Викторина по сказкам А.С. Пушкина Путешествие в Лукоморье


ГБОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж»
Конспект внеклассного мероприятия
Викторина по сказкам А.С Пушкина «Путешествие в Лукоморье»
проведенного в 4 «в» классе МКОУ СОШ №9
Проверили:
учитель Грибкова С.В.
методист Кириллова А.Н.
Провела: Андроник Алла
Дзержинск-2014
Цель: Продолжать формировать интерес к сказкам А.С Пушкина.
Задачи:
- закреплять представление о художественных особенностях сказок;
- развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений;
- понимать смысл образных выражений, пословиц, поговорок;
- формировать навыки совместной деятельности.
Оборудование учителя: презентация, карточки.
Оборудование детей: карандаш, чистый лист бумаги.
План:
Организационный момент(3 мин)
Вводная часть (5 мин)
Основная часть (35 мин)
Заключительная часть ( 2 мин)
Орк момент
( Заранее ребята делятся на 2 команды)
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы окажемся в удивительной стране Лукоморье, где живут ваши старые знакомые – герои сказок Пушкина. (чтение «У Лукоморья»)
2. Вводная часть
Это персонажи приготовили для вас интересные задания. Готовы ли вы их выполнить? (Да)
- Но с начало давай те ка вспомним, какие сказки есть у Пушкина. В помощь вам, я буду демонстрировать изображения, а вы по нему угадывать, что это за сказка.
1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о золотом петушке»
4. «Золотая рыбка»
3. Основная часть
- Это самый умный персонаж в стране Лукоморье. Кто же это?
( правильно, это кот ученый)
- А давайте докажем ученому коту, что и мы тоже, как он, умные и начитанные, отвечая на его вопросы?
Вопросы: (-Вопросы я буду задавать по очереди, если одна команда затрудняется на него ответить – то на него может ответить другая.)
1.Как называется сказка, в которой чёрная зависть и злоба были наказаны, а доброта и кротость вознаграждены? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).
2. Какой предмет был дан царице в приданое? (Зеркало).
3. Почему царица хотела извести молодую царевну? (Она завидовала красоте и молодости царевны).
4. У кого поселилась царевна? (У семи богатырей).
5. С каким предложением обратились богатыри к девушке? (Они просили царевну стать невестой одного из них).
7. Почему девушка им отказала? (Потому что у неё был жених).
8. Как царица погубила падчерицу? (Дала ей отравленное яблоко).
9. К кому обращался царевич Елисей за помощью во время поисков невесты? (К солнцу, месяцу, ветру).
10. Кто помог Елисею? (Ветер).
11. Что сказала царевна, когда проснулась? («Как же долго я спала»).
12. От чего умерла в конце сказки злая царица? (От тоски).
(Вопросы с запасом: )Как называется сказка о том, как завистливые девицы пытались разбить семью своей сестры. («Сказка о царе Салтане…»).
Одна из сестер стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (Поварихой).
Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали).
Как спаслись царица с сыном? (Царевич попросил волну вынести на берег бочку, а потом выдавил её дно).
Кого царевич спас от коршуна? (Лебедь).
Каким именем нарёкся царевич? (Князь Гвидон).
Сколько раз князь Гвидон плавал с корабельщиками и для чего? (Гвидон хотел повидать отца и три раза пробирался на корабль купцов).
В кого превращался Гвидон? (В комара, муху, шмеля).
Почему Гвидон, превращался в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона).
Какие чудеса появились на острове Буяне благодаря Царевне Лебеди? (Город с дворцом, чудесная белка, тридцать три богатыря.)
Наказал ли царь Салтан ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Нет, он их простил и отпустил домой.)
- Учёный кот просит отметить правильные ответы на вопросы. У каждого из вас на столе карандаш и лист бумаги с напечатанными вариантами ответов. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны отмечать правильный на ваш взгляд вариант ответа. По вопросам, думаю, вы догадаетесь, что это за сказка.
Сказка «Золотая рыбка»
О чём просила старика рыбка? (Отпустить ее в море; отправиться в ее подводное царство; приходить чаще.)
За что бранила старика старуха? (За то, что он ничего не поймал; за то, что не взял откупа с рыбки; за то, что долго был на рыбалке.)
Что сначала получила от золотой рыбки старуха? (Корыто; избу; нарядный сарафан.)
Почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (Не расслышала просьбу из – за шторма; рассердилась на старуху и решила ее наказать; была занята другими делами.)
Какой была старуха в сказке? (Жадной; коварной; хитрой.)
(С запасом Сказка «Золотой петушок».)
К кому обратился царь Додон за помощью? (К звездочёту; к волшебнику; к злой колдунье.)
Что подарил мудрец царю? (Волшебную палочку; Золотого петушка; сундук с драгоценностями. )Что пообещал царь звездочёту? (Исполнить любую его просьбу; заплатить; угостить.)
Что попросил мудрец у Додона за золотого петушка? (Полцарства; сундук золота; Шамаханскую царицу. )За что был наказан царь? (За невыполненное обещание; за жесткость; за доверчивость.)
- Учёный кот благодарит вас за старания. А мы отправляемся по неведомым дорожкам Лукоморья дальше. Следующий герой, которого мы встретим будет? (леший). Леший очень любит слушать звуки леса и предлагает вам музыкальный вопрос. Послушайте отрывки из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», написанной по сюжету одноименной сказки Пушкина. Назовите эпизоды, которым они посвящены.
(Звучат аудиозаписи музыкальных картинок «Белка», «Царевна Лебедь», «Полёт шмеля»( Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив. Царевич Гвидон летит к своему отцу,  царю   Салтану , а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т. е., наказать старуху Бабариху)

- Есть ещё игра для вас,
Так сыграем мы сейчас:
Я начну строку читать,
Вам придётся продолжать.
Жил старик со своею…(старухой)
У самого… (синего моря).
Ветер, ветер! Ты …(могуч),
Ты гоняешь…(стаи туч).
И кричит: «Кири- ку- ку!
Царствуй …(лежа на боку)».
Ветер по морю…(гуляет)
И кораблик…(подгоняет).
Он бежит себе…(в волнах)
На раздутых…(парусах).
Сказка ложь, да в ней…(намёк).
Добрым молодцам…(урок).
- Кого мы еще можем увидеть на дорожках Лукоморья? Нам навстречу «…ступа с Бабою - ягой идёт – бредет сама собой».
- Помогите старушке, объясните значение непонятных ей слов и выражений.
Объясните пословицу.
«остаться у разбитого корыта». Героиня какой сказки осталась у разбитого корыта и почему? Чему нас учит эта пословица? ( Остаться ни с чем, потерпеть неудачу. Во всем нужно знать меру и уметь усмирять свои желания. «Остаться  у разбитого корыта» прочно вошло в наш повседневный лексикон и обозначает крушение всех надежд и ожиданий благодаря своей излишней жадности и отсутствию чувства меры.)Что означает выражение «расти не по годам, а по часам»? Про героя какой сказки можно так сказать?
- Баба- яга предлагает вам заменить старинные слова на современные
Лихо…(плохо). Дивясь …(удивляясь). Персты…(пальцы). Кликать …(звать). Браниться …(ругаться). Ступай…(иди). Град…(город). Величать…(называть).
- А кто сидит на ветке дуба? Русалка предлагает угадать героев сказок по описанию.
(Ученик читает отрывок из сказки.)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
(Богатыри из «Сказки о царе Салтане…»)
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею.
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из «сказки о золотой рыбке».)
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна Лебедь из « Сказки о царе Салтане…»)
- Последнее задание приготовил для вас Кощей Бессмертный. В своём сундуке он собрал так много сказочных предметов, что теперь сам не помнит, что из какой сказки.

Свойство чудное имело,
Говорить оно умело (зеркало)
…Соку сладкого полно,
Так румяно и душисто (яблоко)
В них скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд (орехи)
… Засмолили, покатили
И пустили в океан (бочка)
Заключительная часть
- Наше пребывание в Лукоморье подошло к концу. Вы дружно справились с заданиями, показали прекрасное знание сказок Пушкина. С героями этих сказок вы встретитесь еще не раз. А сейчас настало время узнать, кто победил в игре – викторине. Уверена, что вы не забыли наше главное правило: « выиграл – не зазнавайся, проиграл – не унывай».
У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо - песнь заводит,Налево - сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух... там Русью пахнет!И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёныйСвои мне сказки говорил.