Открытый урок. Строение атома. Химическая связь.


Предмет Химия
Тема урока Обобщение по теме: «Строение атома. Химическая связь».
Цель: обобщение и систематизация знаний по вышеуказанной теме, повторение основных понятий, дальнейшее развитие умения работать с Периодической системой Д.И.Менделеева; развитие памяти, логического мышления; воспитание чувства ответственности, коллективизма, формирование соревновательного духа.
Задачи: 1. Образовательные: - продолжить развитие представлений о строении вещества и строении атома - продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь; - обобщить знания о химической связи и ее видах; - повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической связи; - способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи. 2. воспитательные: - способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей; - продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях; - прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради. 3. развивающие: - продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева; - способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); - развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала. Оборудование и материалы: Дидактический и наглядный материал, компьютер с проектором - Таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд ЭО неметаллов, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, презентация

Структурные этапы урока
Содержание взаимодействия с учащимися
Прогнозируемая деятельность учащихся
Слайды презентации

1.Организационный этап
Цель: Мотивация к учебной деятельности,
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Строение атома. Химическая связь». на сегодняшний урок, знаний учащихся уже достаточно для того, чтобы отправиться в небольшое путешествие в страну “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”.
Учитель: Девизом урока будут слова Гёте:
«Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать».
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Деление на группы с помощью смайликов. Радостный – протон, грустный – электрон, безразличный – нейтрон. Учитель предлагает учащимся выбрать смайлики и объединиться в группы. Распределение ролей в группе, повторение правил групповой работы (см.приложение)



Девиз урока:
«Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать».


2. Актуализация опорных знаний
Цель: 1) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;
3) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия
Вы можете получить разрешение въезда в страну “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”.
Учащимся предлагается ознакомиться с предметной терминологией по данной теме на каз./рус./англ.яз.
У каждого из вас на партах имеются оценочные листы и критерии оценивания Вам необходимо по ходу урока их заполнять, а в конце урока оценить свою работу в течение урока.
*Разминка
Группы поочередно отвечают.
Атом состоит из
Протоны заряжены
Электроны заряжены
Нейтроны
Заряд ядра равен
Число энергетических уровней равно
Число протонов равно
Число электронов равно
Число нейтронов равно
Изотопы – это
Ионы – это
Ионная связь – это
Ковалентная связь – это
Разновидности ковалентной связи
Электроотрицательность – это
Металлическая связь – это
1балл – за правильный ответ
Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.
-Анализируют задание для работы. Демонстрируют свои предметные знания.
Деятельность учащихся по овладению учебной информации на уровне «знания» освоение отдельных терминов, понятий, высказываний

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Как хорошо мы знаем жителей Страны Химических элементов.
* Конкурс «Узнай меня»
Запишите названия, символы, порядковый номер, номера периода и группы, название подгруппы: главная или побочная
6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов
13 протонов, 14 нейтронов и 13 электронов
56 протонов, 81 нейтрон и 56 электронов
22 протона, 26 нейтронов и 22 электрона

1балл – за каждый химический элемент
Все участники команды выполняют задание на выданной карточке, затем сами оценивают.
Устанавливают причинно-следственные связи между количеством протонов, электронов и зарядом ядра и видом химического элемента.
Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
Деятельность учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания».
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. «Интеллектуальнопреобразовательная деятельность»
Цель: организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации
А что мы знаем о жителях этой удивительной страны. Задание «Расскажи обо мне»
План характеристики № 17, 20, 18
1. Положение элемента в ПС:
а) порядковый номер;
б) Аr;
в) номер группы;
г) номер периода.
2. Строение атома.
а) заряд ядра;
б) число протонов;
в) число нейтронов;
г) число электронов.
3. Строение электронной оболочки:
а) количество энергетических уровней
б) количество электронов на каждом уровне
в) электронная конфигурация атома
Каждый пункт – 0,5 б; 3в- 1 балл
Самоорганизация для выполнения ситуативного задания.
Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения.
Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.
Аргументация своей позиции.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Физкультминутка
Физкультминутка: «Химическая эстафета» Назовите химические элементы, зная распределение электронов по энергетическим уровням, определите принадлежность к металлам или неметаллам
2,8,7
2,8,8
2,6

2,

2,8,3
2,8,8,1

2,8,8,2
2,1
2,8,6

2,2
2,8,2
2,3

2,8,1
2, 8,4
2,8, 5


Для каждого участника команды заранее на доске записывается задание. Физминутка проводится в виде эстафеты. Эстафетной палочкой служит кусочек мела. Первый участник по очереди напротив записи энергетических уровней записывают символ химического элемента, второй принадлежность к металлам или неметаллам. Учитывается правильность ответов и, кто быстрее выполнит задание.
1 балл – каждый элемент + принадлежность к группе
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







А чтобы попасть в дом, где проживают эти жители, необходимо разгадать дверной код.
«Составь код»
Выпишите номера, под которыми формулы веществ:
с КПС с КНС с ИС
Для одного из веществ напишите схему образования связи

Выделяют существенные характеристики для каждого вида химической связи.
Взаимодействуют в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.
Моделирование процесса образования той или иной связи на бумаге.
4балла – код + схема
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Следующий тур «Элементы в нашей профессии»
Работа с тестом. Прочитать выражение из букв при правильном ответе .
1балл – за правильный ответ
Умение свои знания связать с профессией.
Тест прилагается.

4. Рефлексивная деятельность
Цель: фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки
Заключительный этап.
Вот мы с вами и разгадали все тайны страны «Периодическая система ХЭ», узнали о жителях данной страны и об их взаимоотношениях. Осталось подвести итог. «Мой личный вклад»
Внимательно прочитайте текст, а затем вставьте в него пропущенные слова, необходимые по смыслу.
Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются 1) __________. Химическая связь, возникающая между ними, называется_2)______________. Ковалентная химическая связь возникает за счет образования 3) _________.
По числу общих электронных пар она бывает 4) ________________________.
Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это 5)___________.
Ковалентная связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называется 6) _____________, а с разной электроотрицательностью – 7)_________. Связь в металлах между атом – ионами посредством 8) _____________________ называется металлической.
Выполняют задание на вставление пропущенных слов по смыслу.
Оценивают себя.
Выставляют количество баллов и оценку согласно критериям







30 баллов – команда
8 баллов – личный вклад
Макс. балл – 38 баллов
33-38 баллов – «5»
25-32 балла- «4»
16 – 24 балла- «3»



Прием «Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Чемодан, мясорубка, корзина.

Домашнее задание : подготовится к к/р
Анализирую свою деятельность,
Планируют свою деятельность для самоподготовки к контрольной работе



.

Рисунок 13Рисунок 1915