ПРОГРАММА исправления нарушений звукопроизношения.

ПРОГРАММА
исправления нарушений звукопроизношения.

Основной формой работы с детьми по формированию правильного произношения являются занятия: фронтальные, подгруппами и индивидуальные.
Индивидуальная работа по формированию звукопроизносительных навыков проводится в удобное для логопеда время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренными для подгруппы. Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану и с привлечением родителей, выполняющих дома с ребенком определенных заданий.

Исправление звуков проводится поэтапно. Различают 4 основных этапа:

Подготовительный этап.
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация звука, в случаях замены одного звука другим или смешения их.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап
Цель – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Направление в работе:
формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
формирование направленной воздушной струи;
развитие мелкой моторики рук;
развитие фонематического слуха;
отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики. Она включает в себя упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Артикуляционная гимнастика развивает подвижность органов артикуляционного аппарата, т.е. умение выполнять основные движения, необходимые для произношения звуков родного языка. Сначала выполняется возможность осуществления каждого движения в отдельности , а потом переключения с одного движения на другое – противоположное первому. Таких пар движений шесть.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись (задания для родителей). Выполнять в течении 3-5 минут по 2-3 упражнения. Из 2-3 упражнений новым может быть одно, второе и третье упражнения даются для повторения и закрепления. Новое упражнение вводится, если отработаны старые. Артикуляционные упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Выполняют упражнения перед зеркалом, следя за тем, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. При выполнении упражнений следует следить за качеством:
четкость – направление движений губ или языка выполняется в полном объеме;
плавность – движения производятся легко, без толчков;
дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти);
точность – достижение правильного конечного результата;
равномерность – симметричное выполнение;
устойчивость – удержание полученного положения без изменений некоторое время;
переключаемость – плавный переход от одного движения к другому.
Упражнения для артикуляционной гимнастике подбираются исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом (зрительный контроль). Далее зеркало убирается и функции контроля берут на себя кинестические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата).
Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Выработка воздушной струи проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Обычно, у кого недостаточно сформирована артикуляционная моторика, недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук. Для ее проверки используют специальные упражнения.
Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре , музыкальных занятий (когда проводятся упражнения на координацию движений).
Одним из видов работы по развитию фонематического слуха является воспитание умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребенку возможность слушать образец логопеда и сравнивать со своим искаженным произношением. Направлять таким образом его слуховое внимание на эти звуки, показывать разницу в их звучании и вырабатывать стимул для преодоления нарушений.
При замене одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя при помощи картинок-символов.
Отработка опорных звуков – звуков, схожих с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Эта работа предусматривает уточнение артикуляционного звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях. Отрабатывая опорные звука, надо добиваться их четкого произношения, что помогает выработке положительной дикции; развивать фонематический слух, дать практическое представление о понятиях «звук», «слово», «предложение».

К следующему этапу переходить, когда ребенок научиться легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Постановка звука.
Цель – добиться правильного звучания изолированного звука.
Направление в работе:
объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука;
добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
отработка правильного изолированного звука.

Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Работу начинать со звукоподражания, используя картинки-символы. Предмет на картинке-символе должен напоминать нужный звук, соотноситься с движениями основных органов артикуляционного аппарата, по форме напоминать соответствующую букву.
При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы:
зрительный (ребенок видит предмет и положение органов артикуляционного аппарата);
слуховой (ребенок слышит звук);
двигательный (ребенок ощущает движение губ, языка);
тактильный (ребенок ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок).

К следующему этапу переходить только тогда, когда ребенок по требованию логопеда может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (не звукоподражание).

Автоматизация звука.
Цель – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Направление в работе:
Последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельной речи ребенка.

Слоги.
При автоматизации звука в слогах соединять закрепляемый согласный звук с гласными (А, Ы, У, О):
а) в прямых слогах (са-су-со-сы);
б) в обратных слогах (ас-ос-ус-ыс);
в) в середине слогов между гласными (аса-осо-усу-ысы);
г) в слогах со стечением согласных (ста-сто-сту-сты).

Слова.
Автоматизация в словах – выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. На данном этапе учить произносить звук:
а) в начале слова;
б) в середине слова;
в) в конце слова.
На каждое положение звука в слове подбирать по 20-30 картинок по принципу подбора слогов. Берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных).
При автоматизации звука в словах одновременно надо работать над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова, начиная от простой конструкции (сова) до сложной (самокат).

Предложение.
Автоматизация звуков в предложении проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, как и в слогах, словах.
Используются простые предложения, распространенные, разнообразные по содержанию и структуре.
Используется материал потешек, чистоговорок, стихотворений.

Рассказы.
Автоматизация звука в рассказах необходима, если дети после всей проделанной работы плохо употребляют звук в собственной речи. Рассказы желательно подбирать небольшие по объему, насыщенные словами с нужным звуком.
Постепенно формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок, из личного опыта.

Дифференциация звуков.
Цель – учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Направление в работе:
Последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и самостоятельной речи.

Изолированный звук.
Дифференциация проводится при помощи картинок-символов.
Различение по артикуляционным признакам:
а) при произношении уточнить различия в положении органов артикуляции;
б) логопед поочередно показывает картинку-символ, ребенок:
- называет соответствующий звук;
- не называя звука, говорит, где находится при его произношении язык.
Различение по акустическим признакам:
Логопед поочередно называет звуки, ребенок должен показать картинку-символ.

Слоги.
Алгоритм работы как при работе с изолированном звуком.

Слова.
Алгоритм работы как при работе с изолированном звуком и слогами.

Предложения.
Подбираются рассказы подбирать небольшие по объему, насыщенные словами с нужными звуками.

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведется и словарная работа.


Программа составлена учителем-логопедом МОУ «РСОШ №1» Жерновой Натальей Владимировной на основе пособия М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», М. «Просвещение», 1998 .








13PAGE 15


13PAGE 14115




15