Авторская программа кружка Юный спасатель-Пожарный


Ростовская область Мартыновский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 СЛ. БОЛЬШАЯ МАРТЫНОВКА
Утверждаю:
Директор МБОУ- СОШ№1
сл. БольшаяМартыновкаИ.В. РеуцковаПриказ от 29 августа 2016г.№198
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружка «Юный спасатель- пожарный»
Уровень общего образования, класс: основное общее.
Количество часов в неделю: 2 часа.
Количество часов в год: 70 часов.
Учитель: Стадник Андрей Анатольевич
Программа разработана на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования; программы «Первичной подготовки спасателей Российской Федерации» от 10.06. 1999г. № 22-2116, «Положения о рабочей программе МБОУ- СОШ№1 сл. Большая Мартыновка.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования; программы «Первичной подготовки спасателей Российской Федерации» от 10.06. 1999г. № 22-2116, «Положения о рабочей программе МБОУ- СОШ№1 сл. Большая МартыновкаДанная программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными умения и навыки являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.
Программа направлена на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
потребности вести здоровый образ жизни;
необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания полученные учащимися и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Медицинская подготовка.
Задачи обучения:
Знать содержание и объем первой медицинской помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, порядок выноса, транспортировки пострадавших из очагов поражения и их погрузки на транспорт, правила личной и общественной гигиены.
Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, сформировать у обучаемых психологическую устойчивость к стрессовому воздействию факторов различных чрезвычайных ситуаций.
Привить навыки, психологическим состоянием.
Формы и методы работы.
Занятия по медицинской подготовке проводятся в учебном классе, оснащенном наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т.п. с использованием кино и видеоматериалов, а также табельных и подручных средств для оказания первой медицинской помощи.
В начале каждого занятия руководитель объясняет и показывает последовательность выполнения приема по оказанию первой медицинской помощи с использованием табельных и подручных средств, а затем отрабатывают их с обучаемыми практически.
Для практической отработки приемов все обучающиеся разбиваются на две подгруппы и по очереди их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 70% учебного времени.
Литература:
Учебник санитарного инструктора М.В.И. 1996 г.
Инструкция по неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях.ч.1 М.1992 г.
Учебник спасателя МЧС России. М.1997 г.
Петровский В.И. Первая медицинская помощь. Популярная энциклопедия. М. Научная «Большая Российская Энциклопедия» 1994 г.
Потапов В.Ф. Обучение населения приемами оказания медицинской помощи. М. «Медицина». 1983 г.
Руководство по медицинской службе гражданской обороны. М. 1983 г.
Противопожарная подготовка.
Задача обучения.
1. Знать общие обязанности спасателей при выполнении боевой задачи на пожаре; общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии; общие сведения о пожаро - техническом оборудовании; меры безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре.
2. Уметь правильно действовать при обнаружении пожара, применять средства пожаротушения, умело использовать ручной механизированный и немеханизированный инструмент при ведении спасательных работ.
Литература:
1.Учебник «Пожарно – профилактическая подготовка». М. Воениздат. 1984 г.
2.Учебник «Пожарно – техническая подготовка». М. Воениздат. 1984 г.
3.Боевой устав пожарной охраны. М. 1985 г.
4. Пожарная тактика. М. Стройиздат. 1976 г.
Психологическая подготовка.
Задачи обучения:
Знать психологические требования к профессии спасателя, свои индивидуально – психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при ЧС, методы и приемы управления собственным состоянием;
Уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их, применять на практике знания, умения и навыки поддержания психологической готовности к действиям в ЧС, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им; развивать способность к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.
Формы и методы работы.
В рамках программы проводится тестирование, на основе которого делаются выводы об индивидуально – психологических особенностях спасателя.
Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями диреативных и нормативных документов МЧС России, министерств и ведомств РФ по данному вопросу с учетом характере для соответствующих регионов ЧС.
К проведению занятий по тематике программы привлекаются психологии, мед.работники, преподаватели, командно – начальствующий состав сил аварийно – спасательных служб РФ.
Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке используется кино- видеоаппаратура, пособия, методические материалы, кино- и видеофильмы, плакаты, слайды, тесты для оценки профессионально – важных качеств спасателей.
Литература:
Социальная психология. М. изд. МГУ, 1980 г.
Бахарев В.Д. Аутотренинг М. «Знание».1992 г.
Айдаролиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. М. «Наука» 1988 г.
Черепанов Е.Н. Помоги себе сам. М. 1995 г.
Видео фильмы: «Против огненной стихии» ШГО СССР, «Землетрясение в Ташкенте» ШГО СССР, «В случае аварии на АЭС» ШГО СССР, «Действие в зоне карантина» ШГО СССР.
Специальная физическая подготовка.
Задачи обучения:
Овладение туристско – спортивными навыками, работе в горах, в лесу, на равнине;
Совершенствование общей физической подготовке, специальной физической подготовки, тактико – технической подготовки, развитие выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, подвижности, силы, морально – волевых качеств и др.;
Овладение навыками поисково – спасательных работ, принципами и особенностями работы команды при ПСР;
Отработка приемов работы команды при поиске пострадавших и их эвакуация.
Изучение и тренировка основных приемов самозащиты.
Формы и методы работы.
Занятие по специальной физической подготовке проводящийся в спортивном зале, оборудованном спортивными зарядами и тренажерами. В начале каждого занятия руководитель объясняет и показывает последовательность выполнения приема самозащиты и способы самостраховки, а затем отрабатывает их с обучаемыми практически.
Для практической отработки приемов все обучающиеся разбиваются на две подгруппы и по очереди их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 85 % учебного времени, а на разминку 15 %.
Занятие по специальной полосе препятствий и спуску с высоты проводятся в спортивном зале, в парке и на скалодроме оборудованными специальным туристским групповым и личным снаряжением, карабинами, спусковыми устройства и пр., с организацией страховки и самостраховки.
Специальная физическая подготовка.
Задачи обучения:
Овладение туристско – спортивными навыками, работе в горах, в лесу, на равнине;
Совершенствование общей физической подготовке, специальной физической подготовки, тактико – технической подготовки, развитие выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, подвижности, силы, морально – волевых качеств и др.;
Овладение навыками поисково – спасательных работ, принципами и особенностями работы команды при ПСР;
Отработка приемов работы команды при поиске пострадавших и их эвакуация.
Изучение и тренировка основных приемов самозащиты.
Формы и методы работы.
Занятие по специальной физической подготовке проводящийся в спортивном зале, оборудованном спортивными зарядами и тренажерами. В начале каждого занятия руководитель объясняет и показывает последовательность выполнения приема самозащиты и способы самостраховки, а затем отрабатывает их с обучаемыми практически.
Для практической отработки приемов все обучающиеся разбиваются на две подгруппы и по очереди их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 85 % учебного времени, а на разминку 15 %.
Занятие по специальной полосе препятствий и спуску с высоты проводятся в спортивном зале, в парке и на скалодроме оборудованными специальным туристским групповым и личным снаряжением, карабинами, спусковыми устройства и пр., с организацией страховки и самостраховки.
Литература:
НФП (наставление по физической подготовке) М., воениздат, 1961 г.
Смирна В.И. Учебник ОБЖ класс. М., 1992 г.
Учебник спасателя М., 1995 г.
Черепанов У.Н. Помоги себе сам М., 1995 г.
Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование. М., ACADEMA, 2004 г.
Бардин Н.В. Азбука туриста. М., «Просвещение» 1981 г.
Топографическая подготовка.
Задачи обучения:
Овладение навыками работы с топографическими картами и компосом.
Умение ориентироваться на местности:
Правильно выбрать направление движения;
Получить более полную информацию о местности.
3.Привить навыки тактического мышления и принятия быстрых решений на местностФормы и методы работы.
Занятия по топографической подготовке проводятся в специальном классе и полигоне.
Вначале на теоретических занятиях изучаются топографические карты и знаки, способы работы с топографическими картами. Обучаемые получают навыки работы с картами, планами, схемами и кронами местности, учащийся читает карту.
После теоретических занятий, на групповых занятиях обучающие практически на местности обучаются приемам и способам ориентирования на местности.
Литература:
Учебник Военная топография. М., воениздат, 1971 г.
Тыкул В.И. М., Просвещение, 1990г.
Иванов Е.И. С компасом и картой. М., ДОСААФ, 1971 г.
Беляков Л.В. Основы тренировки в ориентировании на местности. – Смоленск, 1973 г.
Вяткин Л.А. – Туризм и спортивное ориентирование. – М., ACADEMA, 2004 г.
Компасы, топографические карты.
Расчет часов по внеурочным занятиям
объединения
«Юный спасатель-пожарный».

п/п Предметы обучения всего часов для обучения
всего теоретическая практическая
1. Медицинская подготовка 26 8 18
2. Противопожарная подготовка 18 7 11
3. Психологическая подготовка 12 8 4
4. Специальная физическая подготовка 8 8
5. Топографическая подготовка 6 2 4
Итого: 70 24 46

занятия Наименование темы № занятия Кол-во часов Теория Практика Время проведения
(план) Время проведения
(факт)
Медицинская подготовка-26ч
1. Первая медицинская помощь. Юридические основы прав и обязанности спасателей при ее оказании. 1-2 2 1 1 2. Основы анатомии и физиологии человека. 3-4 2 1 1 3. Средства оказания первой медицинской помощи. 5-6 2 1 1 4. Первая медицинская помощь при ранениях. 7-8 2 2 5. Первая медицинская помощь при кровотечениях. 9-10 2 2 6. Первая медицинская помощь при травматическом шоке. 11-12 2 2 7. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях. 13-14 2 1 1 8. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей. 15-16 2 2 9. Основы сердечно-легочной реанимации. 17-18 2 1 1 10. Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания. 19-20 2 1 1 11. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях. 21-22 2 1 1 12. Первая медицинская помощь при несчастных случаях. 23-24 2 1 1 13. Вынос и транспортировка пострадавших из очагов 25-26 2 2 Противопожарная подготовка-18ч
14. Пожарная тактика и ее задачи. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии 27-28 2 1 1 15. Развитие пожара. Действия спасателя при спасении людей. 29-30 2 1 1 16. Тушение пожара. Действие спасателя при тушении пожара. 31-32 2 1 1 Пожарная техника. 17. Общие сведения о пожарных машинах общего назначения. 33-34 2 1 1 18. Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных машинах. 35-36 4 1 1 19. Первичные средства пожаротушения.. 37-38 2 1 1 20. Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты. 39-40 4 1 1 Пожарно- строевая подготовка. 21. Упражнения с пожарно- техническим оборудованием. 41-42 2 2 22. Спасение людей на пожаре и самоспасение. 43-44 2 2 Психологическая подготовка-12ч
23. Морально – психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе. 45-46 2 2 24. Профессионально – важные качества спасателя 47-48 2 2 25. Психологические особенности поведения 49-50 2 1 1 26. Психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС. 51-52 2 1 1 27. Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в ЧС. 53-54 2 1 1 28. Основы саморегуляции и психологической реабилитации. 55-56 2 1 1 Специальная физическая подготовка-8ч
29. Приемы и способы самозащиты. Отработка приемов самостраховки. 57-58 2 2 30. Основные приемы и способы самозащиты. Разучивание и тренировка в их применении. 59-60 2 2 31. Преодоление специальной полосы препятствий. 61-62 2 2 32. Приемы и способы спуска с высоты с использованием спусковых устройств. 63-64 2 2 Топографическая подготовка
33. Работа с топографическими картами: (определение расстояния, азимута, построение маршрута). 65-66 2 2 34. Работа на местности: (определение расстояния, азимута, построение маршрута). 66-67 2 2 35. Обобщение 68-70 2 2