Комплект (контрольно) оценочных средств для социально-экономического профиля

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский политехнический колледж имени В.И. Вернадского»
















Комплект (контрольно) оценочных средств
по учебной дисциплине
Информатика
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальностям СПО социально-экономического профиля
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»




















Раздел 1. Общие положения

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
Итогом экзамена является качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти.

Раздел 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
Л1 - чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
Л2 - осознание своего места в информационном обществе;
Л3 - готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
Л4 - умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
Л5 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
Л7 - умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
Л8 - готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:
М1 - умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
М2 - использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
М3 - использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
М4 - использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
М5 - умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
М6 - умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
М7 - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:
П1 - сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
П2 - владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
П3 - использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
П4 - владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
П5 - владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
П6 - сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
П7 - сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
П8 - владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
П9 - сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
П10 - понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
П11 - применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.














2.1 Характеристика основных видов деятельности студентов

Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Коды формируемых образовательных результатов
Формы и методы контроля и оценки

1
2
3
4

Введение
Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Выделение основных информационных процессов в реальных системах
Личностные:
Л1, Л2;
метапредметные:
М1;
предметные:
П1.

Фронтальный контроль.
Устный опрос, тестирование.


Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Тема 1.1 Основные этапы развития информационного общества.














Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.
Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.
Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.
Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
Личностные:
Л1, Л2;
метапредметные:
М1;
предметные:
П1.

Фронтальный контроль.
Устный опрос, стандартизированный контроль










1
2
3
4

Тема 1.2 Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Использование ссылок и цитирования источников информации.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ
Личностные:
Л1, Л2;
метапредметные:
М3;
предметные:
П10.
Фронтальный контроль.
Устный опрос, стандартизированный контроль


Раздел 2. Информация и информационные процессы

Тема 2.1 Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
Умение отличать представление информации в различных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том числе о логических формулах
Личностные:
П3, Л4;
метапредметные:
М1, М2;
предметные:
П4.

Индивидуальный контроль.
Практическая проверка












1
2
3
4

Тема 2.2 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка, хранения, поиск и передача информации.
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм
Личностные:
Л3, Л4;
метапредметные:
М1;
предметные:
П2.

Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания


Тема 2.3 Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управлении в социально-экономической сфере деятельности.
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования.
Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации.
Личностные:
Л1, Л2, Л3, Л4;
метапредметные:
М3, М4, М5, М6;
предметные:
П4, П10.

Фронтальный контроль.
Устный опрос




1
2
3
4

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Тема 3.1 Архитектура компьютеров.
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы.
Личностные:
Л6, Л7;
метапредметные:
М1, М6;
предметные:
П1.

Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания


Тема 3.2 Объединение компьютеров в локальную сеть.
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть.
Личностные:
Л2, Л3, Л4;
метапредметные:
М1, М3, М6;
предметные:
П1, П10.

Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания









1
2
3
4

Тема 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, резурсосбережение.
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера.
Личностные:
Л4;
метапредметные:
М6;
предметные:
П9, П11.

Фронтальный контроль.
Устный опрос


Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов

Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Личностные:
Л3, Л4, Л6, Л7;
метапредметные:
М2, М3;
предметные:

Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания

Тема 4.2 Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстка) текста.
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Умение работать с библиотеками программ.
Личностные:
Л1, Л4, Л5, Л6, Л7, Л8;
метапредметные:
М1, М2, М3, М6, М7;
предметные:
П4, П9, П11.

Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка




1
2
3
4




индивидуального задания.

Тема 4.3 Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с помощью
компьютера.
Личностные:
Л3, Л7, Л8;
метапредметные:
М2, М3, М5, М6, М7;
предметные:
П4, П5, П7, П9, П11
Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания

Тема 4.4 Представление об организации баз данных и систем управления ими.
Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.
Пользование базами данных и справочными системами
Личностные:
Л5, Л6, Л7, Л8;
метапредметные:
М1, М2, М3, М5, М6, М7;
предметные:
П4, П6, П9.
Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания

Тема 4.5 Представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах.
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Личностные:
Л3, Л7, Л8;
метапредметные:
М6, М7;
предметные:
П9.

Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК



1
2
3
4




соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания.

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

Тема 5.1 Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о способах создания и сопровождения сайта.
Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач
Личностные:
Л2, Л3, Л4;
метапредметные:
М4;
предметные:
П9, П10, П11
Фронтальный контроль.
Устный опрос.
Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания

Тема 5.2 Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.
Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.
Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.
Определение общих принципов разработки и функционирования
Интернет-приложений.
Личностные:
Л3, Л7;
метапредметные:
М4, М6, М7;
предметные:
П9, П10, П11.
Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ.








1
2
3
4




Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания

Тема 5.3 Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности.
Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с ис-
пользованием программных инструментов поддержки управления
проектом.
Личностные:
Л5;
метапредметные:
М4, М6, М7;
предметные:
П9, П10, П11.

Индивидуальный контроль.
Практическая проверка.
Наблюдение за выполнением заданий на ПК, соблюдение ТБ. Оценка результатов практических работ, оценка индивидуального задания


Раздел 3. Оценка освоения учебной дисциплины

3.1 Общие положения

Общие условия проведения оценки учебной дисциплины.
Таблица 1
Универсальная шкала для оценки освоения учебной дисциплины
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

90 - 100
5
отлично

80- 89
4
хорошо

70 - 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
неудовлетворительно


3.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.2.1 Практическое задание (типовое)
3.2.2 Типовые формы стандартизированного контроля
3.2.3. Расчетно – графическая работа (типовое)
3.2.4 Вопросы экзамена

3.3 Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине

Предметом оценки являются достижение студентами результатов: личностных, метапредметных и предметных. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов:

3.3.1 Контрольно – оценочные средства для текущего контроля

Практические задания
Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов.
Тема 4.2 Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстка) текста.

Практическая работа.
Форматирование и редактирование текста.
Цель работы:
1. Получение практических умений по созданию и редактированию текстовых документов MS Word.
2. Освоение операций форматирования символов и абзацев.
3. Проверка правописания и исправления ошибок в документе.

Задание 1. MS WODR – создание и сохранение документа.
1. Установить следующие параметры страницы:
- верхние и нижние поля – 1,5 см, левое – 2 см, правое – 1,5 см;
2. Отступ первой строки – 1,25 см;
3. Расположение текста – «по ширине»;
4. Установить автоматическую расстановку переносов;
5. Межстрочный интервал – полуторный;
6. Размер шрифта – 14 пунктов и ввести следующий текст:

Отрывок из романа Чарльза Диккенса «лавка древностей»

Хоть я и старик, мне приятнее всего гулять поздним вечером. Летом в деревне я часто выхожу спозаранку и часами брожу по полям и просёлочным дорогам или исчезаю из дому сразу на несколько дней, а то и недель; но в городе мне почти не случается бывать на улице раньше наступления темноты, хоть я, благодарение богу, как и всякое живое существо, люблю солнце и не могу не чувствовать, сколько радости оно проливает на землю.
Я пристрастился к этим поздним прогулкам как – то незаметно для самого себя отчасти из-за своего телесного недостатка, а отчасти потому, что темнота больше располагает к размышлениям о нравах и делах тех, кого встречаешь на улицах. Ослепительный блеск и сутолока полдня не способствует такому бесценному занятию. Беглый взгляд на лицо, промелькнувшее в свете уличного фонаря или перед окном лавки, подчас открывает мне больше, чем встреча днём, а к тому же городя по правде, ночь в этом смысле добрее дня, которому свойственно грубо и без всякого сожаления разрушать наши едва возникшие иллюзии.
Вечное хождение взад и вперёд, неугомонный шум, не стихающее ни на минуту шарканье подошв, способное сгладить и отшлифовать самый неровный булыжник, как терпят всё это обитатели узких улочек?

7. Сохранить документ в папке под именем Вашей группы, которая создана в папке «МОИ ДОКУМЕНТЫ». (СОХРАНИТЬ КАК – открыть папку «МОИ ДОКУМЕНТЫ», затем открыть Вашу папку и ЗАДАТЬ ИМЯ ДОКУМЕНТА и нажать кнопку «Сохранить».

Задание 2. Ввод и редактирование текста.
1. Установить параметры страницы
- левый отступ – 3см, правый отступ – 2см, верхний и нижний отступ – 2,5см.
Размер бумаги – формат –А4, ориентация книжная;
2. Шрифт – 14 пунктов;
3. Межстрочный интервал – полуторный;
4. «Красную строку» - на 1,25 см от левой границы листа;
5. Задать режим автоматического переноса слов;
6. Задать расположение текста на странице «ПО ШИРИНЕ» (с помощью кнопки на Панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ) и ввести следующий текст:

АЭРОСТАТ

Это случилось вечером 6 июля 1819 года. В саду Тиволи, где теперь находится вокзал западной железной дороги, устроено было большое гулянье, оживлённая толпа зрителей окружала ограду, из-за которой должен был подняться аэростат Софьи Бланшар. Заиграла музыка, молодая женщина вошла в лодочку и через несколько минут шар плавно колыхнулся над головами собравшихся зрителей. Некоторое время шар парил в воздухе под аплодисменты толпы, а затем неожиданно стал стремительно падать, пока не упал на крышу одного из домов улицы de-Prevence. Так печально закончился полёт злополучной воздухоплавательницы, которой было всего 41 год от роду.

7. Выделить заголовок текста, установив размер шрифта в 16 пунктов, задав при этом полужирный стиль написания и отцентрировать его с помощью кнопки (всплывающая подсказка «ПО ЦЕНТРУ») на Панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ.
8. Выделить в отдельный абзац два последних предложения (маркеры абзацев можно увидеть, нажав кнопку на Панели инструментов СТАНДАРТНОЙ «НЕПЕЧАТАЕМЫЕ СИМВОЛЫ» - найдите её по соответствующей подсказке).
9. Выделите 1-ый абзац и задайте для него двойной интервал.
10. Выделите второй абзац и отформатируйте его, изменив его положение на странице. Для этого с помощью маркера на горизонтальной линейке измените левую границу, задав её 4 см от левой границе.
Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов.
Тема 4.3 Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Практическая работа.
Создание таблиц в MS Excel с расчетами и построение диаграмм.
Цель работы:
1) Освоение приёмов работы в табличном процессоре Microsoft Excel.
2) Получение навыков практической работы по созданию и редактированию электронных таблиц;
3) Ознакомление с использованием формул и функций, выполнение вычислений.
Задание 1. Вычисление заработной платы в электронных таблицах Microsoft Excel.
1) Рассчитать заработную плату и налоги по упрощенной схеме для небольшой авторемонтной мастерской.
Для расчёта НДФЛ (Налог на доходы физических лиц) взять 13% и при этом для этой ячейки использовать абсолютную ссылку при расчёте налога.
После расчётов постройте «Линейчатую» диаграмму «Тип № 3» для данных (ФИО:Премия).
2) Наберите таблицу по образцу:
Начисление заработной платы


Оклад
Премия
Итого
начислено
Налог
Итого
к выдаче

1
Баранов А.В.
1000
500




2
Голубев С.А.
1100
200




3
Куриленко С.Д.
1200
300




4
Лепёшкина С.М.
1300
100




5
Стороженко Д.А.
1400
200




6
Синельников П.А.
1100
900




7
Таланина Т.А.
1600
200













Итого















Ставка налога (процентов)
13




Примечание:
Для набора № п/п использовать подкоманду «Прогрессия» в строке меню «Правка».
Для всех столбцов и строки «Итого» сделать «Денежный» формат.
Задание 2. Пользуясь данными, приведёнными в таблице, постройте диаграмму высочайших водопадов мира.






Высочайшие и наиболее известные
водопады мира
Местоположение
Название
Высота

Южная Америка
Анхель
1054

Африка
Тугела
933

Сев.Америка
Йосемитский
727

Евразия
Утигард
610

Океания
Сатерленд
580

Африка
Виктория
120

Южная Америка
Игуасу
72

Сев. Америка
Ниагарский
51

Африка
Бойма
40


3.3.2 Контрольно – оценочные средства для рубежного контроля

Типовые формы стандартизированного контроля

Вариант 1

1. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова “алгоритм”:
а) Аль-Каши;
б) Аль-Хайсама;
в) Аль-Хорезми?

2. Что называется алгоритмом?
1) Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
2) Алгоритм – описание последовательности действий (план), для решении задачи.
3) Алгоритм – примерный план для решения задачи.

3. Компьютер – это
1) электронный прибор с клавиатурой и экраном;
2) устройство для выполнения вычислений;
3) универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

4. Персональные компьютеры бывают:
1) монохромные, цветные, черно-белые;
2) настольные, портативные, карманные;
3) матричные, лазерные, струйные;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

5. В какой из групп перечислены устройства вывода информации?
1) Принтер, винчестер, мышь;
2) винчестер, лазерный диск, модем;
3) монитор, принтер, плоттер, звуковые колонки;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.


6. Укажите устройство(а) вывода.
1) графический планшет, перфоратор, джойстик.
2) световое перо, стример, факс-модем.
3) принтер, винчестер, джойстик.
4) плоттер, дисплей, принтер.

7. Укажите верное (ые) высказывание (я):
1) компьютер – это техническое средство для преобразования информации;
2) компьютер – предназначен для хранения информации и команд;
3) компьютер – универсальное средство для передачи информации.

8. Укажите верное (ые) высказывание (я):
1) внешняя память – это память высокого быстродействия и ограниченной емкости;
2) внешняя память – предназначена для долговременного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ или нет;
3) внешняя память – предназначена для долговременного хранения информации только тогда, когда работает ЭВМ.

Вариант 2

1. Что называется алгоритмом?
1) Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
2) Алгоритм – описание последовательности действий (план), для решении задачи.
3) Алгоритм – примерный план для решения задачи.

2. Кто является основоположником математической логики:
а) Исаак Лейбниц;
б) Джордж Буль;
в) Блез Паскаль?

3. В какой из групп перечислены устройства ввода информации?
1) винчестер, лазерный диск, модем;
2) монитор, принтер, плоттер, звуковые колонки;
3) мышь, клавиатура, джойстик, световое перо, сканер;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

4. Принтеры бывают:
1) настольные, портативные, карманные;
2) матричные, лазерные, струйные;
3) монохромные, цветные, черно-белые;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

5. Файлом называется
1) область на диске, предназначенная специально для хранения программ;
2) определенная область на любом носителе информации;
3) поименованная целостная совокупность записей на внешнем носителе;
4) набор программ, предназначенных для организации диалога с пользователем;
5) ни один из ответов 1–4 не верен.


6. Укажите верное (ые) высказывание (я):
1) внутренняя память – предназначена для долговременного хранения информации;
2) внутренняя память – производит арифметические и логические действия;
3) внутренняя память – память высокого быстродействия и ограниченной емкости.

7. Что такое архитектура ЭВМ?
1) внутренняя организация ЭВМ.
2) это технические средства преобразования информации.
3) это технические средства для преобразования электрических сигналов.
8. Как записывается и передается информации в ЭВМ?
1) физическая информация передается и записывается цифрами.
2) физическая информация передается и записывается с помощью программ.
3) физическая информация при вводе/выводе представляется в форме электрических сигналов.

Вариант 3

1. Когда был создан первый арифмометр – механическое счетное устройство:
а) в XIX веке;
б) в XX веке;
в) в XVIII веке?

2. Когда была создана первая в мире электронно-вычислительная машина ENIAC:
а) в 1951 году;
б) в 1932 году;
в) в 1946 году?

3. Какое из утверждений верно?
1) собственное имя файла должно быть уникальным;
2) собственное имя файла плюс расширение должно быть уникальным;
3) полное имя файла должно быть уникальным;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

4. Установите тип файлов со следующими расширениями: *.txt, *.doc.
1) исполняемые файлы;
2) графические файлы;
3) текстовые документы;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

5. Укажите расширения для звуковых файлов.
1) *.rar, *zip, *.arj;
2) *.bmp, *.pcx, *.jpg;
3) *.mp3, *.wav;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

6. В чем заключается концепция “открытой архитектуры”?
1) на материнской плате размещены только те блоки, которые осуществляют обработку информации, а схемы, управляющие всеми остальными устройствами компьютера, реализованы на отдельных платах и вставляются в стандартные разъемы на системной плате.
2) на материнской плате размещены все блоки, которые осуществляют прием, обработку и выдачу информации с помощью электрических сигналов и к которым можно подключить все необходимые устройства ввода /вывода.
3) на материнской плате находится системная магистраль данных, к которым подключены адаптеры и контроллеры, позволяющие осуществлять связь ЭВМ с устройствами ввода/вывода.
7. Для чего предназначен накопитель на жестком магнитном диске?
1) накопитель на жестком магнитном диске предназначен для того, чтобы переносить документы и программы с одного компьютера на другой, хранить информацию, не используемую постоянно на компьютере, делать архивные копии.
2) Накопитель на жестком магнитном диске предназначен для долговременного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ или нет, быстродействие ниже, чем у оперативной памяти.
3) Накопитель на жестком магнитном диске предназначен для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером, программ операционной системы, часто используемых пакетов программ, редакторов, текстовых и графических документов и т. д.

8. Что называется алгоритмом?
1) Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
2) Алгоритм – описание последовательности действий (план), для решении задачи.
3) Алгоритм – примерный план для решения задачи.

Вариант 4

1. Что называется алгоритмом?
1) Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
2) Алгоритм – описание последовательности действий (план), для решении задачи.
3) Алгоритм – примерный план для решения задачи.

2. Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени:
а) три;
б) четыре;
в) пять?

3. Верно ли, что расширение (тип) файла должно быть обязательно задано для каждого файла?
1) нет;
2) да;
3) ни один из ответов 1 и 2 не верен.

4. Программы по обслуживанию диска, архивации файлов, управлению памятью и т. д. называются
1) драйверами;
2) утилитами;
3) операционной системой;
4) прикладными;
5) ни один из ответов 1–4 не верен.

5. Какое устройство предназначено для обработки информации?
1) процессор;
2) дисковод;
3) модем;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

6. Манипулятор “мышь” – это устройство
1) вывода;
2) ввода;
3) считывания информации;
4) сканирования информации.

7. Плоттер – это устройство
1) для считывания графической информации;
2) для ввода;
3) для вывода;
4) для сканирования информации.

8. Moдем – это устройство
1) для хранения информации;
2) для обработки информации в данный момент времени;
3) для передачи информации по телефонным каналам связи;
4) для вывода информации на печать.

Вариант 5

1. Когда фирма Intel создала первый в мире микропроцессор:
а) в 1971 году;
б) в 1961 году;
в) в 1981 году?

2. Когда фирмой IBM были созданы в мире персональные компьютеры:
а) в 1991 году;
б) в 1972 году;
в) в 1982 году?

3. Что называется алгоритмом?
1) Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
2) Алгоритм – описание последовательности действий (план), для решении задачи.
3) Алгоритм – примерный план для решения задачи.

4. Какое устройство предназначено для обработки информации?
1) процессор;
2) дисковод;
3) модем;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

5. Каково назначение клавиши Caps Lock?
1) перемещение курсора на несколько позиций вправо;
2) управление режимом вставки/замены символов;
3) фиксация режима строчных/прописных букв;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

6. Внешняя память служит
1) для хранения оперативной, часто изменяющейся информации в процессе решения задачи;
2) для долговременного хранения информации независимо от того, работает или нет;
3) для хранения информации внутри ЭВМ;
4) для обработки информации в данный момент времени.

7. В каком устройстве компьютера производится обработка информации?
1) внешняя память. 3) процессор.
2) дисплей. 4) клавиатура.

8. Какое устройство компьютера предназначено для ввода информации?
1) принтер. 3) процессор.
2) дисплей. 4) клавиатура.

Вариант 6

1. Когда был создан первый арифмометр – механическое счетное устройство:
а) в XIX веке;
б) в XX веке;
в) в XVIII веке?

2. Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени:
а) три;
б) четыре;
в) пять?

3. Назначение клавиши Delete?
1) управляет режимом вставки/замены символа;
2) удаляет текущий символ с последующим смыканием текста;
3) стирает символ слева от курсора;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

4. Какое из перечисленных устройств памяти компьютера является энергозависимым?
1) Оперативная память;
2) постоянная память;
3) винчестер;
4) ни один из ответов 1–3 не верен.

5. Прием редактирования, при котором используется клавиша Insert, – это
1) перемещение по набранному тексту;
2) форматирование абзацев;
3) форматирование символов;
4) вставка и замена символов;
5) ни один из ответов 1–4 не верен.

6. Перечислите свойства, которые не относятся к свойствам информации.
1) достоверность.
2) понятность.
3) актуальность.
4) целесообразность.

7. Что называется алгоритмом?
1) Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
2) Алгоритм – описание последовательности действий (план), для решении задачи.
3) Алгоритм – примерный план для решения задачи.

8. Что такое архитектура ЭВМ?
1) внутренняя организация ЭВМ.
2) это технические средства преобразования информации.
3) это технические средства для преобразования электрических сигналов.

3.3.2 Контрольно – оценочные средства для экзамена рамках промежуточной аттестации

Экзамен проводится по подгруппам, не более 8 человек. Для экзамена разработан 21 билет, в котором два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое необходимо выполнить на ПК. Теоретические вопросы направлены на проверку знаний, а практические на проверку умений. Время проведения экзамена 30 минут.

Экзаменационные вопросы

1. Основные этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества.
2. Этапы развития технических средств
3. Правовые нормы информационной деятельности.
4. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
5. Лицензионное использование ПО.
6. Понятие информации и её свойства. Измерение информации.
7. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
8. Представление информации в двоичной системе счисления.
9. Принципы обработки информации компьютером.
10. Арифметические и логические основы работы компьютера.
11. Алгоритмы и способы их описания.
12. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
13. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
14. Определение объемов различных носителей информации.
15. Поиск информации с использованием компьютера.
16. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
17. Передача информации между компьютерами.
18. Проводная и беспроводная связь.
19. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
20. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
21. Приведите примеры АСУ в социально-экономической сфере деятельности.
22. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.
23. Внешние устройства, подключаемых к компьютеру.
24. Виды программного обеспечения компьютеров.
25. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
26. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для социально-экономической сферы профессиональной деятельности.
27. Защита информации, антивирусная зашита.
28. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
29. Использование систем проверки орфографии и грамматики.
30. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.
31. Программы – переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
32. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Средства графического представления данных.
33. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
34. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения.
35. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.
36. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для различных предметных областей.
37. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
38. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
39. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
40. Электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.
41. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).
42. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

Практические задания для экзамена

1. Набрать текст по образцу и отформатировать по заданию.
2. Создать базу данных по образцу и выполнить два запроса по заданию.
3. Создать базу данных по образцу и разработать две формы по заданию.
4. Создать базу данных по образцу и разработать отчет по заданию.
5. Создать презентацию из трёх слайдов о своей специальности.
6. Выполнить вычисления в MS Excel и постройте диаграмму по заданию.
7. Наберите и оформите в электронной таблице MS Excel таблицу и постройте диаграмму по заданию.
8. Создать презентацию по теме «История вычислительной техники» используя ресурсы Интернет.
9. Создать презентацию основные устройства персонального компьютера.
10. Разработать базу данных «Студенты» и создать отчет по заданию.
11. Создать базу данных «Штат».





Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме экзамена в соответствии с учебным планом и в рамках промежуточной аттестации студентов.











Разработчик:

ВПК имени В.И. Вернадского к.п.н., преподаватель Головина Н.Н.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)