг. При доверительном управлении клиент по договору передает денежные средства или другие активы.
Дорожный чек – платёжный документ, представляющий собой денежное обязательство эмитента выплатить обозначенную в чеке сумму владельцу – конкретному физическому лицу, образец подписи которого поставлен на чек в момент продажи.
Кредит – это ссуда, предоставленная кредитором (банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Кредиты выдаются физическим и юридическим лицам.
- Потребительский кредит – это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд.
- Ипотечный кредит – это долгосрочный кредит, предоставляемый физическому или юридическому лицу банком под залог недвижимости: земли, производственных или жилых зданий, помещений, сооружений. Самый распространенный вариант использования ипотеки – покупка физическим лицом квартиры в кредит.
- Автокредит – это целевой кредит на покупку автомобиля, под залог покупаемого автомобиля.
- Товарный кредит – это вид займа, при котором заключается договор о предоставлении покупателю в пользование товара, за который он может расплатиться через определенный промежуток времени.
- Возобновляемый кредит – банковский кредит без фиксированной даты погашения. Самый популярный тип возобновляемого кредита – это кредитная карта.
- Доверительный кредит – это специальная программа кредитования добросовестных заемщиков банка, ранее обращавшихся за получением кредита и выполнившим свои обязательства по его погашению (отличается более выгодными условиями для клиента).
- Единовременный кредит – предоставляется в виде единовременного зачисления всей суммы кредита на расчетный или текущий счет клиента (основной направленностью кредита является финансирование капитальных затрат бизнеса).
- Кредит под поручительство юридического лица – кредит, при котором, в качестве третьего лица между заёмщиком и банком выступает юридическое лицо (поручитель). Как правило в качестве заёмщика выступают собственники или руководители предприятия от лица которого они обратились за кредитом.
- Овердрафтный кредит – это краткосрочный кредит, предоставляемый с использованием банковской карты клиентам с хорошей кредитной историей у конкретного банка.
Обезличенный металлический счет – это аналог обычного рублевого счета клиента, только на нем учитываются не рубли, а обезличенные драгоценные металлы (в граммах). Открывается в таких драгоценных металлах как: золото или серебро, платина или палладий.
Поручительство – обязательство поручителя перед кредитором за то, что заёмщик исполнит своё обязательство перед этим кредитором.
Трансферт социальный – безвозмездные выплаты государства населению из государственного или местных бюджетов. Включают в себя все виды пенсий; все виды стипендий учащимся вузов, средних специальных учебных заведений; все виды пособий (пособия на детей, пособия по безработице и т.д.); компенсационные выплаты и льготы.
Физическое лицо – это гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности.
Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (организация, учреждение, предприятие, фирма).
Приложение 3. Раздаточный материал.
Практическая ситуация.
1 группа.
Семья – муж, жена, двое детей (посещают детский сад). Муж работает преподавателем, жена домохозяйка, живут отдельно от родителей, строят дачу.
Практическая ситуация.
2 группа.
Мужчина, 35 лет, занимается бизнесом, владеет небольшим бизнесом (два магазина по продаже строительных материалов). Бизнес планирует расширять. Холост. Живет в своей квартире.
Практическая ситуация.
3 группа.
Молодожены, студенты, детей еще нет, живут с родителями и любят путешествовать.
Практическая ситуация
4 группа.
Пара преклонного возраста (муж и жена). Пенсионеры.
Самоанализ урока (15.01.2016 года). Печерная О.Ю.
Класс: 8 и 9
Тема: Банковские услуги.
Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний (Целевое назначение: применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач. Результативность: самостоятельное решение (выполнение упражнений) практической направленности.)Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Упражнение «Правильно распорядитесь деньгами».
3. Актуализация знаний.
Упражнение «Ассоциации»
4. Представление темы урока. Постановка цели и задач урока.
Определение темы урока, целеполагания на основе Интернет – опроса.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Создание кейса «Банковские услуги».
Этапы:
Определение потребностей группы населения.
Подбор критериев методов удовлетворения.
Сбор необходимой информации (работа с перечнем банковских услуг и словарем терминов)
Подготовка первичного варианта информативного сообщения.
Получение экспертной оценки (общее обсуждение в классе)
6. Первичное закрепление. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель урока: повысить финансовую грамотность и информированность учеников в сфере банковских услуг; начать вырабатывать преодоление стереотипов и страхов в области финансовой активности; формировать знание ключевых банковских понятий и умение использовать их на практике.
Информационно - образовательная среда: 1. Учебник «Обществознание. 8 класс» под ред. Боголюбова. 2. Сайт – конструктор интернет - опросов Survio.ru. 4. Социальная сеть ВКонтакте, группа «Старшие классы МОУ «Рыбачьевская школа». 5. Раздаточный материал (перечень услуг, предоставляемых банками гражданам и словарь банковских терминов)
Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Обществознание» - 7 класс, тема «Экономика семьи»; курс «Обществознание» - 8 класс, тема «Предпринимательская деятельность», «Потребление», «Инфляция и семейная экономика».Ключевые понятия: финансовая грамотность, банковские услуги.
Место данного урока в структуре курса:
Данный урок является частью раздела «Банковская и финансовая система» факультативного курса «Финансовая грамотность» для учеников 8 и 9 классов. В структуре курса данный урок проводится после изучения темы «Банковская система и её элементы» и предшествует теме «Структура финансовой системы, финансовые институты».
Краткая характеристика классов:
Урок проводился как факультативное занятие для учеников 8 класса (12 человек) и 9 класса (12 человек) одновременно. Это обусловлено особенностями модульной структуры предмета «Обществознания»: 8 класс по программе изучает модуль «Экономика», 9 класс по программе изучает модули «Право» и «Политика» и нуждается в повторении экономических понятий перед выпускными экзаменами.
Краткая психолого – педагогическая характеристика классов: 9 класс (из 12 человек по предмету «обществознание» имеют четвертные оценки: 2 – отлично, 4 – хорошо, 6 – удовлетворительно); 8 класс (из 12 человек – 3 – отлично, 6 – хорошо; 3 – удовлетворительно). Ученики этих классов оказались приблизительно в равных условиях, несмотря на возрастную разницу, так как девятиклассники испытывают определенные сложности в обучении, но уже изучили модуль «экономика», а восьмиклассники имеют более высокие достижения в учебе. Также это обусловлено малокомплектностью школы (сельская школа – девятилетка, отсутствие параллелей).
Формирование УУД в процессе урока:
В процессе выстраивания работы с детьми я планировала сформировать следующие УУД:
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик получит навык распоряжения денежными средствами; научится ориентироваться в многообразии банковских услуг и применять эти знания на практике; проводить анкетирование, опросы, систематизировать и анализировать полученную информацию.
Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково – символических средств, в том числе моделей, схем, диаграмм; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.Коммуникативные: согласовывать усилия по достижению общей цели – ориентироваться на партнера; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно – познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний:
Вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке началось за несколько дней до даты проведения урока: при подготовке к уроку ученикам было предложено поучаствовать в интернет-опросе «финансовая грамотность» созданном на сайте – конструкторе опросов Survio.ru и размещенном на странице группы «Старшие классы МОУ «Рыбачьевская школа» в социальной сети ВКонтакте (группа создана около года назад для обмена необходимой информацией учениками, учителями и родителями учеников 5-9 классов).
На первом этапе урока было проведено несколько учебных упражнений, целью которых было создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Упражнение «Правильно распорядись деньгами». Детям было предложено условно распорядится крупной суммой денег. Анализ результатов данного упражнения вывел детей на мысль, что деньгами они распоряжаются не грамотно (тратят, но не накапливают, не преумножают).
Упражнение «Какие ассоциации вызывает у вас слово «Банк». Целью этого упражнения была актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Также, данное задание имело целью вывести учеников на тему и цели урока.
Представление темы урока. Постановка цели и задач урока.
Определение темы урока, целеполагания осуществлялось с помощью анализа результатов интернет – опроса, в котором участвовали ученики. Результаты выводились на экран в виде гистограммы и диаграммы.
В виде гистограммы были представлены результаты знания финансовых терминов (ключевых понятий). Ученики визуально убедились в том, что половина опрошенных, банковской терминологией не владеет.
В виде диаграммы ученики увидели результаты ответов на вопрос «Оцените уровень своей финансовой грамотности» - 92% опрошенных позиционировали свой уровень как «нулевой», «начальный» и «базовый». Таким образом, проанализировав данные, ученики пришли к мысли о необходимости повышать уровень своей финансовой грамотности и предложили тему урока.
Первичное усвоение новых знаний.
На этом этапе урока применялись элементы Кейс – технологий (обучение в процессе решения реальных жизненных проблем). Группам было предложено выступить в роли финансовых консультантов и оказать консультационные услуги представителям одной большой семьи. Возрастные, социальные роли членов семьи были продуманы мною заранее так, чтобы охватить все основные группы населения. Ученикам предлагалось проанализировать возможные финансовые потребности мини-группы (например: молодая семья с двумя детьми) и предложить определенный набор банковских услуг для их удовлетворения. В процессе работы можно было пользоваться перечнем услуг, предоставляемых гражданам банками, и словарем банковских терминов. Результаты данного вида работы предлагалось оформить в виде графика или кластера и презентовать классу. На экран выводился алгоритм действий:
Создание кейса «Банковские услуги».
Этапы:
Определение потребностей группы населения.
Подбор критериев методов удовлетворения.
Сбор необходимой информации (работа с перечнем банковских услуг и словарем терминов)
Подготовка первичного варианта информативного сообщения.
Получение экспертной оценки (общее обсуждение в классе)
Первичное закрепление
Первичное закрепление проводилось в форме проговаривания алгоритма решения вслух и в форме блиц-опроса на знание ключевых банковских услуг и способов воспользоваться ими.
Рефлексия.
На этапе рефлексии ученикам было предложено предположить, где и в каких ситуациях реальной жизни, понадобится знание банковской терминологии. Как можно применить полученные на уроке навыки и умения.
Отбор и целесообразность применения методов и форм обучения.
В соответствии с целью урока были применены такие педагогические методы и технологии как:
Интернет – опрос (с использованием социальных сетей) и его анализ с построением графиков.
Тренинговые технологии (работа в группах, выборы спикеров и тайм – менеджера)
Анализ цитат и высказываний (Бодо Шефер, Бенджамин Франклин).
«Ассоциации» (одна из технологий развития критического мышления).
Кейс – технология (проблемное обучение).
Смысловое чтение (работа с текстом, словарем).
Блиц – опрос (фронтальная работа)
Таблицы самоанализа (рефлексия)
Считаю, что главный этап работы – создание Кейса на основе реальной проблемной ситуации. Время, отведенное на определенные этапы урока было распределено рационально. «Связки» между этапами были логичными и, в конечном итоге, работали на главный этап урока. Работа наиболее активных учащихся была отмечена устно, оценивание не проводилось (так как урок является частью факультативного курса).
Я оцениваю результаты урока хорошо. Определенные трудности возникли на этапе целеполагания (ученикам достаточно сложно было сформулировать цели урока). В остальном, цели урока были достигнуты, задачи реализованы. Ученики работали активно и с хорошим настроением.