Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. Поэма Руслан и Людмила (пролог)

Урок литературы для детей с ЗПР (5 класс)
Тема: Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (пролог).

Цель: 1)познакомить с некоторыми страницами биографии А.С. Пушкина и с прологом из поэмы «Руслан и Людмила».
2) научить чувствовать и понимать красоту поэтического слова, закреплять навык выразительного чтения и анализа стихотворного произведения.
3) показать влияние народного творчества на будущего поэта.

Оборудование: компьютер, телевизор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
У:- Добрый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте хорошего настроения. Улыбнитесь мне. Спасибо. Улыбка всегда располагает к общению.
II. Мотивационный этап (подготовка к изучению нового материала).
У:- С произведением какого автора мы сегодня познакомимся, вы постараетесь догадаться, прослушав отрывки из произведений. (Пять отрывков).
У:- Кто же автор этих строк? (Ответ учеников).
У:- Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину.
III. Изучение нового материала.
1) Постановка цели урока.
У:- Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из поэмы-сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
2 слайд – портрет А.С. Пушкина. Тема урока: Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок из поэмы).
3 слайд – Цель урока: 1)познакомить с некоторыми страницами биографии А.С. Пушкина и с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».
2) научить чувствовать и понимать красоту поэтического слова, закреплять навык выразительного чтения и анализа стихотворного произведения.
3) показать влияние народного творчества на будущего поэта.

2) Биография Пушкина (знакомство со страницами биографии А.С.Пушкина)

4 слайд – фотография маленького А.С. Пушкина.
6 июня(26 мая по старому календарю) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображён совсем маленьким ребёнком, 2-3-х лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся волосы, голубые глаза.
5 слайд – родители А.С. Пушкина.
Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Мать поэта, Надежда Осиповна урождённая Ганнибал, была остроумна, хороша собой.
6 слайд – дети семьи Пушкиных.
В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев. Первенцем в семье была дочь Ольга. Также как и брат, она свободно говорила по-французски, училась музыке, рисованию, хорошо знала английский язык.
Младшего брата Александра Сергеевича звали Лев. Он был очень похож на брата, знал наизусть много его стихов, великолепно их декламировал.
Главным источником знаний у А.С. Пушкина были книги, он читал много и жадно, тайком забирался в библиотеку отца и читал книги французских классиков. У него рано пробудился интерес к литературе. «На восьмом году возраста» - вспоминал позднее его брат Лев, - он сочинял на французском языке маленькие комедии, в девять писал басни, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
7 слайд - Арина Родионовна Матвеева – любимая няня А.С. Пушкина.
Это она познакомила его с Кощеем, с добрыми волшебниками и злыми колдунами.
8 слайд – лицей.
Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Царско-сельский лицей. Детство кончилось. Он ехал в лицей. Именно здесь Пушкин стал поэтом.
У:- Здесь, в лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму-сказку «Руслан и Людмила».
3) Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
Выразительное чтение пролога учителем.

9 слайд - Упражнения для развития памяти
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

У:- Прочитайте эти строчки глазами.
- Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте.
- Прочитайте хором выразительно.
- Поработаем над первой строчкой:
прочитайте фразу так, чтобы всем было понятно, о каком дереве идёт речь;
а теперь отметьте голосом, какое это дерево, какой он этот дуб;
наконец, прочитайте так, чтобы слушателю было понятно, где растёт этот дуб.

5) Чтение пролога учителем наизусть.

У:- Ребята, сейчас вы превратитесь не только в слушателей, но и «художников-иллюстраторов». Ваша задача: вслушаться в строки Пушкина и мысленно нарисовать картину.
- Что бы вы нарисовали в центре картины?
- Герои каких народных сказок поместились бы на картине?
- Как бы вы изобразили кота? Почему «кот учёный»?
- Должен ли быть изображён автор на картине?
- Рассмотрите репродукцию картины Н.А. Рамазанова «Пушкин у лукоморья» (1843). Что вам в ней нравиться? Что вы хотели изменить, дополнить?
6) Физкультминутка. (Ученики за учителем повторяют движения)
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.

7) Чтение пролога с комментированием.
У:- А сейчас переходим к чтению пролога. Ваша задача: быть квалифицированным читателем, т.е. не только читать, но и понять содержание, выделить незнакомые слова, поработать над значением слов.
8 ) Словарная работа.
Выпишите слова, которые вам не понятны
10 слайд - Лукоморье – излучина моря, морской залив, бухта.
Неведомый – незнакомый, незнаемый
Видение – то, что представляется воображению в грезах
Витязь – богатырь, храбрый воин
Чредой – чередой, вереницей, в определённом порядке.
Пленяет – берёт в плен.
Тужить – печалиться грустить.
Чахнуть – терять силы, здоровье; томиться, мучиться от чего-либо.

а) чтение 1-10 строчки
У: - Перечислите персонажей
- Почему Русалка сидит на ветвях? Может Пушкин ошибся?
б) чтение 11 – 19 строчки
- Как вы понимаете «Там о заре прихлынут волны/На брег песчаный и пустой» ?
в) чтение до конца
- «Там королевич мимоходом/Пленяет грозного царя»
«Там царь Кащей над златом чахнет:/Там русский дух... там Русью пахнет!» - Объясните смысл

9) Чтение отрывка (разные виды чтения)

У:- прочитайте пролог про себя;
-чтение по цепочке;
-чтение по рядам хором.
IV. Итог урока.
У:- Ребята, что нового сегодня вы узнали на уроке?
V. Домашнее задание. Выучить пролог наизусть.