Рабочая программа кружка Юный спасатель


МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. ТенищеваУтверждаю
Директор МОУ СОШ №1
имени Героя Советского Союза
И.И.Тенищева______ Горлова Л.М.
приказ от ________ № ____
Согласовано
Заместитель директора
по воспитательной работе
____________Шапкунова Е. А.
Протокол от _____ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка "Юный спасатель"
для учащихся 6-8 классов
Количество часов: 34
Составитель
Дубровская Виктория Алексеевна


2016 г.
1. Общие положения.
Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке “Юный спасатель” и рассчитана на один год. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РФ, положения о системе подготовки кадров, а также Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей”.
В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку.
Подготовка предполагает три основных направления:
теоретическое,
техническое,
физическое.
Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий и предполагает изучение законов, подзаконных актов и изучение основ аварийно-спасательных работ.
Техническая подготовка проводится на спортивном ядре школы и в актовом зале по методике специальной подготовки спасателей.
Физическая подготовка проводится согласно требованиям, предъявляемым к членам спортивных секций и школ выживания в экстремальных условиях.
Изучение “Основ применения ПЭВМ” предполагает получение навыков в работе и использовании ПЭВМ в повседневной деятельности прогноза обстановки в чрезвычайных ситуациях.
2. Требования к уровню подготовки
Программа разработана для учащихся, желающих получить начальную подготовку по специальности “Аварийно-спасательное дело”. Программа рассчитана на проведение занятий в течение года. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 учебного часа.
В ходе обучения школьники должны научиться вести аварийно-спасательные работы в зонах (районах) ЧС природного характера и оказывать помощь профессиональным спасателям при ведении аварийно-восстановительных работ при авариях и катастрофах техногенного характера, пользоваться средствами индивидуальной защиты, туристским снаряжением, оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных условиях.
По окончании подготовки школьники должны
знать:
функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
приемы и средства оказания первой медицинской помощи;
особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
основы передвижения по различной местности;
основы выживания в различных климатических и природных условиях;
технику безопасности при выполнении АСР;
свои индивидуально-психологические особенности;
методы и приемы управления собственным состоянием;
особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.
уметь:
ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;
контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
применять приемы управления своим состоянием.
иметь представление:
об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
о природных явлениях региона;
о процессе горения, пожаре и его развитии;
об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
3.Тематический план.
№ п/пПланируемая дата Фактическая дата Название темы Количество часов Вид занятий
1. Нормативно-правовые аспекты, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб 1
Лекция
Общая подготовка 3 2 Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера. 1 Лекция
3 Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. 1 Лекция
4 Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях. 1 Практическое занятие
5 Классификация природных ситуаций природного и техногенного характера 1 Лекция
6 Техническое оснащение аварийно- спасательных формирований 1 Лекция
Медицинская подготовка 10 7 Основы анатомии и физиологии человека. Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях. 1 Лекция
8 Средства оказания первой медицинской помощи спасателя. 1 Практическое занятие
9 Основы гигиенических знаний.  1 Лекция
10-11 Первая медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах. 2 Практическое занятие
12-13 Первая медицинская помощь при переломах. 2 Практическое занятие
14-15 Транспортировка пострадавшего. 2 Лекция
16 Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего. 1 Практическое занятие
17 Психологическая подготовка 1 Лекция
Физическая подготовка 6 18-19 Общефизическая подготовка. 2 Лекция
20-21 Кроссовая подготовка 2 Практическое занятие
22 Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине. 1 Практическое занятие
23 Силовые упражнения. Отжимание. 1 Практическое занятие
Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях 4 24 Выживание в природной среде. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых. 1 Лекция
25 Ориентирование на местности 1 Практ.
26 Компас. Его назначение. 1 Практ.
27 Соревнование. Хождение по азимуту 1 Практ.
Основы здорового образа жизни 2 28 Вредные привычки: алкоголь, курение. 1 Лекция
29 Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. 1 Лекция
Радиационная, химическая и биологическая безопасность 2 30 Классификация средств индивидуальной защиты. 1 Лекция
31 Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи. 1 ПрактГражданская оборона и её задачи 3 32 История развития системы ГО. 1 Лекция
33 Основные понятия в области ГО. 1 Лекция
34 Основные задачи в области гражданской обороны и мероприятия по их реализации. 1 Лекция
ИТОГО 34 Учебно-методическое обеспечение:
1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г. 4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г.
5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г 6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
6. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классы
7. Основы безопасности жизнедеятельности», -Саратов: Лицей, 2009 г.
8. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от ЧС.
9. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. –М.: Дрофа. 2000.
10. Человек в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. Петров Н.Н. – Челябинск: Юж.-Урал.1996.