Программа дополнительного экологического образования детей «Мы одна семья на планете Земля»

МОБУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Н.Логинова»









Программа дополнительного экологического образования детей
«Мы одна семья на планете Земля»

Возраст участников: 7 – 17 лет
Срок реализации программы: 2012 – 2017гг.





Автор программы:
Носкова Людмила Алексеевна
учитель биологии и экологии
МОБУ «Кузнецовская СОШ»








Кузнецово 2012г.

«Мы не унаследовали Землю от
своих родителей, мы взяли её
взаймы у своих детей».

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Наша планета заселена миллионами различных видов живых организмов животного и растительного происхождения. Человек тоже является частью природы и считается венцом создания природы. Человек расширяет ареал своей деятельности, тем самым зачастую выживает другие организмы с привычных мест обитания. Наша главная задача научиться жить в этом мире со всеми нашими братьями меньшими. Поэтому огромное внимание с детских лет необходимо уделять экологии и в воспитании поддерживать экологическую направленность. Это воспитание необходимо с региональных и районных проблем экологии. Знакомить каждого ребенка с окружающей его флорой и фауной должны начинать его самые близкие и родные люди-родители.
Роль экологии растет год от года, так как по мере повышения плотности народонаселения, возрастания его энерговооруженности, появления всё новых и новых технологий в сельском хозяйстве и промышленности, отношения человека и природы обостряются. Проблемы экологии сегодня становятся уже более важными, чем проблемы ядерной войны.
Важнейшей задачей экологического воспитания и образования является теоретическое освоение школьных знаний о природе, о её ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, на отдыхе. Каждый человек в своей жизни обязательно живет рядом с животными и растениями. Даже в городских агломератах стало модным выращивать в квартирах цветы и содержать животных: птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся и даже экзотических насекомых. Но часто, надоев хозяину, эти животные оказываются выброшенными на произвол судьбы, а этого могло бы не произойти.
Проблема экологического воспитания и обучения учащихся – это огромная проблема экологических работников, так как она затрагивает вопросы формирования духовного состояния школьников, их отношений к окружающей среде – затрагивает вопросы формирования личности ребенка, воспитания у детей доброты, отзывчивости и самостоятельности.
Наибольший успех в экологическом воспитании будет достигнут только тогда, когда оно будет производиться не раздельно, отрывисто, а по определенной системе, которая будет состоять из отдельных элементов, связанных между собой и дополняющих друг друга.
С детских лет человек должен воспитываться в любви к окружающему миру, к охране всего живого.
На ряду с этим должны развиваться такие качества ребенка как доброта, любовь к ближнему, сострадание, взаимопомощь. В нашей программе ставятся именно такие цели и задачи.

2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
Воспитание всесторонне развитой личности. Развитие у детей любви к окружающему миру, ответственности за сохранение планеты для наших потомков, воспитание детей, любящих и знающих флору и фауну родной республики.

3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
1. Закрепить экологические знания, полученные на уроках, применить знания на практике.
2. Способствовать выявлению, выделению и решению экологических проблем.
3. Проводить просветительную экологическую работу среди населения (агитбригады, выставки, театрализованные выступления и т.д.)
4. Проводить практическую экологическую работу (экологические рейды по благоустройству территории, посадка деревьев и кустарников, очистка побережий рек Малая Кокшага, Манага и побережий прудов от бытового мусора).

4. ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
I этап – подготовительный (2012-2013 учебный год);
II этап – рабочий (2013-2014 учебные годы);
III этап – аналитический (2014-2017учебный год);


5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Внеклассная и общественная работа по экологическому воспитанию и обучению школьников включает в себя следующие вопросы:
-углубление знаний по экологии;
-теоретическое и практическое закрепление знаний;
-влияние экологических кризисов на здоровье человека;
-экология и научно – технический прогресс;
-экология и половое воспитание;
-экология питания;
-экология и здоровье;
-экологические экскурсии и др.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Организационно – общественные

Мероприятия
Ответственные

-анкетирование учащихся и родителей по вопросам экологического состояния окружающей среды;
-участие в экологических выставках: «Чудеса природы», «Наши домашние питомцы», «Красота родной земли» и т.д.;
-участие в конкурсах «Осенний букет» и «Осенняя фантазия»;
-работа на пришкольном участке (посадка и сбор урожая);

-летняя практика на пришкольном участке;


-проведение рейдов по охране природы родного края;
-проведение рейдов «Чистота водоемов»;
-рейды «Утилизация бытовых отходов»;
Классные руководители;
Классные руководители, учитель биологии;
Классные руководители;
Зав.участком, классные руководители;
Зав.участком, классные руководители;
Биолог, классные руководители;
Биолог;
Классные руководители;









2.Творческая индивидуальная работа учащихся.

Мероприятия
Классы

-выполнение правил личной гигиены;
-бережное отношение к комнатным цветам и растениям в природе;
-бережное отношение к животным;
-написание рефератов и сочинений на экологическую тему;
-выполнение поделок и композиций из природного материала;
-участие в выполнении экологических исследовательских проектов;
-знакомство с искусством «Экибана» и «Бонсай».
1-11 классы
1-11 классы

1-11 классы
6-11 классы
1-4 классы

9-11 классы

6-9 классы



3. Традиционные ежегодные мероприятия школы.

Мероприятия
Ответственные

-экологический конкурс «Осенний марафон»;
-праздник урожая;
-конкурс осеннего букета;
-фотовыставка «Волшебство природы» ноябрь
«Зимняя сказка» февраль
«Любимые питомцы» и др. март
-выполнение экологических проектов;
-конкурс экологического мероприятия апрель
-туристический слет март
Отв. Класс
Классные руководители

Руководитель фотокружка
Биолог
Кл. руководители
Уч. Физкультуры



4.Познавательно – обучающие программы:

Мероприятия
Ответственные

-лекции на экологическую тему;
-беседа о природе;
-работа экологического кружка;
-уроки «Защити и сохрани природу»;
-блиц – турнир «вопрос - ответ»;
-просмотр видеофильмов о природе;
-информационная работа школьной библиотеки;
Кл. руководители
Кл. руководители
Биолог
Кл. руководители
Кл. руководители
ЦД
Библиотекарь


5. Творческо-практическая деятельность

Мероприятия
Ответственные

-тематические вечера;
-викторины;
-КВНы;
-оформление уголков природы;
-устные турниры;
-конкурсы плакатов, рисунков на экологическую тему;
-экологические листки;
-экологические рейды;

-экскурсии;
-туристические походы;
-выполнение экологических проектов;
Уч. – предметники
Кл. руководители

Начальная школа

1-11 классы
7-8 классы
Члены кружка «Юный эколог»
1-5 классы
1-9 классы
10-11 классы



6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-классные руководители;
-учителя – предметники;
-медицинский работник школы;
-работники питания;
-учителя биологии, географии, трудового обучения;
-библиотекарь;
-специалисты ЦД с. Кузнецово;
-специалисты ЗАО ПЗ «Семеновский»

7.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Способы и формы организации.
-МО классных руководителей;
-Педагогический совет школы;
-диагностическая деятельность классных руководителей по программе «Мы одна семья на планете Земля» (мониторинг качества);
-открытые внеклассные мероприятия (по плану школы и классных руководителей)


2. Формы смотра и анализа методической работы.
-отчеты классных руководителей на заседании МО; педсоветах, родительских собраниях;
-проведение семинаров;
-проведение конференций;
-обобщение опыта;
-анализ результатов.


8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1.Бережное отношение учащихся к растительному и животному миру.
2.Внимательное и чуткое отношение детей к природе родного края,
республики и планеты в целом.
3.Воспитание доброты, чуткости, сострадания к окружающим, воспитание
самостоятельности.
4.Способность видеть и выявлять экологические проблемы.
5.Способность решать экологические проблемы по мере собственных сил.
6.Написание экологических исследовательских проектов.
7.Подготовить учащихся к учебе в ВУЗах или техникумах.
















ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова М. В., Сальникова Г. П. Школа и охрана здоровья учащихся – М., издательство АПК РСФСР, 1988г.;
2. Биология в школе. 2000 – 2006.;
3. Большакова М. Д. Гигиена детей и подростков – М., издательство Медицина, 1989г.;
4. Бухвалов В.А., Богданов Л. В., Купер Л. З. Экологическая экспертиза, М. Варяг,1995г.;
5. Бухвалов В.А., Богданов Л. В. Введение в антропоэкологию – М. Варяг, 1995г.;
6. Голубев В. С., Шиповалов Н. С. Человек в биосфере, 2004г.;
7. Колесов Д. В. Здоровье и укрепляющие его факторы, Ж. Б. вш. 1999 №3 с. 13 – 16.;
8. Неумывайкин И. П. Эндоэкология здоровья М-С-Петербург Диля, 2004г.;
9. Приложение к газете. 1 сентября 2002 – 2005;
10. Ростоцкий С. Б. Экологические проблемы. Природа, 1999 №6;
11. Эйнор Л. О. Биологическая защита водоемов. Человек и стихия, с. 20 – 25;


















15