Конспект урока по теме: «Деление на двузначное число. Первичное закрепление» (4 класс)

Предмет: Математика
Тема: Деление на двузначное число. Первичное закрепление.
Цель урока: выявить навык деления на двузначное число с целью закрепления этого навыка.

Задачи:
Образовательные:
выявить сформированность навыка устного счета;
повторить алгоритм деления многозначного числа на двузначное;
закрепить умения деления многозначного числа на двузначное;
закрепить умение решать задачи на части
закрепить умение деления с остатком на основе решения задачи;
повторить единицы измерения времени и их перевода;
повторить компоненты действий деления и умножения.
Развивающие:
развивать умение работать в коллективе;
развивать технику устного счета;
развивать интерес к предмету математики;
развивать мыслительные способности на основе практических заданий;
развивать ловкость и быстроту реакции.
Воспитательные:
воспитывать умение слышать и слушать отвечающего;
воспитывать аккуратность в работе;
способствовать воспитанию взаимопомощи.
Средства обучения:
учебник
карточки с заданием

Литература:
Математика. Учеб. для кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 112 с. : ил. – (Школа России).
Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576с.
Мухина В. С., Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.


этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания

Оргмомент
(1 мин.)
Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Борисовна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свои рабочие места. На партах лежат учебник математики, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, ластик, черновик.
Дети здороваются. Проверяют готовность к уроку.
цель: подготовить учащихся к работе.

(1 мин.)
Ребята, у вас на столах есть таблички. Напишите на них свои имена и поставьте так, чтобы мне было их видно.
Спасибо. Теперь нам будет легче работать.
Ученики пишут свои имена.


Проверка домашнего задания. (7 мин.)
Что вам было задано на сегодня?
Проверим, как вы с ним справились. Открывайте рабочие тетради. (Учитель проверяет домашнее задание)



Какое задание вызвало у вас затруднение?
Ученики говорят домашнее задание.


Дети отвечают на поставленные вопросы. Рассказывают, как решали.
цель: проверить правильность выполнения домашнего задания.

Устный счет. (4 мин.) + Создание эмоционального настроя.
(Учитель открывает доску.) Ребята, кто у вас лучше считает? Сейчас вы докажете. Я придумала для вас одно задание. Поочередно я буду открывать карточки с примерами и уравнениями. Ответ каждого выражения соответствует определенной букве. Расставив буквы в соответствии с числами, вы разгадаете слово. Кто решит пример, выходит к доске и пишет ответ.
Итак, первый пример: [e]320:2=



Следующий: [л]32х4=
Следующий: [е]720:9=
Следующий: [н]280:4=
Следующий: [е]54х2=
Следующий: [и]360:12=
Следующий: [д]810:90
Соотнесите получившиеся ответы с буквами. Какое слово получилось?

Молодцы. Значит, какая сегодня тема нашего урока?
Только уточним, деление на























Получится 160. (ученик выходит к доске и пишет ответ)
Получится 128.
Получится 80.
Получится 70.
Получится 108.

Получится 30.
Получится 9.




Деление.



Деление.

двузначное число.
цель: выявить сформированность навыка устного счета.





























Учитель вешает на доску табличку с правильными ответами, под которыми пустые клеточки.

Работа с учебником.
1.Повторение алгоритма деления. (3 мин.)
Откройте учебник на странице 46. Вспомним алгоритм деления многозначного числа на двузначное. На этой странице объясняется правило на примере 492:82. Давайте вспомним порядок действий.
(Учитель выписывает на доску пример в столбик.) Расскажите, как вы будете выполнять деление?










Хорошо. Вы правильно рассказали алгоритм действий. У кого есть вопросы?









1) Сначала подберем ближайшее круглое число к числу 82 - это 80,. чтобы было легче найти цифру частного.
2) Разделим 49 на 8, получим 6.
3) Проверим, подходит ли цифра 6 в частное.
4) Умножаем 82 на 6, получается 492.
Значит, цифра 6 подходит.
5)Записываем 6 в частное.
(Ученики спрашивают то, что им не понятно.)
цель: повторить алгоритм деления многозначного числа на двузначное.










Если кто-то что-то не понял, учитель более тщательно разбирает алгоритм действий.

2.Актуализация знаний (4 мин.)
Откройте учебники на странице 51, № 250. Потренируемся. Решим первый пример все вместе, а кто-нибудь пойдет к доске и объяснит еще раз алгоритм. Запишите в тетради число, классная работа, номер задания.
Итак, 8 820: 28. Пожалуйста, рассказывай, как ты будешь решать.












Верно. На прошлом уроке вы с вашей учительницей разбирали этот случай. Он написан на стр. 50. Как мы поступим в таком случае?


























И по 6 тоже не подойдет. Посмотри, число 140 круглое. Вспомни по таблице умножения, на какое число надо умножить 8, чтобы получилось круглое число.

Пример решили правильно! Какой ответ получился в итоге? Молодец.
Один из учеников выходит к доске. Рассказывает решение. Остальные слушают его, решают пример.



1) Сначала разделим 88 не на 28, а на 20, чтобы было легче найти цифру частного.
2) Возьмем по 4. Проверим: 20х4=80. Подходит. Но это пробная цифра. Надо проверить, подходит ли она.
3) Для этого 28х4=112.
4) Значит, цифра 4 не подходит.



5) Надо взять число меньше 4. Попробуем взять число 3. 28х3=84. Подходит 3, т.к. 84<88.
6) Записываем в частное цифру 3. А под 88 пишем 84. Вычитаем. Получается 4.
7) опускаем цифру 2. 42:20. Получается 2. 2х28=56. По 2 много. Значит, подходит только 1. 28х1=28.
8)Пишем в частное 1. Под 42 записываем 28. Вычитаем. Получаем 14. Опускаем 0.
9) Делим 140 на 28. Или 140:20=7. Проверяем: 28х7=196. По 7 много.




Надо умножить 8х5=40 – круглое число. Значит, надо умножить 28х5=140!
10) Записываем в частное 5. Под 140 записываем 140. Вычитаем. Остатка нет.

315!
Учитель заранее написал на доске число.

цель: закрепить умение делить многозначное число на двузначное.



























































(Учитель записывает имя ученика, чтобы в конце урока поставить ему оценку за урок.)

3.Закрепление. (2 мин.)
Теперь решите пример самостоятельно. Первый ряд решает 2-ой пример, 2 ряд – 3-ий пример, 3-ий ряд – 4-ый пример. Первые трое решивших подходят ко мне. Если правильно все, получите 5.

Посмотрите на доску. У кого получился такой ответ, (спрашивает у каждого ряда) поднимите руку.
Ученики решают самостоятельно примеры.









Ученики поднимают руки, если их ответ правильный.
цель: проверить усвоение детьми алгоритма деления многозначного числа на двузначное.
Если есть ученики, у которых получился неверный ответ, кто-то из учеников выходит к доске и кратко разбирает решение.

Физминутка. (1 мин.)




Решение задачи. (15 мин.)
Посмотрите на задачу №252. Прочитайте молча условие задачи. Прочитай вслух.
О чем эта задача?

Что известно в задаче?




Хорошо. Все, что известно, вы увидели.
А что надо найти?




Да. Чтобы нам было удобнее решить задачу, необходимо начертить схему, в которой укажем, что известно, а что нужно найти. (У. чертит на доске отрезок из 10 частей, общей дугой обозначает 60т, еще одна дуга показывает 3/10-1 рейс.)
Что я показала этим отрезком?


Что мы должны узнать сначала?



Что узнаем во втором действии?




Можем уже узнать ответ задачи? Почему?





Молодцы. Кто решил задачу по-другому? Расскажи.




Один из учеников вслух читает условие задачи.
Задача о самосвале, который перевозил уголь и разгружал вагоны.
-Известна масса угля в одном вагоне. (60т)
-Самосвал за один рейс везет 3/10 груза.
-Ему надо разгрузить 6 вагонов.


Сколько рейсов надо сделать самосвалу, чтобы разгрузить эти 6 вагонов.














Общую массу угля. Отрезок разделен на 10 частей. 3 части – 3/10, т.е. один рейс.
Сколько всего тонн угля надо разгрузить самосвалу.
1) 60х6=360 (т) нужно вывезти.
Узнаем, сколько тонн угля вывозит грузовик за один рейс.
2) 60:10х3=18 (т) вывозит грузовик за один рейс.
Да, нам известна общая масса угля и сколько угля он вывозит за один рейс.
3) 360:18=20 (рейсов) сделает самосвал, чтобы полностью разгрузить вагоны.
Если кто-то из учеников решил по-другому, он вкратце рассказывает решение задачи.
цель: закрепить умение решать задачи на части + закрепить умение деления с остатком.


































Ученики по очереди выходят к доске и записывают действия.

Повторение ранее пройденного. (4 мин)
Закройте учебники. Сейчас поработаем со временем и посмотрим, на каком ряду самые умные и быстрые математики. Но для начала вспомним правила перевода из одной единицы измерения в другую.

Я раздам вам листочек, каждая пара будет решать по одному примеру. Победит тот, кто первым заполнит пропуски. Когда закончите, последний рещающий поднимает руку с карточкой. Кому непонятно?
Итак, я кладу на первую парту задание. На счет три вы открываете карточку и начинаете выполнять задание. Раз, два, три!

Победил ___ряд. Молодцы.Проверьте, все ли у вас верно. (На доске написаны правильные ответы)








1ч=60 мин=3600с
1сут.=24ч=1440мин=86400с












Ученики могут поднять руку при непонимании. Тогда один из учеников объясняет задание.




Каждый ряд соревнуется друг с другом.
цель: закрепить навык переводить из одной единицы измерения в другую.

Правила перевода называют дети.



У каждого ряда задание одинаковое.

Задание на повторение компонентов действия.
Ребята, для выполнения следующего задания нам необходимо вспомнить компоненты действий умножения и деления.
(учитель пишет на доске выражение aхb=ab и x:k=c/d) назовите компоненты первого выражения.

Теперь компоненты второго выражения.

Хорошо. Теперь скажите, как найти второй множитель?



Как найти делимое из второго выражения?
Как найти делитель?

Очень хорошо!

Теперь выполним задание. Вы будете работать опять по рядам. Выходите к доске по одному с каждого ряда, решаете задание за крылышками. Каждый заполняет только одну ячейку. Центральный ряд будет решать на доске по центру.
Задание написано на листочке. И заполняете его вы тоже на листочке. Свои решения можете записывать на доске, если необходимо. Победит, как и в прошлом случае, тот ряд, который первым заполнит табличку.
Итак, вы готовы?
На старт, внимание, марш!

Учитель вместе с детьми проверяет ответы. Выявляют окончательного победителя!









a – первый множитель
b -второй множитель
ab – произведение

x – делимое
k – делитель
x/k – частное


Надо произведение разделить на первый множитель.

Надо частное умножить на делитель.
Надо делимое разделить на частное.





















Да!

Дети решают задание.
цель: повторить компоненты действий деления и умножения.












(Учитель записывает получившиеся выражения)


Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо сегодня поработали. Успели сделать все задания и получить хорошие отметки.
А сейчас продолжите фразы:
Мне было интересно
Мне понравилось
Я не понял



Во всех заданиях вы показали свои хорошие знания математики. Желаю вам дальнейших успехов. Спасибо за урок, до свидания!







Дети продолжают фразы, вспоминая проделанную работу.










Ученики прощаются с учителем.
цель: подвести итог урока + повторить с детьми то, что делали на уроке + оценить работу учащихся










13PAGE 15


13PAGE 14- 8 -15






15