Рабочая программа по внеурочной деятельности Учись учиться


Пояснительная записка.
Основной из основных проблем, с которой ребенок сталкивается в школе - это проблема понять, что от него требуется при изучении учебного предмета, проблема понимания того, о чем говориться в тексте. Как показывают исследования – это не простая задача.
А.А.Леонтьев рассматривает чтение как процесс саморегуляции человека, это не только способ получения информации, сколько нашего соучастия в мире. Читатель проявляет личное отношение к прочитанному, оно несет большой развивающий потенциал, влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений. Поэтому необходимо целенаправленное обучение эмоционально-образному восприятию информации и пониманию содержания, смысла, задумки автор.
Многие дети и их родители жалуются на плохую память, из-за этого ребенок не может успешно осваивать школьную программу. Работая над тренировкой памяти детям приходится много зубрить. При этом опирается на зрительный и слуховой каналы восприятия, а остальные остаются не задействованы, что значительно обедняет процесс восприятия, и, следовательно, и усвоение информации. Психологами исследовано, что для полноценного участия в мире необходимо участие всех каналов восприятия: слух, зрение, ощущение, чувства, образы, телесные реакции. Детский психолог Л. С. Выготский говорил, что в детском возрасте мышление, память и воображение неразделимы. Включение в систему обучения ощущений и образов значительно увеличит объём и качество запоминаемого материала.
Мы предлагаем систему обучения, построенную на обучение стратегиям чтения и развития образного восприятия, обучение образному восприятию не только может изменить отношение к обучению, облегчает процесс запоминания учебной информации, но образы также обладают большой целительной силой. С помощью управления образами возможна коррекция психического состояния, снятие усталости, стресс, переутомления, начинающейся болезни.
Текст существует в 2 речевых формах – устной и письменной. Создает его автор, с целью передачи некой информации, мыслей, чувств. При передачи текста в устной форме необходимо знать и учитывать законы его восприятия и запоминания и соблюдать все правила передачи целенаправленного, адресного текста в устной форме. Обучение происходит главным образом через учебно-информационный тест.
Если мы хотим, чтобы письменный текст был усвоен, необходимо работать над следующими операциями:
Выделять ключевые слова и понятия. Новые слова фиксируются на доске и в тетради, включаются в различные сочетания. Слова могут усваиваться детьми на уровне общего представления. (Формы работы со словом: коллективное разгадывание смысла. Работа со словарем, изображения своего понимания через мимику, жесты, рисунок).
Каждый изучаемый материала имеет свою ЛОГИКУ изложения, выраженную в композиции – порядке и связи ее частей. Важно вскрыть эту логику, найти композицию, озаглавить каждую часть. Это и есть ГЛАВНЫЙ ШАГ К СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ЗАДАННОГО образца. (Что и является конечным результатом работы с текстом).
Важно научить вычленять главное – ПРЕДМЕТ МЫСЛИ: О ЧЕМ и ЧТО говорится в тексте. Это серьезная и трудная операция, и она должна быть многократно повторяема на все уроках. ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПОНИМАНИЯ текста – вскрытие логики изучаемого текста, выявление логической основы создаваемого текста в устной и письменной форме, выделение главного из общей массы слов.
Следующий момент подготовки текста к его осмысленному и свободному пересказу – обучение учащихся самостоятельной постановке вопросов разных типов. Эта работа может быть оценена и в баллах. Именно умно и точно поставленный вопрос показывает меру глубины постижения смысла информации.
Самой трудной частью анализа ценности текста является поиск его места в уже имеющейся информационной системе.
Результатом всей проделанной работы является создание собственных текстов, инструкций, рефератов.
Цель данного курса – обучение ребят приемам эффективного понимания и запоминания учебной информации.
Задачи курса:
- овладение учащимися навыками эффективной работы с книгой, приемами логического осмысления и структурирования информации;
- развивать речемыслительные способности детей, отрабатывать умение четко и грамотно излагать свои мысли, работать над проектами;
- формировать читательскую культуру, повышать интерес к процессу чтения;
- воспитывать личность, способную эффективно управлять самостоятельной познавательной деятельностью, успешно применять собственные знания в разнообразных, стремительно изменяющихся условий жизни.
3 год обучения
Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Занятия групповые с учетом индивидуальных особенностей детей, практические занятия – индивидуальные или работа в малых группах по 4-5 человек.
Содержание программы 3-го года обучения
№ темы
Название темы
Содержание


Вводное занятие
Знакомство детей с программой года, инструктаж по технике безопасности. Беседа о поведении на дороге, о правилах пожарной безопасности и действиях в ЧС.


Воспоминание о лете.
Ребята пишут отзывы, как они провели лето. Рисуют рисунки, создают поделки, макеты. Для передачи впечатлений используют пластилин, краски, бумагу, бисер – создаются красочные яркие образы. Работая в малых группах соединяют образные представления с рассказом. Работа над обогащением словаря: подбор пословиц, стихи, собирают метафоры, передающие настроение. Составляется собственная карта мира, с обозначением районов, описанием местности и своеобразия того места, в котором они провели лето. Знакомятся с понятиями: область, район, округа и т.п. завершается цикл литературным часом, где группы представляют свои проекты об отдыхе в деревне, на даче, на море, за рубежом.


Пушкиниана. Осенняя пора. Работа с метафорами. Обучение стратегиям чтения – создание поля мыслей.
Продолжается работа над учением не только слышать, но и чувствовать, видеть слово. Для этого предлагается работа с понятием: метафора. Дети учатся понимать переносный смысл, чувствовать эмоциональный настрой поэта или писателя, создавать и пользоваться своими метафорами. В образах разбираются метафоры, встречающиеся в стихотворении, данные образы представляются в фантазиях детей и изображаются на рисунках. Важно научить детей выделять незнакомые слова и приучить их к навыку пользования словарем, нахождению непонятному слову или фразе. Выражение приобретает смысл, становится эмоционально значимым.


История страны в истории моей семьи. Работа над проектами.
Ребятам предлагается на практике применить приемы работы с информацией, которые они освоили в течение 2 года обучения. Они подбирают материал по выбранной теме, классифицируют его, строят графические схемы, составляют тезаурус (словарь терминов), проводят исследование, пишут проектные работы и защищают их на конференции.


Зима в произведениях А.С.Пушкина и др. писателей. Работа со сказками А.С.Пушкина. День памяти А.С.Пушкина.
Для изучения предлагаются стихотворения А.С.Пушкина о зиме. Работа проводится так же, как и с темой «Осень».


Приемы обобщения понятий, законы классификации. Составление граф - схем.
Обучение приемам обобщения понятий. Ребята обучаются приемам классификации понятий, выявлению оснований для классификации, принципам подчинение и соподчинения понятий. Эффективным является обучение приемам составление схем к решению задач. Данный прием формирует умение наглядно представлять условие задачи и переводит понимание из интуитивного в реальное, формируется умение представить, о чем идет речь, и какие связи между элементами существуют.


Читательские конференции. Составление аннотации и рецензии. Различные виды текста: описание, рассказ, газетная статья.
Презентации книги проводится в нескольких вариантах. Самым распространенным является доклад и рецензия. Доклад по книге строится по принципу информационного текста: факты, основные события книги, несколько слов о героях и эпизодах.


Работа с логикой изложения, построение композиции.
Человек обладает тогда осмысленным и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Для того чтобы понять логику материала, необходимо научиться выявлять основные понятия из текста, производить логические операции с понятиями: классификации, обобщение, ограничение, выделять видовые и родовые отношения, устанавливать логические смысловые связи и отношения. Именно процесс установления смысловых связей, отношений между понятиями. Выявление предметно-логических связей может провести к пониманию или непониманию текста.


Историческое и культурное наследие. Проект – путешествие к памятникам архитектуры и истории.
Ребятам предлагается на практике применить приемы работы с информацией, которые они освоили в течение 2 года обучения. Они подбирают материал по выбранной теме, классифицируют его, стоят графические схемы, составляют тезаурус (словарь терминов), проводят исследование, пишут проектные работы и защищают их на конференции.

10.
Подготовка собственных текстов и выступление на конференциях.
Важным моментом в обучении пониманию учебного текста является умение излагать собственные мысли и представлять в устном изложении. Учащиеся готовят собственные рассказы на выбранные темы. Работа над созданием собственных текстов и исследование предмета изучения является ключевым моментом в программе.

11.
Итоговое занятие
Подводятся итоги года. Обсуждаются результаты достигнутого и выявляются проблемы, над которыми еще предстоит работать.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-го года обучения

Название темы
Всего
Количество часов




Теорет.
Практ.

1
Вводное занятие
1
1
-

2
Воспоминание о лете.
4
1
3

3
Пушкиниана. Осенняя пора. Работа с метафорами. Обучение стратегиям чтения – создание поля мыслей.
2
1
1

4
История страны в истории моей семьи. Работа над проектами.
4
1
3

5
Зима в произведениях А.С.Пушкина и др. писателей. Работа со сказками А.С.Пушкина. День памяти А.С.Пушкина.
3
1
2

6
Приемы обобщения понятий, законы классификации. Составление граф - схем.
4
1
3

7
Читательские конференции. Составление аннотации и рецензии. Различные виды текста: описание, рассказ, газетная статья.
4
1
3

8
Работа с логикой изложения, построение композиции.
4
1
3

9
Историческое и культурное наследие. Проект – путешествие к памятникам архитектуры и истории.
5
2
3

10
Подготовка собственных текстов и выступление на конференциях.
2
-
2

11
Итоговое занятие.
1
1
-


ИТОГО
34
11
23


Список литературы.
Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учёт и коррекция. Учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений / М.К.Акимова, В.Т.Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Бесова М.А.Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Громыко Ю.И. Введение в методологию – М.Пушкинский институт. 2005.
Зайцев Д.В. Логика – М. Изд-во Моск. ун-та 2005.
Лакоценина Т.П. Волшебный мир знаний. Сказочный алфавит – Ростов «Учитель» 2005.
6. Матюгин И.Ю. Как развить хорошую память – М.Рипол Классик, 2005.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкол
15