А.С.Пушкин Пролог из произведения Руслан и Людмила


Имя этого замечательного поэта известно каждому человеку в нашей стране с ранних лет, благодаря сказкам. Вы тоже уже знакомы немного с  личностью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, и мы сегодня это знакомство продолжим.
Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года. Постарайтесь запомнить эту дату. Это Пушкинский день, который ежегодно отмечается в нашей стране.  Отец – Сергей Львович Пушкин происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, а мать – Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра I – арапа Ганнибала. 
Пушкин уже в детстве получил возможность приобщиться к литературе. В их доме имелась  прекрасная библиотека, родители были знакомы со многими известными литераторами той поры, которые часто бывали в доме Пушкиных. А в мир народной поэзии и сказки его ввели простые крестьянские люди: его няня – Арина Родионовна Яковлева и дядька – Никита Козлов. Примечательно, что любовь к этим простым людям  Пушкин пронёс  через всю жизнь. Когда его, уже взрослого человека, сослали в родовое имение Михайловское, где он провёл два года, с ним неотлучно была Арина Родионовна, которая, как в детстве сказывала ему вечерами сказки. 
Ученица читает стихотворение Н. Доризо.
Всё было мудро предназначеноСудьбой – и сказки, и былины.Его сама Россия нянчилаРуками крепостной Арины.В светёлке теплота перинная,Свеча устало догорала,И песня русская, стариннаяЕго, младенца, пеленала.Трудилась,Господа не гневала,Жила, как все.Вставала рано.Но без неё, быть может, не было бУ нас Людмилы и Руслана.Хотя она о нас не грезила,Когда с хитринкой, по-крестьянски,То вдруг задумчиво, то веселоЕму рассказывала сказки.
– А когда Пушкина, смертельно раненного на дуэли, привезли домой, его встретил верный дядька Никита Козлов и, бережно взяв на руки, понёс в дом.«Грустно тебе нести меня? – спросил его Пушкин. Ничего не ответил старый дядька, только заплакал.
Среди сказочных произведений Пушкина есть поэма «Руслан и Людмила», в сюжете которой чудесным образом переплелись сказочные и былинные мотивы.  В 1828 году, переиздавая её, Пушкин присоединил к ней Пролог, начало которого воспроизводит записанную Александром Сергеевичем сказку Арины Родионовны о царе Салтане.«У моря, у лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». В этом прологе собрались герои и народных и литературных сказок, объединённые гением Пушкина.
Чтение учителем «Пролога».
Для вас, души моей царицы,Красавицы, для вас однихВремен минувших небылицы,В часы досугов золотых,Под шепот старины болтливой,Рукою верной я писал;Примите ж вы мой труд игривый!Ничьих не требуя похвал,Счастлив уж я надеждой сладкой,Что дева с трепетом любвиПосмотрит, может быть украдкой,На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсё ходит по цепи кругом;Идет направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несет богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;Там русской дух... там Русью пахнет!И там я был, и мед я пил;У моря видел дуб зеленый;Под ним сидел, и кот ученыйСвои мне сказки говорил.Одну я помню: сказку этуПоведаю теперь я свету...
II. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
^ Слово учителя:
Пушкину было двадцать лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в Царскосельском лицее и продолжал, как он сам написал в предисловии ко второму изданию, «среди самой рассеянной жизни» в Петербурге.
Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила» 1820, марта 26, великая пятница».
Молодежь была в восторге от пушкинской поэмы. За Пушкиным надолго установилось прозвание «певца Людмилы и Руслана». В дворянскую литературу влилась вместе с пушкинской поэмой свежая струя поэзии. Перед изумленными читателями раскрылись накопленные веками неистощимые богатства народного творчества. Народные сказки и былины засверкали новым светом, украшенные гением молодого поэта. Сказки причудливо переплетались в пушкинской поэме с былинами, образуя гармоничное целое, объединенное общей мыслью. Добрые и злые волшебники, похищение Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от очарованного сна,- все это пришло из сказок и было переработано творческой фантазией поэта.
В то же время Руслан – типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих Киев печенегов, живо напоминает подвиги Ильи Муромца.
Никто до Пушкина не умел так хорошо владеть народной речью. Если именно эта, народная сторона, и обеспечивала успех «Руслану и Людмиле» в передовых кругах общества, то среди литературных староверов, сторонников изысканной дворянской литературы, она вызывала негодование. Прошло восемь лет. Пушкин стал знаменитым поэтом, заслужил народную любовь. Переиздавая в 1828 году свою поэму, Пушкин присоединил к ней пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» примыкает уже к пушкинским сказкам…
Эта «сказка» совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Выразительное чтение пролога.
Беседа, устное словесное рисование, словарная работа.
Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали, какой была бы композиция вашей картины?
Хорошо ли вы представляете себе героев и фрагменты сюжетов, которые надо запечатлеть?
Найдется ли место на вашей картине для автора пролога?
Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб, стоящий на излучине морского берега, и сказочного кота.
Почему кот ученый? 
Варианты ответов различны: дрессированный, образованный, умный, знающий песни и сказки… Уточним ответы детей и вспомним сказочного кота Баюна. Далее пространство картины заполняется, продолжают ребята, изображением сказочных героев и фрагментами сказочных героев сказочных сюжетов. Мы хорошо представляем, как их нарисовать, потому что они пришли из народных сказок. Каких?
Почему пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?
Вопрос о том, нужно ли на картине изображать автора вызывает спор. С одной стороны, традиционная концовка («И я там был…) условна, так заканчивается много волшебных сказок, с другой стороны, автор говорит о том, что сказка, которую он далее поведает, рассказана ему ученым котом, значит, автор – потенциальный герой картины.
В завершении работы по устному словесному рисованию можно сравнить свои впечатления с репродукцией картины Крамского «Пушкин у Лукоморья». 3 Выразительное чтение «Пролога» учащимися.
Домашнее задание: Выразительное чтение наизусть «Пролога»