Разработка внеклассного мероприятия Экологический марафон — КВН для учащихся 3 — их классов


Экологический марафон
КВН для учащихся 3 «В» класса
Разработал учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 с. ЛевокумкаМинераловодский район
Самарина Екатерина Яковлевна
Цели:
1.     активизация познавательной деятельности,
2.     формирование широких познавательных интересов у школьников,
3.     выявление эрудитов среди учащихся.
Задачи:
1.     обобщить и углубить знания учащихся по экологии
2.     расширить знания воспитанников о экологических терминах;
3.     развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес
Ход мероприятия
Показ заставки к передаче «В мире животных»
Учитель:
-Добрый день, друзья!
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». - Так писал более 100 лет назад Лев Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас. Люди, связанные с природой, которые её изучают и наблюдают – учёные, писатели, работники заповедников – обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и беспокоились все люди на Земле. Вот и мы сегодня вам предлагаем вспомнить о самом красивом и хрупком мире- природе и всех тех, кого она объединяет
Просмотр клипа «2017 год – год ЭКОЛОГИИ»
Учитель: 2017 год объявлен в России годом ЭКОЛОГИЯ.
- Что такое экология?
- Наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.
Кто ввел термин «экология»?
- В 1866 году этот термин ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Он считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование.
Что такое заповедник и зачем нужны заповедники?
- Заповедники – это охраняемые территории, которые запрещено использовать в хозяйственной деятельности человека, охота и рыболовство также запрещены полностью.
Звучит музыка: «Мы начинаем КВН»
Выходят команды:
- Мы рады приветствовать вас на экологическом КВНе.
Все, кто хочет состязаться в знаниях о богатстве и разнообразии нашей природы, животного и растительного мира. В состязании примут участие три команды “Светлячки», «Пингвины» и “Бродяги” (приветствуем команды).
Но мало только любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она была еще краше и богаче. В игре, участникам понадобиться любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде. Оценивать ваши ответы будет уважаемое жюри (представление жюри).
Итак, команды к бою! По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.
1-й конкурс “Представление” команды.
1 – команда «Светлячки»
Девиз:
Как здесь много эрудитов,
Негде яблоку упасть,
Трудно будет победить нам,
Не ударим лицом в грязь.
2 команда «Бродяги».
Девиз:
Мы хотим ввязаться в бой,
Вот и вышли к вам гурьбой,
Говорим чуть невпопад,
Только нет путей назад.
3 команда «Пингвины»
Мы ПИНГВИНЫ – просто класс!
Победи попробуй нас!
1-й конкурс “РАЗМИНКА”
- Не солнце, не огонь , а светит.( светлячок)
- На каких птиц похожи маленькие лебеди? (на утят)
-Кто написал сказку «Гадкий утёнок» (Андерсен)
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королёк)
-Какая птица выше всех летает? (орёл)
- Какая птица самая большая в мире? (страус)
- Когда температура воробья ниже, летом или зимой? (одинакова)
- Как называется первый весенний цветок? ( подснежник)
- Какое животное всегда с сумкой? (кенгуру)
-Какое животное имеет в окраске только два цвета? (зебра)
-Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (лиственница)
- Кто имеет гребень, но не причёсывается? (петух)
2 – ой КОНКУРС ЗНАТОКОВ ЖИВОТНОГО МИРА. ( 3 балла) - 1 мин
- Что согревает тюленя от холода? ( толстый слой жира под кожей)
- Почему козье молоко считают очень полезным? (очень жирное, богато кальцием)
-Почему собака в жару высовывает язык? ( нет потовых желез , поэтому таким образом она охлаждается)
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? ( пингвинов)
- Слепыми или зрячими родятся зайчата? ( зрячими)
- У какого животного уши на ногах? ( у кузнечика)
- О каком дереве говорят : « Среди лета метелица , снег летит и стелется?
( тополь)
-Отгадайте животное: « Этому животному поставлены памятники во Франции и Японии .На нем ставили учёные опыты и сделали много научных открытий. Летом его сажают в бидон с молоком , чтобы оно не скисло.»
( лягушка)
- Отгадайте насекомое: « Своей окраской это насекомое предупреждает:
« Не тронь меня, я несъедобный». И птицы его не трогают.»( божья коровка)
3 – ий КОНКУРС КАПИТАНОВ (5 баллов)
Прочитать экологическую сказку и исправить ошибки, совершённые школьниками
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА
В нашем классе была запланирована поездка в лес .В последний момент наша учительница заболела. Но мы решили поехать в лес сами.
Дорогу мы знали, запаслись продуктами , не забыли и магнитофон.
Весёлой музыкой мы оповестили лес. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. Нам часто попадались грибы- белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы , которые мы не знали , мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай , перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывалбанки , сказав : « Микробы всё равно их разрушат!»В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали голубоватые яички и положили их обратно. На опушке мы нашли маленького ёжика. Решили взять его в живой уголок.
Начали набегать тучи, пошёл дождь. Мы уже порядочно устали. С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час наш поезд прибыл домой. Весёло прошёл день!
И конкурс членам команды
Веселые загадки!
Растение видное, а прозвище - обидное.
Ответ. Лопух.
Кто весь век в воде живет, а самой воды не пьет:
Ни озерной, ни речной, ни какой-нибудь другой?
Ответ. Рыба.
В добротной избушке старушка живет.
Порой на прогулку Тихонько идет.
То в зарослях бродит, то выйдет к воде,
Хотя не выходит из дома нигде.
Ответ. Черепаха.
В дверь вошло животное, до того голодное:
Съело веник и метлу, съело коврик на полу,
Занавески на окне, и картину на стене,
Со стола слизнуло справку и опять пошло на грядку.
Ответ. Коза.
Сел Егор между гор.
Говорит: «А ну-ка, горы, молодца везите в город!»
Ответ. Верблюд.
Неразлучный круг подруг тянет к солнцу сотни рук.
А в руках – душистый груз разных бус на разный вкус.
Ответ. Сад.
Носил мальчик зеленый кафтанчик,
Стал паном – обзавелся красным кафтаном.
Ответ. Помидор.
Гонит к морю ветерок сто поломанных дорог.
Ответ. Льдины.
Пришла Маланья – зажглося пламя.
Пришел Пахом – затрясся дом.
Ответ. Гром и молния.
4 – ый КОНКУРС «Блиц – вопросы» ( 1 балл)
- Как называется наука о связи живых существ со средой обитания? (экология)
- Как называется ближайшая к Земле звезда? ( Солнце)
-Чем покрыты зубы человека? ( эмалью)
- Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? ( птицы бросят яйца и они погибнут)
- Почему у водоплавающих птиц перья в воде не намокают ? (смазаны жиром)
Шуточные вопросы:
1. Каким гребнем не расчёсывают голову? (Петушиным)
2. Петух снёс яйцо, кому достанется оно? (Петухи не несутся)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
4. Как сорвать лист с ветки, чтобы не спугнуть птицу? (Подождать когда птица улетит)
5. Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый)
6. Какой город носит название птицы? (Орел)
7. Отчего гусь плавает? (От берега)
8. Почему птицы летают? (По воздуху)
9. почему утка плавает? (По воде)
10. Сколько нужно взять букв «А», чтобы получить птицу? (Сорок – А)
11. На какое дерево ворона садится после дождя? (На мокрое)
12. Отчего петух, когда поёт, закрывает глаза? (Хочет показать, что знает песню наизусть)
Ведущий: Следующий конкурс - «Гонка за лидером».
Вам даётся одна минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
Вопросы команде 1
1. В воде купался, сухим остался. (Гусь.)
2. Колобок обросший иголками (Ёжик.)
3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)
4. Зимнее логово медведя (Берлога.)
5. Какую траву любят кошки? (Валериану)
6. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи.)
7. Пингвин - птица или нет? (Птица.)
8. Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа.)
9. Разноцветные грибы. (Сыроежки.)
10. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)
11. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)
12. У какого дерева ствол белый? (У березы.)
13. Какая птица выше всех летает? (Орел.)
14. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
15. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
16. Нос птицы (Клюв.)
17. Курица мужского рода (Петух.)
18. Что случается с пчелой после того, как она ужалит?(Умирает.)
19. Какое дерево весной дятла поит? (Береза.)
20. Что означает «плач» берёзы весной? (Соковыделение.)
21. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
22. Сколько ног у жука? (Шесть)
Вопросы команде 2
1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
2. Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.)
3. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)
4. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк.)
5. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой.)
7. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)
8. Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь.)
9. Когда еж не колется? (Когда только родился.)
10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно.)
11. Дерево - символ нашей Родины. (Береза.)
12. Ребёнок кошки (Котёнок.)
13. Ночная птица (Сова.)
14. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
15. Птичий домик (Гнездо.)
16. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
17. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая.)
18. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
19. Сколько ног у паука? (Восемь.)
20. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)
21. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
22. У какого дерева в лесу всё время дрожат листочки? (Осина)
Учитель:
Современный человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда, можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью.
5-й конкурс “ШЕДЕВР”
Каждая команда представляет свою поделку из бросового материала.
Затем создают свой «экологический шедевр».
В задачу команды входит за определенное время, использовав все предложенные материалы, создать какой-либо мини-"шедевр" - аппликацию из разрезанных кусочков картины по экологии.
6- ой конкурс « Все растения важны, все растения нужны»
- Любимая травка кошек? (валерьяна)
- Что ей лечат? (Нервную систему, сердца)
- Назовите растение, сок которого помогает избавиться от бородавок? (чистотел)
- Назовите растение, у которых лекарственными считаются плоды? ( смородина, малина, шиповник)
(рассказ о лекарственный растений. Легенды об одуванчике, кедре).7 – ой конкурс : «Листок - лепесток»
-Сейчас каждая из команд получит конверты (приложение №3), в них буквы, из них вы должны выложить названия растений. При составлении не должно остаться букв. За каждое правильно собранное слово команда получит 10 баллов. На выполнение этого задания у вас будет 1 минута. Команда, которая первая соберет все слова, получит дополнительные 10 баллов.(ведущий выдает конверты с буквами, в каждом конверте одинаковое количество букв, но разные названия растений) Всё ясно? Тогда начинаем!
- Проверяем! Конверт№1 (пион, василек, фиалка), Конверт№2 (тюльпан, мимоза, роза), Конверт№3 (ирис, орхидея, ландыш). (Игроки получают балы, за собранные слова).
8 – ой конкурс «Природное равновесие»
Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).
9 – ый конкурс « Звери, птицы леса».
Птицы:
1. Птица, питающаяся только падалью? (Сип)
2. Какая ночная птица не вьёт гнезда? (Козодой)
3. Какая птица бегает в поисках корма по дну реки? (Оляпка)
4. У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)
5. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок)
6. Какая птица не садится не на воду, не на дерево? (Стриж)
7. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
Учитель:
- Что сделал человек, чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных?
(Создал «Красную книгу»)
- Что такое «Красная книга»?
Красная книга - это книга, большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны. В Красной книге содержится перечень редких видов и подвидов с их описанием, численность, ареалом обитания, причинами вымирания, а также с принятыми мерами и мерами, которые необходимо предпринять в дальнейшем, для сохранения и охраны вида. При создании первого списка (кадастра) редких видов животных и растений Международным Союзом Охраны Природы, было решено его назвать - Красной книгой, потому что красный цвет - символизирует сигнал опасности...
На нашей планете есть множество различных животных, грибов, растений, птиц. При этом, некоторые из них представлены в избытке и их можно встретить повсюду. Но часть из них встречается довольно редко, вплоть до нескольких десятков представителей.
Так вот, чтобы сохранить оставшиеся семейства и виды этих существ и растений существует специальный документ - Красная книга.
В красную книгу внесены животные, растения и грибы, находящиеся под угрозой вымирания. Для каждого исчезающего вида разрабатывается перечень мероприятий по его сохранению.
Первое издание вышло в 1963 году.
В Красной книге есть деления в зависимости от охранного статуса:
1) Чёрный цвет - вымершие
2) Красный цвет - под угрозой вымирания

3) Зелёный цвет - риск невысокий

Красные книги бывают 3 уровней, в зависимости от масштаба территорий проживания.
1) международные
2) национальные
3) региональные
Например, что касается нашей страны, то существует Красная книга России, а также есть книги для отдельно взятых регионов - например, Красная книга Алтайского края или Красная книга Ставропольского края.
- А знаете ли вы, что такое «Чёрная книга»?
(сообщение о вымерших птицах).
Звери:
1. Животные эти необыкновенные. За ними «числятся» рекорды ныряния, битвы с гигантами спрутами, глотание людей. (Кашалот)
2. Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверёк похож на гордо подтянутого командира. (Суслик)
3. Мчится «птица-зверь» – не видно, как земля касается, скорость – 50 км/час. Длинный хвост его как руль, помогает на скаку менять направление. Кто это? (Тушканчик)
4. Название они получили от того, что их мясо похоже на поросёнка, а завезены они были «из-за моря». (Морские свинки)
5. Его оружие – иглы. Зверь оглушительно гремит ими, угрожая противнику, может в коротком беге вонзить их в тело врага. (Дикобраз)
6. Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка)
7. Спор о положении этого зверька в животном мире длился около ста лет. Кто он: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью? (Утконос)
10 – ый конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» ( 5 баллов)
( Прочитать выразительно стихотворение о природе, спеть песню и показать мини сценку)
8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.НАГРАЖДЕНИЕ.
Клип «Давайте сохраним ромашку на Земле»
Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете... Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. О, как природа-мать Терпима и добра!.. Но чтоб ее Лихая участь не постигла, Давайте сохраним На стрежнях - осетра, Касатку - в небесах, В таежных дебрях - тигра. Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте же мы все Навек объединимся. Давайте наши Души сохраним, Тогда мы на Земле И сами сохранимся..Учитель:
-А закончить мне хотелось бы следующими строками:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам!
Всегда в любое время суток
Он нам открыт в жару и стыть,
Входя в него - будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Друзья, мы призываем вас, беречь самый красивый и хрупкий- ЭКО мир!
Спасибо!
Просмотр видео – клипа: «Прости, Земля!»
Ведущий. Спасибо всем командам! Сегодня в этом зале, на нашем празднике- конкурсе вы не только проявили свои актерские, режиссерские, творческие способности, но и показали, что вам не безразлична судьба нашей планеты, что вы знаете и любите природу родного края и готовы охранять прекрасный мир, в котором мы все живем.
Список литературы:
ksosh3.edusite.ru/p79aa1.html
строки из стихотворения с сайта http://pedsovet.su/load/243-1-0-3778
Гурнакова Е.Н. Мир живых загадок. Донецк, 2006
Пашнина В. «Умные» игры и развлечения. Владимир, 2007