ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПО ПРОФЕССИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)








РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Педагогическим советом техникума
Протокол №1 от «28» августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ВО «ЛПТТ
имени А.К. Лысенко»
______________________ Н.А. Бровченко
Пр. №267 от «28» августа 2015г.
в редакции от 30.10.2015 года, приказ №353








ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПО ПРОФЕССИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Основное положения

1.1. Рабочая программа дисциплины – это документ, являющийся частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) для специальностей среднего профессионального образования (далее – СПО) или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) для профессий СПО, реализуемых в ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко» (далее – Техникум).
1.2. Рабочая программа дисциплины предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО.
1.3. Рабочая программа дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

2. Содержание рабочей программы дисциплины и требования к оформлению

2.1. Рабочая программа дисциплины должна содержать:
титульный лист;
паспорт рабочей программы дисциплины;
результаты освоения дисциплины;
структуру и содержание дисциплины;
условия реализации программы дисциплины;
контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
На титульном листе указывается:
наименование образовательного учреждения;
наименование дисциплины;
профессии / специальности, для которых разработана программа;
место (город) разработки программы.
На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения о разработчиках.
2.2. Требования к оформлению (Приложение 1):
Титульный лист оформляется по образцу приложения.
Для текста рабочей программы кроме таблиц разделов 3 и 5: шрифт – Times New Roman, кегль – 14, междустрочный интервал – 1-1,5, отступ первой строки 1,25, выравнивание по ширине, ориентация листа – книжная (кроме раздела 3, пункта 3.2), поля: верхнее – 2 см, левое – 3 см, нижнее – 2 см, правое – 1,5 см.
Каждый раздел рабочей программы начинается с нового листа.
Заголовки первого уровня печатаются прописными буквами, начертание – полужирное, выравнивание – по центру. После заголовка вставляется пустая строка. Точка в конце заголовка не ставится.
Заголовки второго уровня печатаются строчными буквами, кроме первой, от левого поля, начертание – полужирное. Точка в конце заголовка не ставится.
Для таблиц разделов 3 и 5: шрифт - Times New Roman, кегль – 10, междустрочный интервал – 1, без отступа первой строки. В шапках таблиц выравнивание заголовков по центру по вертикали и горизонтали, начертание – полужирное. Начертание шрифта текста в таблицах – согласно образцу в Приложении 1, т.е. в заголовках – полужирное, текст – обычное, выравнивание по левому краю.
Ориентация листа для Раздела 3, пункта 3.2 – альбомная, поля: верхнее – 3 см, левое – 2 см, нижнее – 1,5 см, правое – 2 см.

3. Рецензирование рабочих программ

3.1. Рецензирование рабочих программ дисциплин осуществляют при их разработке или пересмотре в новой редакции.
3.2. Рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих преподавателей аналогичных по профилю кафедр вузов, колледжей, техникумов, преподавателей профильных дисциплин, междисциплинарных курсов техникума.
3.3. Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде и:
отражает в нем соответствие содержания программы требованиям ФГОС СПО, современному уровню и тенденциям развития науки и производства;
оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах;
вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе.
3.4. Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если является сотрудником организации – занимаемую должность, организацию). Подпись рецензента заверяется печатью организации.
3.5. Проект программы должен быть рассмотрен на заседании цикловой комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программы, зачитывается отзыв рецензента. После одобрения программы и занесения соответствующей записи в протокол заседания цикловой комиссии программа утверждается директором техникума или заместителями директора по учебной работе и учебно-производственной работе.
Приложение 1
Пример рабочей программы дисциплины

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

________________________________________________________
название дисциплины




по профессии СПО/ специальности СПО


_______________ ________________________________
код название









Лиски
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности / профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) _________________ _____________________________________________________________________________

или разработана в соответствии с запросом потенциальных работодателей (для дисциплин вариативной части) по профессии СПО/ специальности СПО ___________________________ и на основании решения педагогического совета от «__»___________20___ года, протокол №__.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

Разработчики:
Полукарова Татьяна Александровна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.

Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «Промышленность», «Транспорт» (указать необходимое) «__»___________20___ года, протокол №__.
Председатель ЦК Буйволова Е.И./Попова М.А. (указать необходимого председателя)

Программа одобрена на заседании УМС «__»___________20___ года, протокол №__.
Заведующий научно-методическим отделением С.А.Сарксян



СОДЕРЖАНИЕ


стр.




ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

-

результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
-




СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

-

условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

-

Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины
-


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ / ППКРС в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) или профессии (профессиям) СПО ____________________________________________.
Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования рабочей программы дисциплины.

Рабочая программа дисциплины может быть использована ___________________________________________________________________
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном обучении (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ / ППКРС:
___________________________________________________________________
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
________________________________________________________________
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
________________________________________________________________
Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в п.1. ФГОСов по специальностям / профессиям

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
– максимальной учебной нагрузки обучающегося ______ часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;
– самостоятельной работы обучающегося ______ часов.
1.5. Использование часов вариативной части ППССЗ / ППКРС*

№ п\п
Дополнительный практический опыт
Дополнительные умения
Дополнительные знания
№, наименование темы
Количество часов
Обоснование включения в рабочую программу

1.







2.







3.
















* - пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы, данный пункт не оформляется, если дисциплина введена полностью за счет часов вариативной части.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями ______________________________________________, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ОК 1


ОК N.


ОК N.


ОК N.


ОК N.


ОК N.


ПК 1.1


ПК N.


ПК N.


ПК N.



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
*

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
*

в том числе:
*

практические занятия
*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
*

в том числе:
(Указывается вид самостоятельной работы. Например: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формирования умений)


Промежуточная аттестация в форме (зачета / экзамена) (указать необходимое)


Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

При планировании самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста), повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, изучение нормативных материалов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.), подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др..
Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариантных задач и упражнений, выполнение чертежей, схем, выполнение расчётно-графических работ, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, подготовка курсовых и дипломных работ (проектов), экспериментально-конструкторская работа, опытно-экспериментальная работа, упражнения на тренажёре, упражнения спортивно-оздоровительного характера, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

3.2. Тематический план и содержание дисциплины


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов

1
2
3

Раздел 1.
*

Введение
Содержание:
*

Тема 1.1.
Содержание: (Дидактические единицы по темам должны быть направлены на приобретение обучающимися умений и знаний, определенных ФГОС по дисциплине в таблице)
*
(сумма часов аудиторных занятий )

Тема 1.2.
Содержание:
*


Практические занятия/ Лабораторные занятия (указать необходимое)
1.
2.
*


Самостоятельная работа: (указывается вид самостоятельной работы. Например: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формирования умений)



Курсовая работа (при наличии):
*

Тема 1.3.
Содержание:
*


Курсовая работа (при наличии):
*

Контрольная работа №1 «Название контрольной работы»


Раздел 2.
*

Тема 2.1.
Содержание:
*


Самостоятельная работа:


Тема 2.2.
Содержание:
*


Практические занятия
1.
*


Самостоятельная работа:


Контрольная работа №2 «Название контрольной работы»
*

Зачет/Экзамен (указать необходимое)
*

Итого аудиторных занятий


В том числе:
*

практических занятий


Итого самостоятельной работы
*

Итого максимальная нагрузка
*

Итого аудиторных занятий
*

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия кабинета _____________; мастерских _______________; лабораторий__________ (указываются при наличии)

Оборудование кабинета, лаборатории, мастерской (оставить необходимое):
-
-
(Приводится перечень оборудования, столы, стулья, тренажеры, модели, макеты и т.п. (Количество не указывается).
Технические средства обучения:
-
-
(Приводится перечень технических средств обучения, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. (Количество не указывается).
Измерительный и прочий инструмент:
-
-
(Приводится перечень инструмента штангенциркуль 150мм, 0,05мм, микрометр 0 - 25мм, 0,01мм, угольник 100мм, линейка 150мм, калибры, шаблоны, глубомер и т.п. (Количество не указывается).
Комплект учебно-методической документации:
-
-
(Приводится перечень стендов, плакатов, методической документации и т.п. (Количество не указывается).

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: ___________________________________________
Дополнительные источники: _____________________________________
Интернет-ресурсы:______________________________________________
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе ______________________________________
__________________________________________________________________
(Преподавателем описываются условия выполнения контрольных работ, курсовой работы, тестирования, зачета, экзамена. Например: письменного изложения ответов на предложенные вопросы и/или решений предложенных задач, решения в письменной форме теста, устного ответа обучающихся на вопросы, и др.)
Таблица №1
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать)
Основные показатели оценки результата
Средства проверки

Уметь

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
См. 1.3. Цели и задачи дисциплины
Преподавателем описываются конкретные умения, полученные в основном при выполнении лабораторных и практических работ (заданий). Из данных показателей формируются задания для контрольных работ, теста, зачета, экзамена и др.
1. Контрольная работа № 1
«__________»
2. Курсовая работа
3.Тест
4. Зачет /экзамен
5. др.



1. Контрольная работа № 2
по теме: «__________»
2. Зачет

Знать

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
См. 1.3. Цели и задачи дисциплины
Преподавателем описываются конкретные знания, полученные в основном в процессе изучения материала на уроках, при выполнении самостоятельной работы. Из данных показателей формируются задания для контрольных работ, теста, зачета, экзамена и др.
1. Контрольная работа № 1
по теме: «__________»
2. Зачет



1. Контрольная работа № 2
по теме: «__________»
2. Зачет


Таблица 2
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции)
Основные показатели сформированности компетенций
Средства проверки

ПК ....
-составлять.............................................;
- регулировать........................................;
- контролировать....................................;
-настраивать............................................;
и др.
Из данных показателей формируются задания зачета, экзамена.
Зачет/экзамен





Требования к результаты указываются в соответствии с паспортом программы и Разделом 2. «результаты освоения дисциплины»

Таблица 3
Требования к результатам освоения
(общие компетенции)
Основные показатели сформированности компетенций
Формы и методы контроля сформированности компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Проявление интереса к выбранной профессии.
Оценка участия студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях.


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Эффективность поиска необходимой информации;
умение использовать различные источники информации, включая электронные.
Оценка выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации. Наблюдение, оценка решения профессиональных задач, практического задания.
Наблюдение за соблюдением технологии изготовления продукта.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями в ходе проведения занятий.
Определение лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы.
Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателями и руководителями.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Умение использовать полученные профессиональные компетенции в различных ситуациях.
Наблюдение за развитием физических данных.
Наблюдение за поведением в нестандартных и нештатных ситуациях.
Наблюдение за применением данной дисциплины при исполнении воинской обязанности.


Требования к результаты указываются в соответствии с паспортом программы и Разделом 2. «результаты освоения дисциплины»




















Заголовок 115