Внеклассное мероприятие «Моя Родина- Казахстан», посвященное 20 -летию Ассамблеи Народов Казахстана


Моя Родина – Казахстан!
( 5 класс, урок- праздник)
Задачи: 1. Обучающая – закрепить знания, полученные ранее на уроках, следить за выполнением речевых правил.
2.Развивающая – познакомить с некоторыми обычаями, играми, традициями, с творчеством казахского народа.
3. Воспитательная – воспитывать у детей патротизим, интернационализм, активную жизненную позицию граждан суверенногонезависимого Казахстана, развивать диалогическую и монологическую речь.
Оборудование: сцена оформлена плакатом « Моя Родина – Казахстан», карта Казахстана, изображение внутренного убранства юрты, дастархан, вырезанные детьми из бумаги ладони рук, аудио-видео фильмы.
Ход праздника
Под музыку дети входят в зал. Ведущая: (одетая в национальный казахский наряд). Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие « Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился, и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.
Ученик: Моя Родина – Отан,
Край любимый Казахстан.
Горы, степи и поля –
Это все моя земля.
Ученик: Она велика
От Алтая до Каспия,
Она широка.
Как народа душа.
Ученик: Она же – Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И плеск Иртыша.
Ученик: родная земля –
Молодая и древняя.
Пою о тебе
И тобою живу!
Ученик: На север взгляну –
Вижу зелень деревьев я,
На юг посмотрю –
Ветры сушат траву...
Ученик: Все есть у тебя:
И леса, и озера,
И синие глуби
Натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы
И я – твой хозяин
И твой – человек!
Ведущая: Дети, к нам приехали в гости ребята из «соседних стран»:
Ученик: во всей вселенной
Чувства нет дороже
Чем дружба всех народов
И мы ребят любого цвета кожи
Готовы встретить песнями у нас
Под музыку Б. Байкадамова к песне «Кел, билейік» входят дети в национальных костюмах.
Ученик: Я живу в Кыргызстане
Есть в Киргизии гора –
От цветов она пестра,
Будто выткала ковер
На заре моя сестра
Там у нас весь день – деньской
От восхода до темна
Пчел гудит веселый рой
Как кобыза струна
Столица Кыргызтана – город Бишкек
Ученик: А я прилетел из Туркменистана
Дутар поет про нашу страну
И про людей труда
Мечта народная сбылась –
В пески пришла вода
Столица Туркменистана – город Ашхабад
Ученик: Я прилетел из России
Щирь ее степей венчают горы
За тайгой – морей студеных лед
Проплывая над ее простотом
Даже солнце за день устает
Дети в национальных костюмах встречают гостей и приглашают принять участие в празднике.
Ведущая: Ребята, давайте расскажем гостям о нашей стране.
Ученик: Казахстан – это край и отар
Край, и степи, и горы вместивший в границы
Край заоблачных пиков, джайляу широких,
Неуменых и пенистых речек протоки,
Край батыров, героев порывистый край
Ученик: Каратау дает свинец
Кокчетау гонит овец
Тянет с золотом руки Алтай
Медь обильно дает Карсакпай
Белый хлопок дарит Чимкент
Предлагает руно Джаркент
Ученик: Золотые, как в сказке, хлеба
Для народа растит Акбота.
Дни и ночи грузит поезда
Черным золотом Караганда.
Ученик:В Эмбе вышки гордо стоят.
И кипит нефтяной водопад.
В Кармакчинской степи зреет рис,
В Алатау сады поднялись.
Ученик:Среди гор, что в моем краю,
Алатау древнее всех.
Даже издали узнаю:
На вершине белеет снег.
Величава, седа гора,
В шапке пышной из облаков
И мудра гора, и добра,
У подножья – море цветов.
Ученик:Елорда- столица наша-
Кала- город Астана.
Расцела и стала краше,
Строится день ото дня.
Ведущая:А куда же мы позовем наших гостей?
Дети: На джайляу.
Дети исполняют пецню – танец «Кара жорга».
Ученик:На джайляу, на джайляу
С головой укроют травы,
На джайляу каждый рад
Покормить из рух ягнят.
Ученик: Там дедушка юрту
Поставил у речки.
Светла и бела,
Словно тучка она.
Под куполом дырка
За место окна.
Ученик:Ковер в ней вместо пола,
Называется кілем.
Яркий красочный узор
Очень нравится нам всем.
Ученик:Гостей подводят к изоборажению юрты и
Усаживают за накрытый дастрхан.
Ведущая:
Кто же встретит наших гостей в юрте?
Ученик:Мой отец родной- әке,
Мама милая-ана,
Моя бабушка-әже,
Добрый дедушка-ата.
Ученик:Бабушка моя детей
Очень-очень любит
И гостей моих друзей,
лаской приголубит.
Если гость ко мне придет,
Друга приведу я,
Бабушка кумыс нальет,
Пиалушку подает
самую большую.
Ведущая:Казахская мудрость гласит:
«Піскен астың күйігі жаман.
Не поданная вовремя еда –горечь».
А чем еще мы можем угостить гостей.
Дети-шубатом.
Слаще меда наш шубат-
Так в народе говорят,
Как волшебный эликсир,
Он тебе прибавит сил.
Ведущая:Есть такая народная пословица;
Алтын жыл аш болсаң да,
Атанның салтын ұмытпа.
Шесть лет голодай,
Но обычаям отцов не изменяй.
Давайте познакомим наших гостей с одним из казахских
обрядов-резание пут.
С этим обрядом детей знакомят родители, одетые
в национальные казахские костюмы.
Ведушая:Для малышей поют колыбельные песни .
Девочки,качая кукол, исполняют колыбельнуюпесню
Ведущая: Любят наши малыши послушать сказки. Давайте посмотрим
и послушаем казахскую народную «Лиса и коза» .
Инсценировка сказки:
Бежала как-то, раз лиса степью и ненароком провалилась в глубкую
яму.
Попыталась выбраться наверх, да тщетно.
В это время к ней подошла коза, котороя бродила
поблизости в поисках воды.
-Эй,храбрая лисица, что ты здесь делаешь?-
спросила коза.
-Да вот, отдыхаю, блаженствую. Чуть было не
померла я в степи от зноя и жажды, а здесь хорошо-
прохладно и водичка чистая под боком.
Подумала про себе коза: «Надо бы и мне отдохнут
в тени, заодно и напиться»,-и спрыгнула в яму.
А лиса в ту же минуту вскочила козе на спину,
упёрлась ногами в ее крутые рога, выбралась наверх
и ушла восвояси.
С тех пор и говорят в народе: «На хитрость попадещься-
Хлопот не оберешься».
Ученик:Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране.
Где люди все-одна семья,
Куда ни глянь –кругом друзья!
Ученик:Мы с разным цветом кожи,
Мы с разным цветом глаз,
Но мир всего дороже Для каждого из нас.Ведущая:Ребята,
на уроках труда вы вырезли свои ладошки. Напишите на них, чтоб вы бысделали для своей Родины. Прикрепите их к карте страны. Види-
те:вы смогли ее всю закрыть своими ручонками от бед и невзгод.
Так что же токое Родина?Ученик:Родина наша:этонаш дом.
Где мы все вместе дружно живем. Дети встают и берутся за руки.
Ученик: Если бы дети казахстанской земли Взятся бы за руки
сразу смогли, Вот было б здорово тогда на свете жить!
Давайте, дети Казахстана, все (хором)...дружить!